Четверг, 2 мая, 2024

Найти покой и свободу: Иеромонах почувствовал себя на своём месте после перехода к ПЦУ

Must Read

В эксклюзивном интервью “Духовному Фронту Украины” Архимандрит Онуфрий, перешедший из УПЦ (МП) к ПЦУ, рассказывает о манипуляциях со стороны Московского Патриархата и недостаточной ответственности их иерархии. Эти факторы стали ключевым толчком к решающему шагу – переходу в Православную Церковь Украины. В поисках ответов он убедился, что правда лежит на стороне новой украинской Церкви.

Скажите, пожалуйста, как вы пришли к тому, что вы стали священником, монахом и какова ваша духовная жизнь?

К священству я пришел, вероятно, с детства. Я ходил в церковь, и это была такая детская мечта стать священником. Уже в семинарии я понял, что хочу стать именно монахом, а сам родом из Донецка. Там ходил в церковь и затем поступил в Одесскую духовную семинарию, которую окончил. После неё учился в Санкт-Петербургской духовной академии. Постриг и рукоположение мне свершили в Санкт-Петербурге при академии. Затем вернулся в Украину. Был обитателем Свято-Успенского мужского монастыря г. Одессы.

Это уже был 2017, уже шла война. Я был в Успенском монастыре, а затем, за два года до того, как я перешел к ПЦУ, меня перевели из Успенского монастыря в Пантелеймоновский монастырь города Одессы, где исполнял обязанности благотворительного монастыря.

Весь этот период пребывания в Украине, когда была создана Поместная Православная Церковь Украины, когда был предоставлен Томос Патриархом Варфоломеем, мысли были. Хотел или не желал, но задумывался над этим.

Задавал себе вопросы, на которые впоследствии искал ответы. Особенно эти вопросы были актуальны, когда со стороны Московского Патриархата их задают по иерархии Православной Церкви Украины. И когда ты уже находишь ответы на эти вопросы, ты понимаешь, что это какое-то манипулирование со стороны Московского Патриархата в Украине. Потому что ответы часто лежат сверху и их очень долго искать не надо. И были эти такие мысли и всё это всё увеличивалось.

А также на переход в Православную Церковь Украины всему помог Московский Патриархат и находясь там внутри…

Именно УПЦ (МП)?

УПЦ Московского Патриархата. Находясь там внутри, ты понимаешь, что те вопросы, которые они задают в ПЦУ, в первую очередь им нужно было задавать себе. Вот. А когда они вводят своих верующих в заблуждение, спрашивают что-то об иерархии, о Томосе… но сами не очень часто отвечают на эти вопросы.

Как братия монастыря приняла ваше решение перейти к ПЦУ? Вы им заранее сказали, что будете переходить?

С напряжением. Кто меня понял. Кто-то наоборот воспринял это категорически, с проклятиями. Мой переход был в период Великого поста, поэтому там такие были стихиры с большого четверга, мне писали: «Иуда, раб, льстец» и так далее. Кто-то наоборот – спокойно.

Многие не только братии (монастыря – ред.), но и духовенство после моего перехода, они звонят, пишут и спрашивают: «Как?». То есть надо понимать тех, кто там находится. Особенно давно.

У них такие установки, что здесь съедят. Здесь ты будешь никому не нужен. Здесь тебя будут угнетать. То есть первый вопрос от одного священника, после перехода: «А с тебя все награды сняли?». Ну, вот такой стереотип даже у клира Московского Патриархата в Украине.

И когда меня спрашивают: «А может, ты сожалеешь? Не сожалеешь? А может, у тебя есть такое мнение, что когда-нибудь ты вернешься в Московский Патриархат?». Когда меня спросили, сожалею ли я, я говорю: «Жалею. Сожалею, что я так долго медлил с этим решением. Что всё думал, думал, как это будет».

Вы были благотворителем монастыря, а здесь вы просто еромонах. Немножко по церковной карьере, можно сказать, пошли вниз?

Да, административной деятельности пока никакой.

Послушание здесь вам, какое-нибудь назначили?

Ещё пока нет.

И как вам здесь в монастыре?

Очень нравится в монастыре. Опять же. В Московском Патриархате у всех представления о монастырях ПЦУ, что это – «такие общежития для неженатого духовенства, в которых нет никакой духовной жизни. Никакой строгости нет…. Всё очень в таком запущенном состоянии. Всё очень плохо и в действительности никаких монахов в ПЦУ нет». Я могу свидетельствовать, что монашеская жизнь у Православной Церкви Украины есть. Оно живет, интересно посмотреть…

Сравнить. Чем отличается монашеская жизнь…

Сравнить. Да. Знаете, я даже не о монашеской жизни. То, что я почувствовал, находясь здесь, прямо на Богослужении. С Предстоятелем ПЦУ с Наместником Архиепископом Агапитом, с братией, с духовенством, которое сослужит здесь в Михайловском монастыре. Здесь есть какая-нибудь, если можно так сказать свобода. То есть, нет такого, какого-то напряжения в алтаре, при архиерейском Богослужении. Хотя здесь пред тобой стоит Предстоятель Церкви. Так и если взять там не то, что Кирилла в Москве, Онуфрия или местных правящих архиереев, то напряжения, нервы у духовенства, они гораздо больше тратятся.

Здесь у тебя спокойно есть возможность молиться.

А не думать о каких-то протоколах.

А не думать о том, куда ты станешь. Можно или нет. Так ли ты сделал, не так ли ты сделал. К кому обратиться? А можно к нему обратиться с этим или другим вопросом или нельзя? И так далее. Проще. Больше ощущается Церковь, любовь, некое христианское отношение друг к другу.

После перехода к ПЦУ, ваша духовная жизнь изменилась?

Молитвенное правило у меня осталось то, что было с момента моего пострига и принятия монашества. Изменилась ли моя духовная жизнь, я пока не могу сказать. Но она стала спокойнее.

Мир на душе?

Да. Я понял, что я здесь, где я должен быть.

На своём месте?

Да. То есть не так, что занимаешься двоедушием. Ты там находишься, а умом, мыслями, в другом месте. Здесь всё же, в каком-то мире таком.

Ваше общение с прихожанами сохраняется?

Некоторые прихожане, некоторые люди с кем я общался, да… я их тоже понимаю, потому что 30 лет им вливали в уши одно – они отвернулись, к сожалению.

А некоторые продолжили общение, наоборот, спрашивают: «Почему вы так решили»? То есть я им объясняю свою позицию, они прислушиваются.

Есть такая женщина, которая поначалу не воспринимала, отошла. Потом через другую женщину, которая продолжила общаться со мной и ей уже мои аргументы подала в понятной форме и она недавно мне позвонила и возобновила общение.

Процесс проходит…

Да.

С братией Киево-Печерской лавры вы общаетесь? Какие у них настроения?

Они ждут…

Что?

Ждуны… (смеётся)

Кто ждёт… Кто ждёт того момента, когда их наконец-то выселят, потому что они, кто адекватный, они понимают, что рано или поздно, все же это произойдет, а кто более такой зашоренный, как говорится, возможно ждут и Россию. Кто просто не понимает, что происходит. И им кажется, что они останутся в Лавре.

Я часто слышу такую риторику, даже от архиереев УПЦ (МП), что это гонение, если бы на Христа. Хотя, с другой стороны, мы знаем, что есть частные случаи коллаборационистской деятельности и СБУ действует в таких законных рамках, что оно преследует именно тех людей, которые имеют причастность и связи с Россией и работают на неё. В то же время они говорят, что это всё преследование Христа и так далее. Как быть в этой ситуации? Государство с одной стороны не может закрывать на все это глаза, а УПЦ (МП) продолжает говорить о «Гонении на Христа».

Да. Продолжает такую политику.

Как это изменить?

У них есть такая, как говорится, установка. Они заменяют Христа, то ли Патриархом Кириллом, то ли Митрополитом Онуфрием, то ли местными архиереями, вызываемыми на допросы.

Культ личности?

Да. И заменяют именно Христа, заменяют именно Церковь. И почему-то подают это прихожанам и вообще всем, что вызов на допрос того или иного иерарха вызов на допрос самого Господа Иисуса Христа. Вот. Но ведь мы видим всё то, что происходит в УПЦ МП.

Мы же всё видим, как проукраинских священников, или священников, перешедших к ПЦУ, запрет идёт в служении через два-три часа, но есть целые Митрополиты-коллаборанты, которые с россиянами уехали в Россию, но почему им дали отпускные грамоты, будто они писали какие-то просьбы.

Игнорирование идёт по их преступлениям.

Да. Они и дальше служат. И также мы видим, что многие священники, подозреваемые в коллаборационизме. А также на некоторых уже есть доказательная база о том, что они сотрудничали с россиянами, но никаких церковных прекращений (запретов – ред.) ничего такого нет.

Почему? Это же, по сути, грех против ближнего. Поддержка преступлений.

Это не мне нужно вопрос задавать, а в Синод Московского Патриархата в Украине.

Прихожане УПЦ (МП) каждый раз ожидают от Синода. Каких-либо заявлений, но ничего не происходит. Ставят новых епископов, перемещают игуменов, викариев.

27 мая, в прошлом году состоялся этот судьбоносный Собор. Одни говорят, что это автокефалия, отстаньте от нас. Мы независимая Церковь». А с другой стороны, Климент (Вечеря) говорит, что «Мы автокефалии не провозглашали, потому что если бы мы её провозгласили, то был бы раскол». Это выглядит со стороны, как некое лукавство.

Это и есть лукавство. Это ложь. Обман людей, которые проукраински настроены и никак не настроены. То есть, они говорят, что они не из РПЦ, но и не автокефальные. А как это?

Они не в расколе с РПЦ но…

Да. Мне задавал такой вопрос, один мой знакомый священник и я ему говорю…. Он так настаивает, что УПЦ МП – это независимая автокефальная церковь, что они отошли от Московского Патриархата и поэтому он не понимает, почему «гонения». Я задал ему один вопрос: «Кто из других Предстоятелей автокефальных православных Церквей, хотя бы один, на большом входе торжественный момент во время Божественной Литургии, поминает Митрополита Онуфрия, как равного себе?». Никто.

И УПЦ МП загнали себя в такой тупик, из которого вряд ли они выберутся. Потому что даже если бы они провозгласили автокефалию и даже, если бы они разослали эти мирные грамоты, то вряд ли были какие-то ответы. Потому что есть Церкви, которые уже признали Православную Церковь Украины, и они уже не будут признавать ещё одну автокефалию. А те Церкви православные, которые находятся, так сказать, в фарватере Русской Православной Церкви, они не признают, потому что Русская Церковь не признаёт.

То есть, их не признаёт никто.

С другой стороны, если автокефальные Церкви признают, то они подвергают сомнению собственный Томос об автокефалии, изданном Вселенским Патриархатом.

Да.

ПЦУ в единении с Вселенским Патриархатом, а Вселенский Патриархат с Румынской Церковью, а Румынская Церковь в единении с РПЦ. Поэтому получается, что все Церкви в единении через другие.

Какая-то каноническая бессмыслица в сознании, как иерархии, так и духовенства, прихожан, что РПЦ, что УПЦ (МП), потому что они всё равно находятся в общении с ПЦУ.

Через другие Церкви?

Да. Вы же посмотрите, даже был такой указ Кирилла, что прихожанам Русской Православной Церкви разрешается принимать участие в таинствах в Русском Свято-Пантелеймоновом монастыре на Афоне, находящемся во Вселенском Патриархате. Но потому, что там стоит слово «русский»…

То есть, какие-то двойные стандарты. Остальные 19 монастырей горы Афон и в них правящий архиерей Константинопольский, Вселенский Патриарх Варфоломей. Так и у русского Пантелеймоновского мужского монастыря правящий архиерей Вселенский Патриарх Варфоломей. Но ведь такие двойные стандарты.

Как с Элладской Церковью они вообще начали делить по митрополиям, епархиям и так далее. Между собой, во всяком случае, епископы, Митрополиты общаются.

Диалог между УПЦ МП и ПЦУ. Он сейчас, кажется, зашел в тупик, потому что УПЦ (МП) не признаёт священства ПЦУ. По вашему мнению, это можно сдвинуть с мертвой точки, чтобы друг друга признавали, и начался хоть какой-то диалог, а не просто: «Вы миряне, вы никто, а мы канонические, супер правильные».

К сожалению, я не вижу сейчас какого-то стремления от иерархии УПЦ (МП), потому что там иерархическая Церковь. То есть, там нет какого-либо волеизъявления прихожан самих. Там есть волеизъявление иерархии и если она что-то вводит, то прихожане должны это поддержать. Поэтому для того, чтобы начать диалог, нужно желать его начать. Но мы видим, что именно иерархия не желает.

Снизу священники многие понимают, что рано или поздно этот диалог нужно начинать, и вообще этот диалог нужен как никогда. Сейчас общество показало такое единение по всей Украине. То есть, нет уже никаких восточников, западников и так далее. Сейчас все едины, все украинцы, мощная украинская нация. То есть на таком примере. Церковь же не желает.

Выходит, что Греческая Церковь или Вселенский Патриархат ближе к украинцам, чем братья из УПЦ, которые не хотят единения.

Да.

И они до сих пор не отменили все эти решения о разрыве с Патриархом Варфоломеем и о поминании Патриарха Кирилла. Они до сих пор его поминают?

Да. Митрополит Онуфрий его поминает. Они сделали такую хитрую штучку, что он его поминает среди других Предстоятелей, но ещё интересно то, что Диптих (список православных автокефальных Церквей – ред.), то Московский. То есть Онуфрий поминает всех Предстоятелей по Московскому диптиху. То есть вот такая ремарка.

В каждой епархии есть приходы, на которых продолжали поминать Патриарха Кирилла и опять же правящие архиереи ничего не делают, чтобы прекратить это. Я знаю случаи, что за то, что священник поминал Кирилла, его просто перевели на другой приход, где его поставили Настоятелем, и он явился уже с развязанными руками, и он может уже поминать хоть на каждой ектении.

Вы говорите, что движение за объединение должно идти именно из иерархии, потому что УПЦ (МП) иерархическая Церковь…

Для УПЦ (МП – ред.) да. К сожалению, там никто голос обычного народа, прихожан не будет слышать.

Я знаю, что Митрополит УПЦ (МП) во Львове Филарет, как обращался, или говорил о том, что нужно обращаться во Вселенский Патриархат и священник Андрей Пинчук, который запрещен сейчас в служении, тоже эту инициативу преподносил среди духовенства.

И среди духовенства были даже подписанты, которые даже писали письмо Патриарху Варфоломею, чтобы была организация суда пентархии над Кириллом. Опять же это идёт снизу, а иерархия максимально, как она это может, она это просто тормозит.

То есть митрополита УПЦ (МП) во Львове в этом мнении не поддерживает, боится или игнорирует его слова?

Я не знаю, как там обстоят дела с Львовским Митрополитом, но имеем то, что имеем. Ибо никто за год полномасштабной войны, никто никаких шагов не предпринимал, кроме Феофании, ни к чему не приведшей…

ПЦУ сейчас перешла на Новый календарь. Станет ли это каким-либо дополнительным препятствием для единения с УПЦ (МП)?

Со стороны ПЦУ, я думаю, что нет. Ибо Предстоятель сказал, что переход – это добровольно. И у нас есть такой срок, когда спокойно приходы и даже монастыри в епархии могут выбирать сами, будут они на Новом Юлианском календаре или на Юлианском календаре. То есть для всех есть возможность, как они желают. Это для того, чтобы избежать старо стильных расколов, которые были в Греции и в Румынии.

Вы же видите, как преподносят эту новость об УПЦ-шних телеграмм-каналах, сайтах, которые «ПЦУ переходит на Католический календарь». Люди забывают сказать, что многие Православные Церкви, ещё столетия, назад перешедшие на новый Юлианский календарь и что на Юлианском календаре, на старом календаре, осталось не так много Церквей.

Русский, Сербский, Грузинский, Иерусалимский. Это понятно, ибо они находятся и служат в одних и тех же церквях, где служит Западная Церковь и то есть они не смогут одновременно служить на тот или иной праздник в одном храме, так как, и построен на каком-то библейском месте. Но все остальные Церкви уже век на Новом календаре.

И в заключение, чтобы вы сказали тем братьям из УПЦ (МП), которые сомневаются, как им действовать?

Не бояться. Первый. Ибо многие из священства УПЦ (МП) на кухне с другими священниками это (объединение – ред.) обсуждают, но в целом они это не выносят. Они видят того же отца Андрея Пинчука, которого за его критику Синода и иерархии Московского Патриархата в Украине – запретили.

Поэтому не бояться выходить искать единение и понимать, что рано или поздно оно произойдёт. И история даст свою оценку, и я думаю, что оценка будет явно не в пользу Московской Церкви в Украине.

Кстати, вас в запрещение дали?

Конечно. При том, что запрет, в котором нет ссылки ни на каноническое правило, ни на апостольское правило. Просто текст, который я плох и всё. Ну, к тому моменту я уже находился в юрисдикции Православной Церкви Украины.

Разговор вёл священник ПЦУ Иван Петрущак.

Об этом сообщает информационный ресурс Духовный фронт Украины.

Лента

В Донецкой области ущерб аграриев от полномасштабной войны превысил 5 миллиардов гривен

Зафиксированы убытки аграрных предприятий Донбасса от вражеской агрессии с начала полномасштабного вторжения России в Украину достигают более 5 млрд....

Актуально