Воскресенье, 23 июня, 2024

Киев и вся Русь: Вымышленные корни Московской Церковной власти

Must Read

Агрессивная война России против Украины осветила другие спорные вопросы между двумя нациями – такие как церковная власть и претензии на духовное наследие Киева.

Об этом пишет Kyiv Post.

Новаторский тезис разрушает историческую легитимность Московской митрополии, разоблачая её как вымышленную конструкцию, и изменяет наше понимание восточноевропейской религиозной истории.

31 мая 2024 г. во Дворце Великих князей Литовских Назар Заторский из Фрибургского университета выступил с новаторским докладом «Экклезио-политические изменения в Киевской митрополии после Флорентийской унии» во время конференции «Византийское Присутствие между Черным и Балтийским морем. Заторский утверждал, что столичный Митрополит и понятие столичной митрополии являются искусственными конструктами.

Путаница началась с географическим переносом Митрополии из Киева в Москву в 1299 году, хотя Митрополиты сохранили свой первоначальный титул «всей Руси». После Флорентийской унии 1439 два Митрополита претендовали на власть над той же Митрополией: один в Польско-Литовском, утвержденный Константинопольским Патриархом, и один в Москве, избранный Великим князем Московским без патриаршего подтверждения. Эта двойная претензия сохранялась с 1448 до основания Московского Патриархата в 1589 году.

Заторский отметил, что Московская Митрополия никогда не была должным образом основана ни признанной властью, ни византийским императором, ни Константинопольским Патриархом, ни Великим князем или Митрополитом в Москве. Поэтому, утверждал он, Митрополитов, проживавших в Москве с 1448 по 1589 год, следует называть «контрмитрополитами», чтобы отличать их от законных Митрополитов Киевских и всея Руси в Польше и Литве, подтвержденных и признанных Константинопольскими Патриархами.

Владимир Зеленский в воскресенье, 5 мая, в видеообращении, записанном возле Софийского собора, одного из самых святых мест православного христианства, поздравил украинцев с Пасхой.

Известный французский историк и безоговорочный авторитет в истории Византии, Руси и Восточной Европы доктор профессор Константин Цукерман из École Pratique des Hautes Études прокомментировал тезис Заторского: «Это блестяще построен тезис, и хотя он всё ещё нуждается в более подробной информации, которая будет несомненно, оно будет несомненно, отражает более широкую ситуацию в Православии 15-16 века».

Тезис Заторского приводит к выводу, что название «Митрополит Московский» было либо самопровозглашением, либо термином, который оппоненты использовали для подрыва авторитета Митрополита, противопоставляя его законному титулу «Митрополит Киевский и всея Руси». Этот ребрендинг часто ставил целью уменьшить его позицию и влияние. Контекстуализируя эти исторические изменения, Заторский подчеркнул важность признания законных церковных титулов и политических маневров, исторически влиявших на церковную иерархию и территориальные определения.

Назар Заторский также определил, что утверждение Патриархом Митрополита в Киеве после Флорентийского собора сводило на нет перенос кафедры из Киева во Владимир, а впоследствии в Москву. Итак, легитимность Владимирско-Московской Митрополии также была сведена, на нет, поскольку она никогда не создавалась как таковая, а скорее как аватара Киевской кафедры.

Кроме академических полномочий Назар Заторский является выдающейся фигурой в Украинской Греко-Католической Церкви. Он сделал выдающуюся карьеру, отмеченную его глубокой преданностью, как своей вере, так и своей родине. Родился во Львове в 1979 году, Заторский получил теологические студии в Львовской семинарии Святого Духа и Теологической академии (ныне Украинский Католический Университет), а затем продолжил образование в Католическом университете Айхштетт-Ингольштадт в Германии. В 2004 году он был рукоположен в диакона, а в 2005 году — на священника, до выезда в Швейцарию служил в Донецке и Полтаве. С 2007 года служил викарием, а затем администратором на различных украинских приходах в Швейцарии. В 2019 году защитил докторскую диссертацию по истории в Институте Археографии в Киеве и продолжает докторскую диссертацию по теологии в Университете Фрибурга. Его научная работа сосредоточена на экклезиологических парадигмах, в частности, на трудах Мисаила Киевского.

Заторский был освобождён от должности епископского представителя для украинских греко-католиков в Швейцарии в апреле 2024 года. Откровенная поддержка Заторским Украины, критика позиции Ватикана по поводу российского вторжения и слабая реакция Синода УГКЦ на войну была названа основной причиной его отстранения от этой должности в Швейцарии. Несмотря на это, Заторский остаётся непоколебимым, рассматривая своё увольнение как возможность пролить свет на более широкие проблемы, с которыми сталкивается церковь и Украина. Этот инцидент спровоцировал дискуссии о роли церкви в политических делах и её согласованности с морально-нравственными принципами, что потенциально может изменить восприятие общественностью руководства церкви и её участия в современных геополитических проблемах.

Тезис Заторского существенно подрывает претензии Русской Православной Церкви как духовного лидера исторических русских территорий. Выявляя, что Московская Митрополия была самопровозглашенным образованием или просто исторической ошибкой, а не канонически установленным образованием, Заторский подчеркивает искусственную природу Московской церковной власти. Это открытие бросает вызов нарративу, который распространяет российская власть, особенно в условиях продолжающейся войны в Украине, где легитимность духовного и культурного лидерства отрицается. Труд Заторского усиливает историческое и духовное значение Киева, укрепляя позиции Украины в том, что он претендует на законное церковное наследие.

Этот аргумент особенно уместен в контексте недавнего достижения Украиной автокефалии или независимого церковного управления в 2019 году, что ещё больше легитимирует Киев как настоящий духовный центр для православных христиан в регионе. Признание Киева над Москвой духовным домом подвергает сомнению утверждение Русской Православной Церкви и демонтирует пропаганду, которая используется для оправдания российского влияния на Украину. Выводы Заторского поддерживают церковную автономию Украины и укрепляют её духовный и культурный суверенитет, предоставляя сильный контрнарратив российским претензиям и укрепляя исторические связи Православной Церкви с Киевом.

Об этом сообщает информационный ресурс Духовный фронт Украины.

Лента

“Сплошной военный объект россиян”: Жорин – о ситуации в Крыму

По словам украинского военного Максима Жорина, население, которое поддерживает Украину, следует активизировать движение сопротивления и всячески помогать украинским силам. Весь...

Актуально