Суббота, 18 мая, 2024

Диакона РПЦ, отказавшегося благословлять россиян на войну, лишили сана

Must Read

С первых дней российского вторжения в Украину Русская Православная Церковь приняла сторону Кремля. Глава РПЦ Патриарх Кирилл, вслед за Президентом Путиным повторяет тезис о том, что россияне, погибшие на войне, “попадут в рай”, и добавляет, что гибель на фронте “смывает все грехи, которые человек совершил”.

Единицы священников среди РПЦ не поддерживают такую точку зрения, и ещё менее публично её выражают. Среди них и священнослужитель Аркадий Фомин из Коми, которого лишили служения, потому что подписал антивоенную петицию и открыто высказывался против российской агрессии против Украины.

Он рассказал Север.Реалии, что предпочёл уйти из церкви, чем благословлять мобилизованных, отправляемых на войну против Украины.

Сегодня бывший служитель церкви не носит рясу и не проводит богослужения. Он по-прежнему считает, что Христос учил любви, но его взгляд на шестую заповедь “Не убивай” разошелся с позицией РПЦ. И через несколько месяцев после начала войны 35-летний диакон Аркадий Фомин стал обычным мирянином.

Аркадий посвятил церкви 11 лет, пять из них после рукоположения служил диаконом. Пока он признаёт, что не все традиции РПЦ были ему близки. Придя в “корпорацию с патриархальными традициями” – именно так он называет РПЦ, – Аркадий хотел в ней многое превратить.

Первые духовные разногласия с церковью возникли, когда Аркадий, тогда ещё обучавшийся в семинарии, стал служить секретарем-референтом при Воркутинской епархии РПЦ.

– Мне нужно было постоянно проверять электронную почту епархии. Там я увидел много неприятных вещей, касающихся отношений с людьми, и это произвело на меня сильное впечатление. Но настоящий шок случился позже. Как-то во время проповеди Владыка Иоанн, Архиепископ Воркутинский и Усинский сказал, что все абортованные и умершие некрещеные младенцы попадают в Ад. Сейчас у меня есть богословские знания, и я понимаю, откуда взялось такое представление. Как существуют разные школы философии, так и в христианстве есть разные направления: ортодоксальные консерваторы, фундаменталисты, модернисты и многие “…истов”. Я часто говорю: “Сколько христиан, сколько и христианств”. Известно, что есть общий базис. Но моё христианское представление иного пошиба. Слова Владыки Иоанна тогда вызвали очень отрицательные эмоции.

Разногласия с РПЦ возникали ещё не раз. Когда в августе 2018-го его рукоположили, Аркадий не проявил стремления к традиционной церковной карьере: обзавестись приходом и наставлять паству. Свою деятельность он связывал с просвещением православной молодежи.

За год до войны на одной молодежной встрече при Сыктывкарской епархии, в его адрес прозвучал упрек, что он “преподает антипатриотические настроения”.

– Я всегда держался позиции, что патриотизм – это не о христианстве. Под патриотизмом имею в виду не любовь к культуре, традициям, а его словарное определение. “Патриотизм – любовь к Родине и такое отношение человека и государства, при котором человек интересы страны и государства ставит выше собственных”. РПЦ наследует черты Русской церкви времён русской империи. Ещё тогда существовал конфликт церкви со Львом Толстым, анархистом и антигосударством, считавшим, что государство и патриотизм – зло. Наша церковь скорее пользуется терминами Достоевского: “Русский – значит православный”, и для неё патриотизм неотделим от христианства. Причем это именно милитаристский патриотизм, наполненный восхищением воинской обязанности. Здесь по-своему понимают слова Иисуса Христа о том, что «нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей».

По мнению Фомина, милитаристский патриотизм усиливался в церкви с каждым годом, и ему хотелось противостоять этим тенденциям. Он пытался донести, что христианство – это, в первую очередь, любовь ко всем людям, и убеждал, что не может быть морального оправдания войнам.

– В России церковь, как до революции, так и сейчас отравлена этнофилитизмом, при которой национальные интересы относятся выше духовных. Я спрашивал, если все народы равны, то для чего нужно такое явление, как патриотизм. Не то чтобы я собирался критиковать патриотизм совсем. Если кто-то для себя это определяет как любовь к берёзкам и стихам Есенина – на здоровье. Я сам люблю берёзки и русских поэтов. Другое дело, что в православии видят патриотизм по-другому. Редко встретишь человека, который под знаменем патриотизма раздаёт хлеб нищим. Зато под патриотическими идеями собирается многое: от военных операций до крестных ходов в церкви. Против этого я выражал протест. Мне казалось это неправильным, нехристианским, чему я учил и других людей, – говорит бывший священнослужитель.

– Если говорить по учебнику о моральном богословии, то за ним христианин должен отдавать предпочтение более высокому перед низшим, – объясняет Фомин.

– Человечество больше, чем нация, поэтому общечеловеческие интересы лучше. Удивительно, но многие священники считают, что предпочтение следует отдавать национальным интересам. Я был поражён этим. Другой вопрос, возникавший в ходе дискуссий о патриотизме: “Чьи интересы станут важнее, если Россия на кого-то нападет?”

И, какая ирония, практически все говорили: “Мы, русские, никогда ни на кого не нападём”. Я предлагал поразмышлять на эту тему, но меня дёргали: мол, зачем задавать спекулятивные вопросы, ведь этого никогда не произойдет. Хорошо помню, как ответил один священник: “Даже если такое произойдет, мы перестанем быть русскими”. Вот слова, которые я слышал от людей за год до известных событий. Эти люди и сейчас выкрутились из ситуации. Теперь они говорят, что это не нападение, а мы заканчиваем начатую не нами войну.

Отличие от РПЦ во взглядах на Запад, политику и общественные проблемы оказались для отца Аркадия особенно неприемлемым с началом войны. “Дед всё-таки е****ся”. С этих слов для отца Аркадия началось утро 24 февраля, когда его разбудил друг, у которого он остался ночевать.

– В первую очередь испугался за родных и друзей, проживающих в Украине. Прекрасно понимал, что их жизнь в опасности. И неважно, что у нас это называли специальная операция, для них это была война, – рассказывает Фомин.

В Украине Аркадий появился пять лет назад, после того как они с женой поняли, что в Воркуте им трудно выжить.

Жить в Украине дольше 90 дней мужчине с российским гражданством нельзя. Поэтому Аркадий несколько лет мотался между Сыктывкаром, где учился в семинарии, и Черкассами, пока окончательно не осел в Коми. Но дружеские и родственные связи с Украиной оставались.

– Моим родным повезло. Большинство оказались в городах, не страдавших от оккупационных боевых действий. Хотя, по авиации, они так же постоянно живут в состоянии перманентной “воздушной тревоги”. Никто из них не упрекал меня, что моя страна напала на Украину – моя позиция им известна, – говорит Аркадий.

Когда начались военные действия, Аркадия, по его словам, настолько “шваркнуло”, что ему хотелось что-то сделать на горячую голову. В первые дни он обвинял церковь только потому, что она молчит. Диакон предполагал, что мнение духовенства разделится, и церковь имеет шанс повлиять на ситуацию. Но Патриарх Кирилл ничего не говорил. Аркадию хотелось подтолкнуть стороны к примирению. Он предложил устроить публичную дискуссию и высказать свою позицию о войне. На предложение откликнулся один культурный центр в Сыктывкаре.

– Узнав об этом, из епархии написали: “Отец Аркадий, одумайся! Ты сначала должен получить благословение».

В начале марта 2023 г. в интернете появилось обращение священнослужителей РПЦ, с призывом к примирению. Подобные петиции тогда подписывали многие, кооперируясь, прежде всего, по профессиональному признаку – учёные, преподаватели, журналисты.

Аналогичную петицию, распространявшуюся среди священников, подписал и диакон Аркадий Фомин. Всего под ней числится 294 имени священнослужителя Русской Православной Церкви, правда, большинство подписавших обращение находятся за границей.

Некоторых из оставшихся в России за подпись под этой петицией ожидало административное преследование. Так, в декабре 2022 года клирика из Храма Благоверных Ярославских чудотворцев Казани, иерея Глеба Кривошеина за подпись под антивоенной петицией суд оштрафовал по административному делу о дискредитации армии на 15 тысяч рублей. А 8 февраля редакция сайта “Благодатный огонь” предложила руководству РПЦ лишить сана подписавших этот документ священников.

– Мои высказывания не только не вызвали поддержки, сочувствия, но впоследствии в Сети начались угрозы в расправе и обещания сообщить определенным органам. Скорее всего, за этим ничего не было, но жить в атмосфере угроз непросто, – признаётся Аркадий.

После публикации одного стихотворения на своей странице ВКонтакте он получил от епархии выговор.

– От меня в любом случае потребовали бы извинений и признания лояльности. Так поступить я не мог. В то время Владыка Питирим, Архиепископ Сыктывкарский и Коми-Зирянский, был в полную силу “СВО”-шным. Он публичная личность, понимает свой статус и знает, как его слова влияют на людей. Многие думают: “Что скажет поп, то и хорошо”. И если он благословляет кровопролитие, публично поддерживает войну, значит, и он виноват в этой крови. И я не вижу, в чём его отличие от убийцы. Его позиция патриотическая, и он прекрасно понимает, сколько людей доверяет его авторитету.

После того, как Фомин публично выразил свою антивоенную позицию, официальное служение для него закончилось.

– Церковь такой стала не внезапно, не 24 февраля. В ней уже была отсталость, обскурантизм. Сейчас церковь тем более готова обслуживать режим, делать всё, что ему выгодно. Для России церковь – идеологический инструмент, – говорит бывший священнослужитель.

Он говорит, что отстранение от церкви в какой-то момент лишило его морального выбора: во время мобилизации ему не пришлось благословлять людей на войну.

– После событий в Буче и других новостей из Украины я радикализировался, хотел что-то реально изменить, причем с высокой степенью опасности для себя. Но нужно трезво оценивать свои возможности и понимать, что человек несёт ответственность не только перед собой или перед народом. Он несёт ответственность перед близкими, друзьями, перед тем будущим, в котором он сможет что-то изменить к лучшему менее жертвенным способом. Как говорил Сэлинджер, легко отдать жизнь во имя идеи, но трудно жить во имя идеалов. Поэтому, где нужно, лучше быть тихим и спокойным. Лучше делать хорошие ставки, чем плохие, – говорит Фомин.

Аркадий Фомин убеждён, что сложные отношения с РПЦ возникли не только у него как у священнослужителя, но и у многих верующих в России. По его мнению, РПЦ сейчас переживает кризис и после окончания войны ей придётся претерпеть изменения.

Об этом сообщает информационный ресурс Духовный фронт Украины.

Лента

Киево-Печерская лавра ввела услугу «Единый билет»

По случаю Международного дня музеев в Национальном заповеднике Киево-Печерская лавра с 17 мая вводится услуга Единый билет. Об этом сообщает...

Актуально