Воскресенье, 16 июня, 2024

Мы отпускаем с нашего стола не постовые блюда, чтобы из-за воздержания, молитвы, покаяния и добрых дел – получить гораздо больше, – Митрополит Епифаний

Must Read

Митрополит Епифаний призвал к духовному посту через молитву и дела милосердия.

В воскресной проповеди Митрополит Епифаний разъяснил смысл разных аспектов Великого поста.

Владыка подчеркнул, что ограничение в пище преследует цель покорения плоти духу, а не самоцель. Также Митрополит заметил, что борьба с грехом требует молитвы и покаяния, а не компромиссов со злом.

Полный текст проповеди

Постепенно через подготовительные недели мы входим в период Великого поста. В эти седмицы через пение и чтение в храме во время Богослужения мы всё чаще слышим напоминания о необходимости покаяния. Со дня завтрашнего церковная традиция также призывает нас к ограничению потребления мясной пищи. Поэтому и воскресенье нынешнее называется Мясопустным – мы будто «отпускаем мясо» с нашего стола.

Почему отпускаем? Мы отказываемся от не постовой пищи на время не потому, что она вредна, греховна или является носителем чего-то злого. Во времена Ветхого Завета Господь ради воспитания народа Своего установил для него определенные ограничения в пище, запретив, есть то, что было названо нечистым. Но через жертву Христову всё творение получило обновление, и потому Господь являет волю Свою, чтобы верные уже не считали ничего нечистым и всякую пищу употребляли с благодарностью.

Об этом апостол Петр имел известное видение, описанное в книге Деяний. «Петр – сказано там – около шести часов вышел на кровлю дома помолиться, и почувствовал он голод, и захотел есть. Пока же готовили, нашел на него ужас, и видит раскрытое небо и какой-то сосуд, словно большое полотно, привязанное за четыре конца, спускающегося на землю и восходящего к нему; в нём находились всякие земные четвероногие, и звери, и пресмыкающиеся, и птицы небесные. И был голос к нему: «Встань, Петр, заколи и ешь». Петр же сказал: “Нет, Господи, я никогда не ел ничего плохого или нечистого”. Тогда вторично был голос к нему: «Что Бог очистил, того не считай нечистым». Случилось это трижды; и сосуд снова поднялся на небо» (Деян. 10:9-16).

Позже, на соборе Апостолов в Иерусалиме, было установлено, что ветхозаветные законы о чистой и нечистой пище уже не действуют. Итак, мы, как христиане Нового Завета, когда постимся, делаем это не потому, что еда, от которой мы на этот период отказываемся, которую «отпускаем» с нашего стола, якобы сама собой злая, нечистая или греховная.

Напротив, в прошлое воскресенье мы слышали из чтения притчи о блудном сыне, что отец из-за радости, когда сын его вернулся живым, приказал заколоть откормленного теленка для пира. И мы по собственному опыту знаем, что разнообразие вкусной и питательной пищи сопровождает разные празднества.

Но время поста – время покаяния. Это время осознания нами собственных проступков, своих грехов. Разве в это время нужно радоваться и веселиться? Напротив, мы должны ограничить себя тем, что необходимо и достаточно, а трапезу радости, пир празднования – должны отложить, отпустить со своего стола вплоть до дня, когда торжественным застольем достойно почтим праздник над праздниками и торжество среди торжеств – Пасху, Пасху Господню.

Мы все, дорогие братья и сестры, помним, как произошло грехопадение – из-за нарушения праотцами нашими заповеди не есть плодов из дерева, о которых Господь сказал им, что они – запрещены. Итак, грех вошел в человека из-за несдержанности, при этом именно из-за несдержанности в пище. Поэтому пост для нас является делом, которое приучает к воздержанию: через воздержание тела мы учим воздержанию и нашу душу.

Писание свидетельствует нам, что настоящий, истинный враг у нас один – дьявол и его слуги-бесы, злобные духи. Для борьбы с врагом нужно оружие. И Господь подаёт нам такое оружие, говоря, что оно – пост и молитва, которыми отгоняется род бесовский. «Этот род не может выйти иначе, как от молитвы и поста» (Мк. 9:29) – передаёт нам Евангелие слова Христа.

Пост – это добровольное воздержание, самоограничение, проявление нашего смирения перед Богом, это способ желания плоти нашей подчинять духу. А молитва – это наше общение с Богом, через которое мы проявляем свою веру и любовь к Творцу и открываем себя для действия благодати Святого Духа. Именно поэтому Церковь, соблюдая заповедь Господню, установила периоды для нашего поста, важнейшим из которых является тот, к которому готовимся – великий пост. Пост продлится семь недель, вплоть до праздника Воскресения Христова.

Однако пост – это не только ограничение в пище. Об этом нам также говорит Священное Писание. «Царство Божие – свидетельствует апостол Павел в Послании к Римлянам – не пища и питие, но праведность и мир, и радость в Святом Духе» (Рим. 14:17). Поэтому нынешнее чтение из Евангелия, которое мы слышим, пророческий рассказ Христова о Страшном суде, напоминает нам о важности дел милосердия, дел любви к ближнему. Именно по тому, как мы делами проявляли свою любовь к ближним, или, наоборот, не имели её – Бог будет судить нас в последний день земной истории.

И то, что мы сейчас слышим из Евангелия, это не притча, не использование определенных символических образов, но это истинное пророчество Сына Божия о том, что непременно произойдет в будущем. День суда придёт всем и каждому. Мертвые воскреснут, а живые в то время – изменятся, чтобы всем людям предстать перед Спасителем, Который уже не в смирении, как Он впервые пришел, но во всей Своей божественной славе явится во второй раз.

Поэтому пророчество это напоминает каждому из нас о нашей личной ответственности, о том отчёте, который мы должны составить перед Господом за то, как мы использовали Божий дар жизни. Та жизнь, которая как драгоценный талант, поручена нам Творцом. Умножили ли этот талант добрыми делами веры и милосердия, или наоборот, как блудный сын – упустили наследство отеческое на грех и зло?

Желаю всем нам, дорогие братья и сестры, доброго, плодотворного, духовного полезного времени поста. С завтрашнего дня мы отпускаем с нашего стола всё мясное, а через неделю – отпустим и другие скоромные, не постовые блюда, чтобы через сдержанность, через молитву и покаяние, через добрые дела, через жертвенное милосердие к ближним, которое Христос принимает как совершенное для Его Самого – получить гораздо больше. Получить оружие против дьявола и слуг его, добыть меч и броню, которыми будем от приступов лукавого крепко защищены.

Ведь сила зла, сила искушения – велики. И многие, видя их, не могут им противостоять и достают белый флаг, думая, что с лукавым можно как-то сосуществовать, мирно договорившись. Такие отвергают то оружие, которое Сам Бог дал нам, забывают о посте и молитве, забывают об истине, извещаемой нам через Евангелие, думая, что если договориться со злом где-то, словно «посередине», то оно перестанет нападать на нас. Это все – лишь один из соблазнов дьявольских.

На днях мы вспоминали память сорока севастийских мучеников. Они, как и все мученики, не складывали своё духовное оружие перед силой лжи, не капитулировали, не просили от мучителей милости и не стремились с ними найти компромисс, потому что не может человек, как Сам Христос сказал, «служить двум хозяевам, потому что или одного возненавидит, а другого возлюбит, или к одному окажет благосклонность, а другого пребудет» (Лк 16:13).

Итак, дорогие братья и сестры, служим Богу верою, воплощенной в дела, в дела милосердия, в молитву, в пост – и да благословит нас Господь добрыми плодами в жизни этой, а в день суда – поставит направо от Себя, открыв нам двери райские. Аминь.

Об этом сообщает информационный ресурс Духовный фронт Украины.

Лента

Германия – не “новая Венгрия”: Шольц отверг обвинения в блокировании санкций против РФ

Канцлер Германии Олаф Шольц заявил, что Германия – это не "новая Венгрия", и отрицает обвинения в блокировании нового пакета...

Актуально