27 августа в Ставропигии Вселенского Патриархата в Украине – Андреевском храме Экзарх Вселенского Патриарха Епископ Команский Михаил совершил Божественную Литургию в сослужении священника Павла Соколовского.
Во время Богослужения были вознесены заупокойные просьбы к Богу за павших воинов ВСУ и мирных жителей, убитых захватчиками, сообщает Миссия «Ставропигия Вселенского Патриархата в Украине».
Во время обращения к верующим архиерей разъяснил притчу о юноше, который спрашивал Иисуса Христа, как достичь Царства Божьего. Несмотря на соблюдение заповедей, Господь ласково посоветовал ему продать чрезмерное имение и следовать за Ним.
По словам Экзарха Вселенского Патриарха в Украине, Бог даровал человеку абсолютную свободу воли и возможность бесконечного усовершенствования. “…предела совершенству нашего совершенства нет. Потому что всякое совершенство это приближение к Богу, приближение и уподобление Ему. Мы знаем, что Бог безграничен “, – подчеркнул Епископ Михаил.
Он напомнил, что Христос не винил юношу, а лишь показал следующий шаг. “Бог хочет спасти каждого человека и всегда рядом помогает нам”, – отметил Епископ Михаил.
Выражая благодарность за надежду Бога, что невозможные вещи возможны благодаря Его великой силе, Епископ Михаил отметил важность искренней веры в стремлении к Богу. Он напомнил, что наши усилия к совершенству не должны останавливаться, но всегда имеют возможность для развития и роста.
Экзарх выразил глубокую мысль, что Бог сотворил человека с абсолютной свободой воли, наделив его соучастием в собственном спасении. И именно через эту вольность человек имеет возможность выбирать путь совершенствования, приближения к Богу и обретения духовного совершенства.
Фото: Миссия «Ставропигия Вселенского Патриархата в Украине»
Текст Проповеди
Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь. Дорогие друзья, сегодня мы с вами услышали ответ Христа, который Он дал ученику – одному из юношей, который подошел и спрашивал Его: «Что мне сделать, чтобы подражать жизни вечной?».
Мы помним, что Господь просто перечислил заповеди декалога, который получил Моисей и дал народу Израильскому. Но что же тут необычного? Разве Господь не проповедовал всегда одно и то же слово Божие, покаяние? Проповедовал. Но обратим внимание, каков был этот ответ.
За Господом также ходили те люди, которые гордились знанием закона, исполнением его и что они от Христа слышали? Он не подбирал выражений: “Порождение ехидны, лицемеры”, и тому подобное. Он был строг к ним. Здесь приходит юноша, который, по сути, говорит то же самое.
Господи эти заповеди я сохранил от юности моей, что мне ещё сделать? И на ту же словоформу Господь даёт ему ласковый ответ. Ничего нового ему не сказал, но заметил: “Если хочешь быть совершенным…”.
То есть, во-первых, Господь увидел сердце твоего юноши, что он не так как фарисеи и саддукеи ходили за ним, чтобы только уловить Спасителя в слове, чтобы только похвастаться, как они праведны, а сами не жили соответственно этому. Христос увидел в том юноше, что он действительно жил так, как сказал: “Что всё это я сохранил от юности моей”. Не для того, чтобы его похвалили. Он действительно желал Спасения, следования за Господом, действительно желал жить по вере. И вот, на эту искренность Господь указал ему ещё один момент. “Если хочешь быть совершенным…”. То есть признал “Да ты всё сохранил, но если хочешь быть ещё лучше, ещё совершеннее …”. Тем самым показывая, что для человека в принципе нет предела совершенству…, нет. Человек даже в определенном смысле больше ангелов способен становиться святым, как в принципе становиться и грешным. Он может “совершенствоваться” и в этом. Но то благое побуждение, зов сердца того юноши, который призывал его искать, что же он ещё может сделать, показывают, насколько искренне он верил. Не просто выполняя это как хорошую традицию или желая показаться перед людьми. Он действительно хотел стать лучшим человеком.
Господь указал ему на его недостатки: «Если хочешь быть совершенным, пойди, продай своё имение, отдай нищим, приди и следуй за мной», не потому, что Господь осуждал его, что он был богат. В конце концов, возможно, он получил богатое наследие, возможно, он имел свои таланты, что сделал такое имение. Но видно, что он прикипел к нему всем сердцем, и Господь и дал ему это богатство, показывал ему, что всё, что он имеет в жизни, конечно с его усилием. Но это дар Божий, и соответственно хотел научить его относиться адекватно, трезво смотреть именно на этот аспект его жизни, который мешал ему совершенствоваться.
Опечалился юноша и отошел в печали, но заметим, он не стал ссориться, спорить с Богом, он пошел думать о том, что сказал ему Господь. Тогда Господь посмотрел и говорит: тяжело богатому войти в Царство небесное, проще верблюду пройти сквозь игольное ушко, чем богатому войти в Царство небесное.
Расстроились и ученики тогда, а как же быть, кто тогда спасется? И Господь даёт надежду и говорит замечательные слова: “Людям это невозможно, но у Бога всё возможно”.
Итак, тот факт, что этот юноша отошел расстроенный, ещё ни о чём не говорит, что он не последовал за Спасителем. Кто знает, возможно, через некоторое время, осмыслив, он поступил именно так, или приблизился к выполнению того, что ему сказал Спаситель. Но мы видим, что в любых ситуациях не меняется стиль поведения Господа и Его желания. А желание у Него одно, чтобы все люди спаслись, все без исключения. Поэтому Он одним, как фарисеям и саддукеям, прикрываясь законом только лицемерно показывающими свою праведность, отвечает очень жестко, чтобы они также опомнились. Он не хотел их наказать, а чтобы они спохватились, покаялись, изменили свою жизнь.
Так и здесь мы видим, что когда пришел человек и искренне сказал Ему: «так я соблюдаю заповеди». Бог ласково указывает на ещё один нюанс.
Итак, дорогие друзья, к чему это я говорю? Дело в том, что Господь сотворил нас с вами совершенно свободными, абсолютно свободными и соучастниками своего спасения. Господь мог с самого начала создать человека, как часы, которые завели и работают, или наделить человека определенными инстинктами, что человек просто автоматически выполнял бы заповеди и как Господь установил.
Но в том-то и чудо, в том-то доверие, в том-то и любовь Божия, что Господь даровал нам полную свободу воли, полную. Мы можем совершенствоваться в святости, можем совершенствоваться в греховной жизни. Повторюсь, что мы даже имеем возможности больше ангелов в этом. Но Господь всегда рядом, чтобы помочь нам.
Чтобы мы как тот юноша, когда даже живём праведной жизнью, когда соблюдаем все заповеди, когда всегда ходим в Церковь, читаем Священное Писание и когда мы приходим и спрашиваем Его, а что же мне ещё сделать, чтобы быть совершенным, тем самым Он объясняет , что предела совершенству нашего нет. Потому что всякое совершенство это приближение к Богу, приближение и уподобление Ему. Мы же знаем, что Бог безграничен.
То есть, как бы много мы ни делали, как бы хорошо мы ни жили, не значит, что достигнув определенной планки, мы можем остановиться, сесть, расслабиться. Нет. Это значит, что для нашего с вами развития, как людей, как христиан, верующих людей, как детей Божиих, нет предела, никто в этом не ограничивает, кроме нас самих. Ясно, что это накладывает на нас большую ответственность и требует от нас больших усилий, но мы не сами работаем и стремимся к тому. Всегда с нами Господь, который смотрит, даёт нам силы, благословляет нас, поддерживает и время от времени, кому-то чаще, кому-то реже, по необходимости говорит, если хочешь быть совершенным, сделай это ещё.
Стараемся, дорогие друзья, помнить, что главное в нашей жизни – искреннее следование Божьим заповедям и верой в Него. Нет, не потому что это нужно Ему, а потому, что это способ, который Он дал нам, для того, чтобы мы получили благо, чтобы мы уподобились Ему, приблизились к Нему и, в конечном счёте, обожествились. Давайте помнить это. Ценим это. Радуемся этому и никогда тем не пренебрегаем. Аминь.
Об этом сообщает информационный ресурс Духовный фронт Украины.