Воскресенье, 19 мая, 2024

Чтобы познать волю Божью не следует ожидать особых знамений и чудес, но необходимо обращаться к словам Священного Писания, – Митрополит Епифаний

Must Read

Церковь для наставления даёт нам чтение притчи о богаче и Лазаре. Притча эта имеет множество значений. Это и пророчество о воскресении праведного Лазаря, ибо, когда Спаситель действительно вывел его из гроба, то ожесточенные сердцем начальники народа и фарисеи даже такому явному чуду не поверили.

Об этом пишет пресс-служба ПЦУ.

Это и свидетельство о вознаграждении и воздаянии за дела, добрые или злые: каждый человек в вечности получит плоды того, какой была его жизнь. Это и осуждение нечувствительности к беде и страданиям ближних: богач явно имел и возможность помочь Лазарю, но был безразличен к его страданиям.

Однако хочу привлечь наше общее внимание к словам, по которым притча завершается. Когда умерший богач просит праотца Авраама послать Лазаря к его братьям, чтобы предостеречь их от грешной жизни, то получает ответ: «У них есть Моисей и пророки; пусть слушают их. Он сказал: нет, отец Авраам! Но когда кто-нибудь из мертвых придёт к ним, покаются. Тогда Авраам сказал ему: если Моисея и пророков не слушают, то кто бы и воскрес из мертвых, не поверят» (Лк. 16:29-31).

В чём значение этих слов притчи? Они подчеркивают чрезвычайную важность и необходимость для человека изучать Священное Писание. Ибо упомянутые здесь Моисей и пророки – это священные писатели книг Ветхого Завета. Когда Спаситель словами Авраама из притчи указывает на Моисея и пророков, то говорит не непосредственно о них самих, как людях, но о библейских книгах, написанных ими под вдохновением Духа Святого.

Богач просит Авраама послать к его братьям умершего Лазаря, чтобы чудо воскресения побудило их пересмотреть свою жизнь. Чтобы они, увидев мертвого живым и услышав из его уст наставления, изменили свою жизнь, не грешили так, как грешил этот уже осужденный их брат. Чтобы исправились и из-за этого избежали адских мучений.

Но праотец отказывает богачу, справедливо указывая, что для получения наставления в истине, для получения знания, как различить добро и зло, знание того, что следует делать, чтобы исполнить волю Божию, а чего избегать, чтобы не быть наказанными – для всего этого не следует ожидать какого-нибудь особого знамения или чуда. Все, что нужно знать человеку для победы над грехом – уже открыто. Через пророков Бог явил Свою волю, дал заповеди, научил пути жизни, пути праведности, а также предостерег от грехов и зла.

Итак, чтобы познать волю Божью, человеку не следует ожидать каких-то особых знамений и чудес, но необходимо обращаться к словам Откровения, к Священному Писанию, к Библии. На страницах Ветхого и Нового Завета дан ответ на вопрос, что делать человеку, а чего избегать. В Писании дана оговорка от жизни греховной, следствием которой будет ад. Так же, как дано поощрение к жизни праведной, к приумножению жертвенной любви и добра, ибо плод такой жизни – блаженная вечность с Богом.

Дорогие братья и сестры! Был ли кто-нибудь из нас свидетелем воскресения умершего человека? Мы верим в воскресение мертвых, верим, что Христос воистину воскрес, верим Евангелию, свидетельствующему о воскресении Лазаря, праведной Тавифы, дочери Иаира и сына наинской вдовы. Но нам, лично, не приходилось видеть никого, кто был мертвым – и воскрес. Потому что это исключительное, чрезвычайное событие. И если бы мы сами стали свидетелями такого чуда, то не сочли бы это чем-то действительно непревзойденным и важным?

Притча, которую мы слышим, свидетельствует, что каждый из нас может быть свидетелем чего-то большего, чем воскресение мертвого – мы можем познавать волю Божью из книг Священного Писания через наставления Церкви, которая хранит, проповедует и объясняет Божественное откровение. Если бы из гробницы поднялся умерший и стал свидетельствовать – не слушали ли бы его со страхом и внимательностью? Но мы имеем возможность быть свидетелями того, что притча определяет как больше и важнее, чем слова воскресшего из мертвых человека – мы имеем слово Божие, утвержденное воскресением Господа Иисуса Христа.

Чтобы услышать это слово, не следует идти в дальнюю страну, не нужно изучать незнакомый язык – слово Божие провозглашается здесь и сейчас, на родном и понятном языке. Извещается открыто и для всех. Никакие внешние обстоятельства и признаки не ограничивают человека в том, чтобы иметь доступ к этому познанию. Ни возраст, ни пол, ни состояние общественное и материальное, ни национальная и культурная принадлежность, ни что-либо другое из признаков мира этого, по которым различаются люди – не может помешать желающим, познать волю Божью.

Для этого нужно только одно – открытое сердце. Нужно желание, услышав и узнав закон Божий – исполнять его. А кто не имеет открытого сердца, кто не желает исполнять наставления Божии, то для таких, как справедливо говорит притча, даже если и мертвый воскреснет на глазах их, то они не поверят. Как не поверили книжники и фарисеи, когда Христос воскресил Лазаря, четыре дня лежавшего в гробе, и даже сговорились убить и Спасителя, и Лазаря, которого Он воскресил.

Итак, дорогие братья и сестры, кроме других важных наставлений, притча, которую мы сейчас слышим, напоминает нам о жизненной необходимости каждому человеку изучать слово Божие, читать книги Священное Писание, чтобы исполнить то, что ради нашего блага заповедает нам Господь. Не следует ожидать момента, когда какими-то особыми знамениями или чудесами Бог непосредственно нам даст наставление или предостережение. Все необходимое для нашего спасения от адских мучений уже подано нам, открыто и возвещено через Библию, через Божественное откровение. Поэтому мы не просто имеем возможность познать истину – мы обязаны делать это!

Господь сделал всё, чтобы истина для нас была узнаваема, чтобы никакие внешние препятствия не помешали нам знать её и воплощать в жизни. И только лично от каждого из нас зависит, пользуемся ли мы этой возможностью или тратим её, как жизнь свою тратил в богатстве безумный человек, унаследовав за это осуждение и адские страдания.

Дорогие братья и сестры!

Сегодня в этой святыне, в Успенском соборе украинской Лавры, мы имеем духовную радость почтить преподобного Меркурия Черниговского, игумена Бригинского. Его честные мощи были найдены 12 лет назад и постоянно находятся в черниговском кафедральном соборе святой Екатерины. Однако по случаю годовщины канонизации этого святого нашего времени его честные мощи принесены в Лавру на поклонение. Ибо отец Меркурий был пострижен здесь в монашество, нёс свои духовные подвиги.

Большевики закрыли Лавру, выгнали из этих стен молитву и богослужение и думали, что победили. Но Бог явил на преподобном то, что уподобляет его Лазарю из притчи: богоборцы и гонители теперь воздаются вместе с дьяволом, которому они при жизни служили, совершая зло. А преподобный Меркурий, при жизни много пострадавший, теперь прославлен. Душой он – среди святых в Царстве Божьем. А телом своим, своими честными мощами – он снова пришел в свою обитель как свидетель великих дел Божиих. Как свидетель силы Евангелия, силы Божественного откровения, побеждающего всё.

Имея возможность перед раком с мощами преподобного вознести молитвы к нему, мы в этот день усердно просим его покровительства перед Господом, просим защиты для наших мужественных воинов, просим победы для Украины, чтобы русские агрессоры были изгнаны с нашей земли и чтобы был утвержден справедливый мир.

Так же мы просим о победе и мире, о единстве Церкви и о благе для народа другого нашего святого, память которого ныне впервые торжественно чествуется – святителя Рафаила, Митрополита Киевского.

Молитвами святителя Рафаила, преподобного Меркурия, преподобных отцов наших Печерских и всех святых, Господи Иисусе Христе, помилуй украинский народ и всех нас! Аминь.

Об этом сообщает информационный ресурс Духовный фронт Украины.

Лента

Стало известно о текущем состоянии здоровья словацкого премьера Фицо

Состояние здоровья премьер-министра Словакии Роберта Фицо после покушения постепенно улучшается. Сегодня словацкие врачи провели еще одну операцию, которая, по словам...

Актуально