Среда, 22 мая, 2024

Молитвы святых угодны Богу и Он Сам через Писание побуждает нас молиться друг за друга, – Митрополит Епифаний

Must Read

Мы через чтение из Нового Завета слышим напоминания о примерах чудесных исцелений и даже о воскрешении из мертвых. Не только Сам Господь Иисус Христос исцеляет расслабленного, то есть человека, страдающего параличом. Такое чудо во имя Спасителя совершает и апостол Петр, исцелив Энея, который в течение восьми лет был парализован. Также по молитве апостола Господь воскресил праведную Тавифу – благотворительницу, которая много добрых дел сделала для нуждающихся, горько скучавших по её смерти.

Из этих примеров мы видим, что Бог не только Сам творит чудеса, но совершает их также и по молитве верных Своих. Ведь Он сказал апостолам: «Истинно, истинно говорю вам: чего бы вы ни попросили у Отца во имя Моё, даст вам. Доныне вы ничего не просили во имя Моё; просите и получите, чтобы радость ваша была полной» (Ин. 16:23-24). Также в другом месте Евангелия засвидетельствованы следующие слова Господни: «Просите, и дастся вам; ищите, и найдёте; стучите, и отворят вам; […] Есть ли между вами такой человек, который, если сын его попросит у него хлеба, подал бы ему камень? И когда попросит рыбы, подала бы ему змею? Итак, если вы, будучи злыми, умеете, дары добрые давать детям вашим, тем более Отец ваш Небесный даст блага просящим у Него» (Мф. 7:7,9-11).

Все это свидетельство для нас, что не только в древние времена земной жизни Спасителя были возможны чудеса – они возможны и совершаются во все времена. Не только один Сын Божий творит чудеса лично – по молитве к Нему, во имя Спасителя Бог творит чудеса и через верных Своих, что видим на примере апостола Петра.

Это побуждает нас верить в силу Божью и обращаться к Господу с молитвами и просьбами о помощи. Также это учит нас истине, что обращения и молитвы к святым, когда мы просим их вступиться за нас перед Богом – также угодны Ему.

Апостол Петр молится о воскрешении Тавифы после того, как услышал и увидел отчаяние и горе многих, для кого умерла была великой благотворительницей. Итак, именно эти обращения, эти моления и просьбы побуждали апостола обратиться к Богу, и Господь по его покровительству совершил великое чудо. Благодаря чему не только умершая вернулась к жизни, но и многие обратились к вере и утвердились в ней.

«Молитесь, друг за друга, чтобы исцелиться, ибо много может искренняя молитва праведного» (Иак. 5:16) – учит и уверяет нас апостол Иаков. Поэтому мы и обращаемся к праведным, святость которых засвидетельствована Церковью, которые являются истинными угодниками Божьими, и просим их быть молитвенниками и покровителями в наших нуждах. Мы обращаемся к ним так, как вдовицы и другие благодетели Тавифой обращались к апостолу Петру. И если то, что мы просим, во благо, а вера наша крепка – то Господь совершает за этим покровительством даже такие великие чудеса, как воскрешение из мертвых.

Здесь, дорогие братья и сестры, могут возникнуть взаимно связанные между собой вопросы. Первое из них: а не противоречит ли обращение к святым тому наставлению, которое даёт нам Писание, что единственным Посредником между Богом и людьми является Господь Иисус Христос (1 Тим. 2:5)? Наш ответ – нет, не противоречит. Ибо посредничества Христова никто не умаляет и не отменяет, обращаясь к святым. Его посредничество имеет особую природу, ибо основано на факте Боговоплощения – Он в Своём Божественном Личности соединил природы божественную и человеческую, которую очистил, обновил и обо жил через крестную жертву и воскресение. Никто другой из людей не был и не может быть способен к этому.

Однако на примере апостола Петра и многих других примеров мы видим, что они, когда молятся о нуждах других, тоже становятся посредниками – но очевидно, что не такими же, как Христос или тем более не заменяют Его. Напротив – они молятся о заповеди Самого Спасителя, они призывают имя Его и ради Него, как Он и повелел, просят Отца Небесного.

Можем ли мы молиться Богу, не обращаясь к святым? Даже из личного опыта молитвы каждый из нас знает ответ, когда мы непосредственно обращаемся с просьбами и к Пресвятой Троице, и отдельно к Божественным Лицам. Но в то же время мы точно и твердо знаем, что молитвы святых угодны Богу, что Он Сам через Писание побуждает нас молиться друг за друга. Поэтому мы не вместо Бога обращаемся к святым, но через них лучше сказать – вместе с ними.

И здесь следует сделать другое важное замечание. Ибо если одни избирают крайность, отвергая значение молитв святых, то другие действительно доходят до крайности, когда воспринимают святых кем-то подобным языческим богам. И не только святых, но даже отдельно их иконы, мощи или святые места и другие вещи, связанные с их жизнью, воспринимают таким неподобающим, не христианским образом.

Не слышали ли вы вопрос: «К какой иконе нужно помолиться, чтобы получить это или иное?» Не к иконе нужно молиться, дорогие братья и сестры, потому что мы молимся не к образу. Мы молимся перед иконой, через образ, вознося свои чувства к первообразу. Божью Матерь и святых мы чтим как угодников Божиих, как праведников, имеющих большое дерзновение перед Господом и молитвы которых Он выслушивает. Но ни в коем случае нельзя допускать того, чтобы это почитание превращалось в замаскированное идол служение. Следует держаться золотой середины, не уклоняться ни в отвержении значения святых в нашей духовной жизни, ни придавать им то значение, которое принадлежит только Богу.

И в завершение наших размышлений над словами Священных Писаний хочу обратить ваше внимание на немаловажную деталь. А именно, что милосердие, щедрость, благотворительность праведной Тавифы, память которой Церковь сегодня чтит, побуждали ублажённых ею свидетельствовать перед апостолом Петром и были причиной совершенного чуда воскрешения. Этим подтверждается, какую великую силу и значение имеют добрые дела и что они духовно полезны не только тогда, когда люди живы, но и для умерших. Именно поэтому издавна в Церкви существует традиция не только преподносить за усопших молитвы, но и в память о них совершать дела милосердия, добрые дела, делать пожертвования на нужды – ибо это дела, угодные Богу.

И пусть Господь будет милостив к нам, чтобы от духовного расслабления, от унижения души, подобного параличу тела, которое иногда происходит со многими, мы были защищены. А если оно и случилось с нами – чтобы получали исцеление. Чтобы вера наша была жива и деятельна. И по молитве и покровительству святых угодников Божиих пусть всегда мы будем получать то, что необходимо нам и полезно для спасения – и в этой жизни, и в вечности.

Аминь.

Об этом сообщает информационный ресурс Духовный фронт Украины.

Лента

В Бердянске оккупанты массово заставляют предпринимателей менять рекламные вывески на русском.

Во временно оккупированном городе Бердянск россияне массово заставляют местных предпринимателей за свой счет менять вывески на русскоязычные. Об этом...

Актуально