Четверг, 16 мая, 2024

К ПЦУ присоединилось уже более тысячи приходов УПЦ (МП), однако только четверть со священниками — Митрополит Александр

Must Read

Уже четыре года прошло, как на соборе в Киеве была создана православная церковь Украины. Об украинском православии, влиянии на него российско-украинской войны, в частности, о том, какова ситуация в отношениях между ПЦУ и УПЦ и что ждёт последнюю, журналистка Украинского Радио Светлана Мялик говорила с Митрополитом Переяславским и Вишневским Православной церкви Украины Александром (Драбинко).

В каком положении сейчас находится украинское православие? Каковы основные этапы становления ПЦУ за последние четыре года, после получения Томоса?

Вопрос достаточно сложен, ведь, казалось бы, что прошел достаточно малый промежуток времени, но это годы фундаментального становления Православной церкви Украины как автокефальной, независимой, самостоятельной, самоуправляемой. На сегодняшний день у нас есть поместная церковь, статус которой признает около трети поместных православных церквей.

Сам по себе объединительный собор, состоявшийся 15 декабря 2018 года, подвел черту под тысячелетней историей православия на территории нынешней Украины — с крещения Владимира и завершая Томосом 6 января. У нас есть эпохальное достижение, которого желали поколения наших предшественников. Хотя жаль, что по приглашению на этот Собор не откликнулись наши собратья, которые находились и находятся сегодня в лоне Украинской православной церкви Московского патриархата. Ведь, несмотря на Собор и звучащие заявления об отграничении, никаких кардинальных сдвигов не создано, поскольку они были сделаны лишь для того, чтобы показать людям наружу и государству, якобы УПЦ отошла от Московского патриархата и от Москвы. На самом деле они все же руководствуются в своей жизнедеятельности грамотой патриарха Алексея II, врученной Патриарху Филарету.

Как объяснить статус УПЦ? Изменил ли что-нибудь Собор, состоявшийся 27 мая 2022 года?

Это очковтирательство, сделанное для того, чтобы сделать видимую уступку тому напору, который поднялся к тому времени в связи с российской агрессией, войной, полномасштабным наступлением на Украину. Священноначалию Московского патриархата нужно было принимать какие-либо решения. Владыка Онуфрий отстранил управделами Митрополита Антония, других заинтересованных лиц от этого процесса и принял решение, что очистит устав УПЦ от упоминаний о Москве и связь с ней. Тем не менее, все эти упоминания автоматически внесены в пункт 1, что Украинская православная церковь является независимой согласно грамоте Патриарха Алексея. Этот статус не канонический, поэтому мы можем говорить о том, что УПЦ, которую возглавляет Митрополит Онуфрий, не канонической, поскольку в каноническом праве не существует такого понятия, как самостоятельная и независимая с правами. Каноническое право знает экзархат, автономную церковь. У УПЦ нет такого статуса: она имеет только права широкой автономии, но не имеет самой автономии. Также каноническое право знает автокефальную церковь, которых сегодня 15. Пятнадцатое место занимает согласно Томосу Патриарха Варфоломея Украинская Православная Церковь, возглавляемая Митрополитом Епифанием.

Собором УПЦ МП не был принят ни один документ, говорящий о разрыве с Московским Патриархатом или выходе из состава Московского Патриархата. В комментариях, которые давал Митрополит Онуфрий и руководство УПЦ, они говорят об ущемлении. Что это? Это, например, когда живет семья, и решили отмежеваться. Муж ушел от женщины в соседнюю комнату. Но они продолжают жить под одной крышей и юридически брак никто не расторгал. Заявка есть для внешних, что “нет, мы не одно и то же”, но сформулировать четко, что они собой представляют, на сегодняшний день они не могут, поскольку не было возобновлено общения с Вселенским Патриархом, с теми церквями, которые признали Православную церковь Украины. Было сделано очень ошибочное заявление о том, что УПЦ готова к диалогу, но выставила условия, заранее неприемлемые для начала диалога — непризнание хиротонии в ПЦУ и другое. Такие шаги являются деструктивными и неправильными априори, поскольку делают невозможным в дальнейшем любые нормальные отношения.

Я так понимаю, что они должны быть пересмотрены в УПЦ и она должна быть инициатором объединения или воссоединения в единую поместную украинскую православную церковь без каких-либо предварительных предпосылок.

У меня вопрос к вам ещё относительно того, что 11 декабря СНБО ввёл, а Президент Владимир Зеленский утвердил санкции против ряда представителей УПЦ МП. Какое значение это имеет? И правильно ли говорить, что они до сих пор являются Московским Патриархатом?

 УПЦ МП не перестала быть Московским Патриархатом, поскольку самим Патриархом Кириллом и Русской Православной Церковью она именно так и воспринимается. С точки зрения Москвы это совокупность епархий Русской православной церкви на территории государства Украина. Также воспринимается это и другими поместными православными церквями, поскольку в той же грамоте (Алексея) с мировым православием УПЦ связана и общается через Русскую православную церковь, то есть через Московский патриархат. Сколько УПЦ не “чистила” свой устав и сколько бы ни делала интервью и заявлений, до тех пор, пока не будет принято постановление о выходе из состава Московского патриархата. Затем должен последовать запрет Митрополита Онуфрия от Патриарха Кирилла и от РПЦ, мы не сможем говорить, что УПЦ действительно освободилась от Московского Патриархата.

Москва никогда не даст автокефалии: перед 2018 годом у нас очень много епископов хотели, чтобы Автокефалия была дана и Вселенским Патриархом, и Московским Патриархом. А мы прекрасно понимаем, что когда Россия готовилась к войне, а Патриарх Кирилл явился одним из вдохновителей, автором русского мира.

То есть мы говорим о том, что УПЦ МП утвердилась в роли ячейки “российского мира” и едва ли не прямых агентов спецслужб России.

Мы не можем говорить обо всех, но вынуждены констатировать факт, что это действительно есть. Тридцать лет это готовилось. Дело в том, что старшее поколение епископов, священников, обучавшихся в русских духовных школах, поглотивших эту “русмировскую” духовность, насаждало её здесь эти тридцать лет антагонизма между православными, процветающими в Украине. Мы помним ту поддержку, которую Московскому Патриархату всегда оказывало и руководство государства, и олигархи. И также не надо забывать, что всё то, что строилось, сегодня всё ещё держится. И связями этого фундамента и стен «русмировская идеология» о том, что Автокефалия — это раскол, это не канонично.

Владыка, хотела вас спросить ещё о том, сколько за эти четыре года приходов УПЦ МП присоединились к Православной церкви Украины и какие самые большие тормоза там стоят? Что тормозит переход большинства священнослужителей к ПЦУ?

То, что сегодня происходит с нашим духовенством, мы можем сделать выводы из недавнего интервью, которое дал отец Иван Шепида, служащий в Славутиче. В первые дни оккупации, когда Славутич был оккупирован, он вышел с крестом к оккупантам и сказал “снимайте крестики, потому что вы недостойны, быть христианами”.

Коллаборантами и даже не склонными к коллаборационизму являются 90% духовенства и верующих (УПЦ МП). “Стокгольмский синдром”, как назвал отец Георгий Коваленко, это явление. Тридцать лет антагонизма, разорения — «филаретовцы», «неканонические», «недействительные» — засели в них, что у нас есть каноническая и неканоническая церковь. Тот же отец Иван Шепида говорит очень хорошие и толковые вещи: “состоялся Собор в Феофании, теперь мы независимы, не в Московском Патриархате”. Но хотелось бы спросить: а где? И он не может ответить, а говорит, что “следующим шагом будет наша полная автокефалия, которую должны признать все поместные церкви”. А откуда он взял, что её должны признать, если на сегодняшний день уже есть поместная церковь, кто поднимет вопрос о признании, если Москва никогда такой автокефалии не даст? Складывается патовая ситуация.

Какой выход для этих священнослужителей из УПЦ МП?

Единственный выход на сегодняшний день — это заставить священноначалие начать переговорный процесс с руководством Православной церкви Украины и, я думаю, это должно произойти через посредство Президента. На данный момент есть чёткое понимание в Украине избавиться от того бремени и той пуповины, которая связывает со страной-агрессором. А Кириллу место в Гааге на одной скамье вместе с Путиным, поскольку он благословлял прямым текстом убийц идти убивать, как они нас называли, братьев.

Владыка Онуфрий в первый же день войны правильно сформулировал этот “каинов грех” по отношению к Украине со стороны России. Здесь нужно отдать ему должное, но кроме этого мы не слышали больше никакого осуждения, в частности, осуждения Патриарха Кирилла и его террористической позиции.

Владыка Онуфрий должен сказать “мы не являемся Московским Патриархатом, мы являемся Украинской Православной Церковью”.

Что касается статистики переходов, то речь идёт о более, тысячи приходов, которые сегодня присоединились к Православной церкви Украины и этот процесс происходит системно. Однако, к сожалению, духовенство не слушает совести, а поступает, слушая руководство. Священники отказываются уходить со своей паствой. Буквально только ¼ от приходов, присоединяющихся к ПЦУ, присоединяется к священникам.

Относительно нарративов, с которыми живут священники УПЦ МП: возможно, стоит лишить их нарративов, чтобы изменить их позицию?

Здесь вопрос в первую очередь канонического порядка. Следует менять сознание и менять его из епископата. Сейчас мы смотрим по последним событиям: как в епархии Владыки Иоасафа священник мог как-то скрипнуть? Он должен выполнять то, что говорит архиерей, потому что он может лишить его сана. Это нужно иметь очень сильную волю и металлический стержень сознания, чтобы выйти из Московского Патриархата. Надо донести до прихожан, что есть такая возможность, и найти путь, как правильно выйти.

Стены храмов построили, а храмы человеческих душ, к сожалению, не построили за эти 30 лет. Того ила, который не даёт увидеть в брате брата, слишком много. Для этого сегодня возникает антагонизм, противостояние. В 2018 году Патриархом Варфоломеем были отправлены письма всем епископам, принадлежавшим к Московскому Патриархату. Эти письма кто-то выбросил, а большую часть просто упаковали, в том числе и Митрополиту Онуфрию, и отправили обратно на Фонарь.

Как мне известно, эти письма никуда не делись. Они там и лежат, и каждый может до сегодняшнего дня воспользоваться этим приглашением и на основе этого письма присоединиться вместе со своей епархией к Православной церкви Украины.

Полтора месяца назад в консульстве Украины в Стамбуле состоялась неофициальная встреча с Патриархом Варфоломеем, где он говорит, что мы всегда ждём. То есть, несмотря на хамство Луки Запорожского, которое проявил по отношению к Патриарху Варфоломею, ту мерзость, которую он на него писал, то вы должны знать, что там любящее и всепрощающее сердце, которое всегда ждет тех, к кому оно обращалось.

Многие хотели бы сегодня отмотать историю до 2018 года. Думаю, если бы сегодня было 15 декабря 2018, то на Собор, пожалуй, пришло бы процентов 70 от нашего епископата.

В чём виноват ягненок? Ибо волк был голоден. “Почему не мы?” Таково чувство обиды и гордости. “Они ушли, получили Автокефалию, а мы здесь были каноническими” – это мнение священников. “Мы здесь стояли и сегодня мы у разбитого корыта. Нет, мы хотим это возглавлять, так как раньше”. То есть тяга к прошлому и желание остаться с гордо поднятой головой, однако она на сегодняшний день уже склонилась.

Об этом сообщает информационный ресурс Духовный фронт Украины.

Лента

Россия готовит физические атаки на Запад – Глава спецслужбы Британии

Россия готовит физическое нападение на страны Запада, разведки которых обеспокоены связями российских спецслужб с кибератаками и диверсиями. Об этом заявила...

Актуально