Вторник, 21 мая, 2024

Господь даёт нам все необходимое духовное оружие, чтобы защититься от стрел лукавого, – Митрополит Епифаний

Must Read

Из 6-й главы Послания апостола Павла Ефесянам мы узнаем несколько важных наставлений, на которых сейчас сосредоточим наши размышления. Об этом в своём слове к прихожанам сказал Митрополит Епифаний.

Далее приводим полный текст его проповеди:

Обратим внимание на слова: «Наша борьба не против крови и плоти, а против начальства, против власти, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесных» (Еф. 6:12). Эти слова имеют двойное взаимно связанное толкование.

Под плотью и кровью следует понимать наши собственные плоть и кровь, то есть наше тело, нашу телесную природу и в целом материальный мир, но также, в частности, следует понимать других людей.

Под начальством, властью, мироправителями века сего, духами злобы поднебесными следует понимать дьявола и подчиненных ему бесов, то есть согрешивших ангелов отпали от Бога и были низвержены с небес. Они являются нематериальными, бестелесными существами, поэтому именуются духами.

Следовательно, значение слов апостола Павла заключается в том, что для нас, христиан, истинным врагом, с которым мы должны бороться, истинным противником является не наше тело или в целом материальная природа, мир видимый, и настоящими врагами являются не другие люди, в которых Господь призывает нас видеть ближних своих, но нашим единственным истинным врагом есть дьявол и его прислужники бесы, духи злобы.

Из книги Деяний Апостолов и из посланий апостола Павла мы знаем, что одним из главных вопросов, которым уделяла внимание первая Церковь, был вопрос преодоления ошибочных, ложных взглядов, которые имели своим источником с одной стороны учение языческой философии, а с другой – передача иудейских старцев. Ведь молодая Церковь в апостольское время состояла из уверовавших во Христа, будучи до того иудеем, и из тех, кто обратился к истинному Богу от идолопоклонства и язычества.

Соответственно на неофитов, то есть новообращенных, оказали влияние взгляды, распространенные в тех средах, к которым они раньше принадлежали. И апостолы, в том числе святой Павел, уделяют много внимания тому, чтобы преодолеть эти ложные представления, не дать им проникать в церковную жизнь и смешиваться с истинным евангельским учением.

Для античной эллинской философии, которая в виде разных школ и направлений получила широкое распространение, был характерен дуализм, то есть противопоставление материального и духовного. Дух считался подобающим высшему, божественному миру. А материя и все её проявления считались причитающимися к низшему, злому началу. Следовательно, распространены были представления, что источником зла является сама материальность, телесность человека, и цель его жизни – достичь чистоты духа через освобождение от зависимости от материи.

Библейское откровение о сотворении мира полностью отрицает такое отношение к материи в целом и к человеческому телу, к плоти и крови, в частности. Писание свидетельствует, что мир сотворен Богом, и Господь сотворил все доброе. Книга Бытия так заключает рассказ о сотворении мира: «И увидел Бог все, что Он сотворил, и вот, хорошо оно. И был вечер, и было утро: день шестой» (Быт. 1:31).

Итак, не материальный мир, не наше тело, плоть и кровь, злы сами собой, как думали философы, но они стали подвластны действию зла после грехопадения. Грех исказил материальную природу, венцом которой был человек, внесший в нее расстройство, тление и смерть. Поэтому мы видим, как наше тело постоянно становится орудием греха, как через него или ради него, ради служения ему и удовлетворения его преувеличенных или искаженных потребностей человек искушается, прибегает к злу.

А потому и возникает мысль, что якобы само тело, плоть и кровь, сам материальный мир есть злом, что они являются нашим врагом, с которым следует бороться и от которого следует освобождаться. Но апостол Павел отрицает эту мысль, указывая, что сами собой плоть и кровь не являются нашим врагом, но они лишь орудие коварного истинного врага, дьявола, который через свою власть над плотью борется с нами, желая всех погубить.

Подтверждением этого учения является ключевая истина христианства – вера в воскресение Христово из мертвых и в будущее всеобщее воскресение. Мы верим не в какое-то воображаемое, призрачное или духовное воскресение, но на основании Божественного Откровения исповедуем воскресение в теле. Христос воскрес из мертвых Своим телом. Поэтому, являясь апостолам, Он специально подчеркивал это, показывая им Свою плоть и кости, Свои раны, потребляя пищу и питие. Также Откровение свидетельствует о всеобщем воскресении из мертвых, которое будет в последний день земной истории при втором пришествии Христовом, как о воскресении телесном по подобию воскресения Самого Спасителя.

Если бы плоть и кровь сами по себе были источником греха, то телесное воскресение не имело бы никакого смысла. Но зная, что грех только использует материю как свое орудие, мы верим в воскресение, которое в то же время означает и очищение нашего тела от власти зла над ним. И ради этого истинного очищения и жизни вечной не только для духа, но и для тела, то есть для человека в полноте двух его составных частей, мы имеем Таинство Причастия, когда потребляем Тело и Кровь Христовы.

Ибо у воскресшего Господа Его Тело и Кровь очищены, обожжены и освящены. И мы, приобщаясь к ним, принимая их, становясь их причастниками – очищаем и свою человеческую природу, открывая ей путь к блаженной вечности.

Отрицая античное дуалистическое отношение к миру, отрицая мысли язычников, что сама материя, плоть и кровь являются злом, апостол Павел также отвергает мысль, сформировавшуюся в среде толкователей Ветхого Завета. Оберегая истинную веру от полного истребления, Господь вывел от Авраама народ, которому был дан закон и суровые повеления не смешиваться с язычниками и не перенимать их злых привычек. Выделение народа Израиля среди других народов ради сохранения его от овладения грехами с течением времени стало восприниматься некоторыми толкователями не как временное охранное средство, но как нечто глубоко природное, сущностное.

Таким образом, именно общение с людьми, принадлежащими к другим народам, стало считаться источником греха. Словно зло происходило не от дьявола, а от того, к какому народу ты принадлежишь. Следовательно, мы видим, как это оказывалось, например, во вражде к самарян, с которыми пытались даже не разговаривать.

Но Спаситель сознательно разрушает эту ложную предвзятость, на примерах этих самарян – как через реальные события с их участием, так и на образах, взятых для притч. Господь показывает, что источником и корнем греха является не принадлежность к тому или иному народу, но подвластность всех людей действию зла, которое происходит от дьявола.

Поэтому общий смысл наставления апостола Павла, над которым мы сейчас рассуждаем, состоит в том, что грех и зло могут действовать через наше тело, могут действовать через других людей, но единственным истинным источником зла есть дьявол и бесы. Именно против них мы должны бороться, используя все те средства, которые Бог дает нам и которые апостол Павел перечисляет, называя их «полным оружием Божьим».

Дьявол желает, чтобы люди не видели его, как своего врага, но чтобы направляли свою вражду друг против друга или против себя самих. Но Писание обличает эту хитрость дьявола. Господь дает нам все необходимые орудия, все нужное духовное оружие, используя которое мы можем и себя защитить от стрел лукавого и нанести нашему врагу поражение.

«Люби грешника и ненавидимый грех» – учат нас святоотеческие наставления. Желаю всем нам, дорогие братья и сестры, научиться этому, чтобы побеждать власть зла, действующего до времени и у нас самих, и у наших ближних. Чтобы, по слову апостола Павла из Послания Римлянам, мы не были побеждены злом, но побеждали зло добром (Рим. 12:21).

Аминь.

Об этом сообщает информационный ресурс Духовный фронт Украины.

Лента

В России арестовали генерала после его критики военного руководства

Бывший командующий 58-й армией ВС РФ Иван Попов был арестован по делу о мошенничестве. Ранее он критиковал Минобороны России,...

Актуально