Пятница, 3 мая, 2024

Бог не скрывает от нас истину, а наоборот, щедро преподносит её каждому человеку, желающему познания правды, – Митрополит Епифаний

Must Read

Из Евангелия мы слышим одну из самых известных притч – о сеятеле. Сам Господь даёт ученикам её толкование, указывая на то, что слово Божие сеется щедро и подаётся всем, но не все одинаково воспринимают его и потому от засеянного бывает разный плод.

Об этом сказал Предстоятель ПЦУ в своей проповеди.

И это первый вывод, который следует взять нам из услышанного: Бог не скрывает от нас истину, а наоборот, щедро подает её каждому человеку, желающему познание правды. Сравнивая Себя с сеятелем на поле, Спаситель через понятный образ свидетельствует, какова Его цель и желание: чтобы зерна истины в душах людей дали богатый плод. Ведь если кто-то выходит засевать ниву, то чего стремится – просто рассыпать зерно на землю, чтобы оно проросло и дало хороший урожай? Очевидно, что хороший хозяин заботится именно об урожае. Так и Сын Божий, когда сеет слово евангельской проповеди, цель Он имеет не просто возвещение заповедей и других истин – Его цель в том, чтобы это слово укоренилось в каждой душе и дало, богатые плоды для вечности.

Зная о такой цели и намерении возвещения Богом откровения, задаемся вопросом: почему же тогда евангельская правда не имеет такого распространения и укоренения среди людей, как того хочет Господь? Ибо Он Сам говорит через Писание, в чём состоит Его желание: оно состоит в том, «чтобы все люди спаслись и достигли познания истины» (1 Тим. 2:4).

Все люди, а не только некоторые. Бог хочет, чтобы все люди спаслись. Но мы видим и знаем, что не все достигают спасения. Так в чем причина, что Божье желание не осуществляется?

Причина в том, что познание истины и достижение спасения зависят не только от Бога, но и от каждого конкретного человека. Зависит не только от желания Божия, но и от желания человеческого. Господь даёт людям дар вечной жизни. Но принять ли этот дар – зависит от каждого лично.

Как сеятель сеет одинаковое зерно, но посеянное не равно укореняется и растёт, так и слово Евангелия не одинаково воспринимается людьми. Одни с открытым сердцем слушают его, слышат, принимают и стараются выполнить. А другие слышат – и отвергают, или уродуют в угоду собственным мыслям и страстям. Зерно одинаковое – но не одинаковый даёт плод, потому что по-разному его принимает нива. Так и Евангелие, Божье откровение – одно и неизменное, но разным образом и по разному его воспринимают люди, и поэтому от услышанного имеют не одинаковые плоды.

Зная это, задаёмся вопросом: а что же нам, как православным христианам, делать?

Прежде всего – помнить, что посеянное зерно само собой не означает готового урожая. Птицы могут выклевывать его, сорняки – заглушить, жара – высушить и погубить. Так и слово Божие у нас, хотя и посеянное, и воспринятое нами – нуждается в уходе, постоянной заботе, сохранении и взращивании.

Будут ли считать хорошим хозяином такого, который посеял зерно на поле весной – и только к осени придётся искать на нём урожай? Конечно, нет, а наоборот – назовут такого ленивым и небрежным. Так и каждый из нас, когда думает, что достаточно принять крещение, войти в Церковь, и дальше все совершится для нас само собой, и спасение уже нами через это достигнуто – ошибается. Ибо как засеянная нива требует для урожая бодрствования и внимательного труда, заботы и многих усилий, так и слово Божие, посеянное в наше сердце Евангелием и учением Церкви, нуждается в нашем внимании. Ведь многие опасности подстерегают нас в духовной жизни – опасностей от зла, которое укоренилось в нашей природе из-за грехопадения человечества, от искушений, которые ширит дьявол, от внешних обстоятельств, создающих разного рода препятствия. Поэтому нам следует давать достойный ответ на эти вызовы, защищать посеянное Богом слово, беспокоиться о его росте в нашей душе, постоянно прилагать для этого собственные усилия. Ведь именно так говорит нам и Спаситель: «Царство Небесное силою обретается, и кто прилагает усилия, приобретает его» (Мф. 11:12).

Ещё одно руководство, которое мы получаем, слушая слово из Евангелия, состоит в ответе на вопрос, где искать нам разъяснение всего, чего мы не понимаем в Божьем откровении. Ибо всякий человек, слушающий Евангелие, обязательно сталкивается с непониманием услышанного. Кто-то не понимает больше, кто-то – меньше. Но нет никого, кто бы совсем не сталкивался в своей духовной жизни с таким вызовом, кто мог бы сказать правдиво: я все понял и всё мне ясно в слове Божием.

Итак, если и перед нами встают те или иные вопросы относительно правильного понимания слов Евангелия, Божьей науки, то, как нам поступать?

Кто-то прибегает к своему разуму как источнику истины. Такой человек думает: это я понимаю так, а вот – иначе, это воспринимаю, а вот – нет. И она сама себя делает мерилом истины, свой ограниченный опыт и ограниченное понимание возводит на высшую степень, делая их мерилом для слова Божия.

Кто-то прибегает к авторитету учителей и наставников, слушая их объяснения и толкования. Но из Евангелия мы видим, что учителя и наставники не все и не всегда сами верно понимают слово Божие. Книжники и фарисеи числились людьми более образованными в законе. Но через человеческую немощь и ошибки, которые они допускали, вместо подлинного Божественного учения истины они часто преподносили собственное искаженное понимание слов Божиих, которое Христос называет преданиями старцев и наукой человеческих заповедей.

Итак, если для познания истины человек не может ни полагаться только на самого себя и свой ум, ни на ум и познание других – то где он может найти твердую основу для выяснения того, что есть истина? Услышанное нами из Евангелия даёт ответ: искать объяснения следует у Самого Христа. Следует поступать так, как апостолы. Когда они не поняли притчу, они обратились к Спасителю и просили дать объяснение, которое и было получено.

Так и каждый из нас для правильного понимания истин Евангелия должен в молитве просить Бога раскрыть наш разум, наше сердце, нашу душу для принятия истины. Именно поэтому мы каждый раз, когда должно читаться в храме слово Евангелия, перед этим возносим молитву и просим благословения от Господа, чтобы наши сердца раскрылись для понимания услышанного, чтобы свет Божьей правды просветил и нас.

Несомненно, что это правило ни в коем случае не означает, что никого не следует слушать, а только ждать, когда Сам Господь даст лично объяснение и истолкует откровения. На множество вопросов Бог ответил тем, кто искал правды – святым отцам, подвижникам и праведникам. Церковь, как тело Христово, как община верных, объединенная вокруг Сына Божия, имеет от Самого Спасителя и силу, и познание, и опыт для верного сохранения и распространения Евангелия. Ибо именно она, Церковь Бога Живого, есть столб и утверждение истины (1 Тим. 3:15). Как апостолы просили от Христа объяснения притчи и получили его, так и дальше, в течение жизни Церкви, святые и праведные обращались к Богу за объяснениями и получали их.

Этот опыт толкования откровения приумножается и сохраняется Церковью, и каждый, желающий познать истину, может, как из неистощимой сокровищницы, получать из него драгоценную истину. А кто отвергает авторитет Церкви, тот отвергает Христа и презирает Бога, как и сказал Спаситель апостолам: «Кто слушает вас, тот Меня слушает, и кто презирает вас, тот Меня презирает, а кто презирает Меня, презирает Пославшего Меня». (Лк. 10:16).

Пусть Господь каждому из нас неизменно помогает сердце и душу открыться к принятию и воплощению Его слова. Помогает через Церковь, через апостольскую науку и науку святых отцов и учителей все глубже познавать истину, чтобы она, как зерно хорошо в плодородной ниве, хорошо росла в наших душах и давала богатый плод для нашей жизни вечной. Аминь.

Об этом сообщает информационный ресурс Духовный фронт Украины.

Лента

В Норвегии разоблачили сеть российских шпионов

Норвежская полицейская служба безопасности (PST) обнаружила агентов российской разведки в Западной части страны. Спецслужба считает, что Россия может готовить...

Актуально