Пятница, 3 мая, 2024

Наше призвание, как сотворенных Богом людей и как христиан – наполняться благодатью Божией, – Митрополит Епифаний

Must Read

Сегодня, во второе воскресенье Великого поста – двойное торжество. Вообще, Православная Церковь сегодня чтит память святителя Григория Паламы, Архиепископа Фессалоникийского, а ПЦУ также торжественно прославляет соборную память всех преподобных отцов Киево-Печерских.

Об этом сказал в своей проповеди сегодня Предстоятель ПЦУ Митрополит Епифаний.

Слово Предстоятеля.

Почему мы вспоминаем святителя Григория именно во время Великого поста? Ради того учения, которое он своим трудом объяснил, а Православная Церковь на великих Константинопольских Соборах XIV века утвердила как свидетельство истины.

Архиепископ Григорий на основе Божественного Откровения, Евангелия и Священного Предания, на основе учения святых отцов и на практическом опыте подвижников благочестия, в первую очередь отцов из монастырей святой горы Афон, пояснил, что благодать, действующая на человека и в нём самом, есть не сотворенной, божественной. Благодать – это божественное действие, она неотделима от Бога, хотя и отличается нами от божественной природы и от трёх лиц Божиих.

Когда мы говорим о божественном бытии, то должны осознавать, что всякое наше слово, даже слова святых отцов и самого Писания, не могут исчерпывающе описать его. Почему? Потому что всякое слово и всякое понятие имеет в себе ограничение. Оно передает определенный опыт и определенную информацию, но не может исчерпать всю её полноту.

Понять это можно на следующем примере: отличается ли описание красоты природного явления от собственного опыта его созерцания? Каждый скажет: да, отличается. Ибо ни одно описание не может заменить собственный опыт созерцания восхода солнца или его заката, созерцания величия гор или морского пространства. Если мы о вещах земных знаем, что их нельзя исчерпать только словами или описанием, то тем более это касается реалий бытия Божия.

Об этом нам свидетельствует и апостол Павел, когда говорит о своём собственном опыте познания вещей духовных, хотя и употребляет для этого форму третьего лица, словно говорит не о себе, а о другом: «Знаю о таком человеке (не знаю – в теле или без него) тела, Бог знает), что он был взят в рай и слышал невыразимые слова, которые человеку нельзя пересказать» (2 Кор. 12:3-4). Следовательно, существуют такие слова и понятия, такой опыт, которые невозможно полностью вместить в наш язык, потому что они превосходят его.

В контексте наших рассуждений следует подчеркнуть, что божественная природа непознаваема. Апостол Павел говорит, что Бог «блажен и единственный сильный Царь царствующих и Господь господствующих, единственный имеющий бессмертие и живущий в неприступном свете, Которого никто из людей не видел и видеть не может. Ему честь и государство вечное!» (1 Тим. 6:15-16). Неузнаваемость природы Божьей происходит не от того, что Всевышний что-то скрывает, но от того, что наши познавательные способности как творение не могут дать нам полноты познания природы нашего Творца.

Однако это не значит, что Бога совершенно невозможно познать. Напротив – Господь благоволит открывать Себя людям, чтобы они искали Его, познавали Его и в любви соединялись с Ним. Познание это и единение возможны через познание действия Божия, или на греческом языке – энергии, исполнение этого действия, единение с ним.

Действие Божие хотя и может быть отличено от Божественных Лиц и от Божьей сущности, однако остаётся неотделимым. Поэтому, познавая Бога в Его действии, мы познаем не какой-то искусственный образ или что-то сотворенное, но познаем Самого Бога Несотворенного. В этом, если говорить коротко, и состоит важность учения, которого изначально держалась Церковь, но в совершенстве было раскрыто и разъяснено в трудах святителя Григория Паламы.

И мы вспоминаем его именно во время Великого поста для того, чтобы напомнить себе об этих истинах. Напомнить, что наше призвание и предназначение, как сотворенных Богом людей и как христиан, познавших истину Божьего Откровения – наполняться благодатью Божией.

Когда мы общаемся с Богом в молитве и в служении, когда мы принимаем участие в Таинствах, когда мы выполняем волю Божью, живя по заповедям нашего Творца – мы тем самым обретаем благодать, то есть наполняем божественной энергией, божественным действием наше бытие подобно тому, как тот, кто собирает богатство, наполняет драгоценностями свою сокровищницу. Наши сокровища – не золото и серебро, но сокровища духовные, о которых Писание говорит, что они собираются на небе, где нет ни тления, ни угрозы похищения.

И особенно во время Великого поста, когда сами церковные правила побуждают нас к ограничению себя, мы должны больше позаботиться о наполнении своего бытия божественной благодатью. Чтобы через причастие Богу мы стали причастниками Его блаженства и вечной жизни, наполнились благодатью, как светом несотворенным, и чтобы она сияла в нас через веру и добрые дела, по заповеди Христовой: «Вы – свет мира. […] Так да сияет свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного» (Мф. 5:14,16).

Примером такого сияния для нас, среди других святых, преподобные отцы Киево-Печерские, соборную память которых мы торжественно чествуем. В течение года в соответствующие дни вспоминаем их отдельно, а сегодня, во время Великого поста, прославляем всех их вместе – и не только тех, кто известен, но также и неизвестных подвижников, тех, кто свой подвиг явил только перед Богом и тех, кто возможно в будущем будет явлён миру.

Монашеская жизнь по самой своей природе неразрывно связана с постом и молитвой. Можем сказать, что как Великий пост отличается по своему духовному устройству от остального года, так жизнь монашеская должна отличаться от жизни в этом мире. Если каждый христианин призван к наполнению благодатью Святого Духа, несотворенным божественным светом, божественной энергией, то монахи должны посвящать этому всю свою жизнь.

Именно учение о действии благодати святитель Григорий Палама утвердил, основываясь, в частности, и на опыте подвижников Горы Афонской, на опыте умной молитвы, которую они практиковали, полностью сосредотачиваясь на общении с Богом. Как мы знаем, от монастырей Горы Афон через преподобного отца нашего Антония, духовного отца и основателя обители Печерской, традиция монашеской жизни была принесена и на эти холмы. Как там отцы обрели Духа Святого, предаваясь молитве и служению Богу всей своей жизнью, так и здесь, в этой обители, стали собираться те, кто желал достичь спасения души, в полной мере отдав себя в руки Божии.

И мы прославляем их за этот духовный подвиг и для того, чтобы и вдохновиться самим примером их веры и образцом их жизни. Кто хочет получить хороший и полезный духовный опыт и направление на пути спасения – пусть берёт в руки Патерик Печерский и перечитывает историю житий святых отцов этой славной обители. А перечитывая – пусть сравнивает свою жизнь с их и по примеру, который подают нам отцы, пусть исправляется.

Так случилось, что именно сегодняшний день по церковному календарю установлено чествование одного из Печерских святых, преподобного Тита пресвитера. История ссоры и взаимной ненависти между священником Титом и диаконом Евагрием описана в Патерике и урок её такой: гнев и ненависть между братьями богопротивны, тяжкий грех, а тот, кто не прощает вины ближнему, становится добычей дьявола.

В течение долгого времени между братьями православными дьявол сеял разделение и ненависть. И даже теперь, когда сами сатанинские дела русской империи зла явно свидетельствуют, что природа её не имеет общности с мечтами о Святой Руси – до сих пор остаются те, кто упорно держится ненависти к братьям, порожденной московскими решениями, продолжая отвергать нас, как Евагрий диакон отвергал Тита. Но мы не оставляем надежды на примирение и открытые к нашим братьям и сестрам во Христе, желая вместе строить единую Поместную Православную Церковь Украины, как это определено решениями Собора в Святой Софии и на что у нас есть благословение, засвидетельствованное Томосом нашей Матери-Церкви.

Итак, в этот день духовного праздника, призывая молитвенно помощь и благословение Отцов Печерских, я, как священноархимандрит этой обители, призываю братию к единению. Отцы и братья, подражайте Титу, а не Евагрия – и наследуете благословение, как и преподобный его унаследовал.

Ныне новейшие евагрии распространяются, что якобы решение государства украинского относительно монастыря Московского Патриархата является гонением на Церковь или изгнанием монахов из обители. Это очередная неправда, которой так много уже звучало за последнее время. Православный Печерский монастырь, Великая Лавра преподобных отцов наших Антония и Феодосия, остаётся в этих стенах и будет жить дальше. Только дух озлобления, дух служения «русскому миру», дух надменного Евагрия должен уйти отсюда. Чтобы обновилась обитель Печерская и снова была не поводом для кривотолков человеческих из-за недостойного и соблазнительного поведения, временных её руководителей, но чтобы прославлялась через подвиги светильников веры и благочестия, которые пусть умножаются и в наше время, как было во времена древние.

По молитвам преподобных отцов наших Печерских пусть Господь устроит в их обители всё во благо, Церкви Украинской пусть подаст единство и утверждение, а Украине нашей – скорую победу и справедливый мир. Аминь”.

Об этом сообщает информационный ресурс Духовный фронт Украины.

Лента

Достаточно одиозная фигура: Религиовед Филиппович о Митрополите УПЦ (МП) Луке, получившем подозрение от СБУ

Людмила Филиппович, религиовед, доктор философских наук, профессор Института философии имени Г.С. Сковороды НАН Украины, отметила, что Митрополит Лука входит...

Актуально