Четверг, 2 мая, 2024

Не переход, а единение: Священник Александр Колб рассказывает о путях диалога между Церквами в Украине

Must Read

В новом интервью для Духовного Фронта Украины священник из Волыни Александр Колб поделился своими мыслями о каноническом статусе УПЦ (МП) и путях её единения с Православной Церковью Украины (ПЦУ).

Отец Александр подчеркивает доверие решением Вселенского Патриарха. Он также призывает к единению Церквей через сослужение с Экзархом Вселенского Патриарха Епископом Команским Михаилом.

Кроме этого, пастырь объясняет, почему следует избегать радикальных терминов вроде “переход”, а говорить о “соединении” церквей, как равноправных сторон.

В сентябре отец Александр сослужил экзарху Вселенского Патриарха Епископу Михаилу в Андреевской церкви, за что получил запрет на служение от УПЦ (МП).

Как вы сейчас оцениваете каноническое положение УПЦ (в единстве с МП)? Справедливо ли называть её церковью, которая сейчас не разорвала связи с Русской Церковью. И вообще, как вы сейчас охарактеризуете её каноническое положение.

Я не буду говорить от имени всей церкви, а от себя лично. Только по личному видению.

В предыдущих интервью я говорил, что служение с Экзархом 24 сентября, для меня стало тестом на то: отсоединилась ли УПЦ полностью от РПЦ или хотя бы намерена отсоединиться? Или нет. Так вот, этот тест показал, что не отключилась и даже не берёт курс на полное отсоединение. Это стало ясно уже на другой день, когда меня вызвали на суд Волынского Епархиального совета во главе с Митрополитом Нафанаилом, а 29 сентября я получил Указ о запрете в священнослужении без права Причастия.

Понятно. Вы в своих обращениях, в публикациях интервью говорили о том, что доверяете решениям Вселенского Патриархата. Расскажите подробнее, что это значит – это доверие к решениям Вселенского Патриархата.

Все началось с постановлений Синода Вселенской Патриархии, состоявшегося  9-11 октября 2018 года. Для меня эти постановления стали основой, и открыли мне понимание истинного состояния Православной Церкви в Украине.

Если нужно напомнить, какие там пункты поднимались, то, пожалуйста, я готов напомнить.

Это когда признали недействительной анафему на Митрополита Филарета?

Да, это один из пунктов. А их было всего пять. Первым пунктом было: Подтвердить принятое решение о том, что Вселенский Патриарх приступает к предоставлению автокефалии Православной Церкви в Украине. Второе – это восстановить экзархат. Третье – это то, что вы говорите, рассмотреть просьбу об апелляции Митрополитов Филарета и Макария. Четвертый – очень важный пункт – отменить обязательство синодального письма 1686 года о предоставлении права Московскому Патриарху рукополагать Киевского Митрополита. А поскольку условия этого синодального письма не были выполнены, то это письмо было отменено.

На пятый пункт мало кто вообще обращает внимание. А для меня он стал дальновидным. Там было сказано: “Обратиться ко всем привлеченным сторонам с призывом воздерживаться от захвата церквей, монастырей и другого имущества, а также от любых других насильственных действий и мести, чтобы побеждали мир и любовь Христа”.

То есть, идя на такой шаг, во Вселенской Патриархии знали, что будут такие действия и с одной и с другой стороны. Я, кстати, распечатал эти решения и часто их перечитывал. Важным для меня был и третий пункт, не потому что там подали апелляцию Митрополиты Филарет и Макарий, а тем, что все Таинства совершены в Киевском патриархате были признаны каноническими. Это мне было самым приятным, самым правильным, самым добрым. Объясню почему. Наши Епископы не чувствуют того, что чувствуют рядовые священники, которые вынуждены были каждый раз говорить к людям: “Кто крещён в Киевском Патриархате, не подходите ни к исповеди, ни к причастию, и так далее”. Это разделяло людей, это было неправильно и морально тяжело для приходских священников. С тех пор, как в Украине был создан Киевский Патриархат и до 2018 года, прошло 26 лет. За столько лет у людей крестных в Киевском Патриархате уже есть свои дети. Всё давно перепуталось и переплелось. И нужно было эту схизму, этот раскол вылечить, остановить. Вот это и сделал Вселенский Патриарх Варфоломей.

Вы избегаете словосочетания “переход к ПЦУ”, что вы не перешли к ПЦУ, а объясняете это по-другому. Как вы это объясняете и почему вы избегаете само слово “переход”?

Есть много терминов пугающих и отталкивающих людей. Для многих слово “переход” звучит как измена. Это такая духовно психологическая проблема. Этим словом людям навязывается следующая идеология, что община не просто покинула одну юрисдикцию и перешла в другую, а как будто покинула Бога и пошла в какую-то политическую организацию.

Поэтому я избегаю этого слова – “переход”, и хочу, чтобы оно звучало правильно – “единение”. Во время этого единения мы не потеряли своей идентичности. Наша община называется так, как называлась. Сейчас мы продолжаем совершать Богослужение по старому стилю. На сегодняшний день, мы совершаем Богослужение на украинском и церковно-славянском языках. Это особенно касается хора. По моему мнению, полная украинизация Богослужения – это процесс длительный. Если я, например 34 года в священном сане, то многие Богослужебные тексты, в том числе некоторые Евангельские, знаю на память, и переучиться будет не так просто и не так быстро. Конечно, Литургию священник совершает не на память, а по служебнику, а вот хор поёт нотные произведения. Объясню во многом сложность.

Если, например, украинский композитор сразу вложил на музыку текст на украинском языке, то оно звучит красиво и благозвучно. Слава Богу, много украинских церковных композиторов. Но если музыкальное произведение создавалось на основе церковно-славянского языка, то подставлять украинский текст вместо церковно-славянского текста, не получается. Поэтому многие песнопения хор продолжает исполнять на церковно-славянском языке. В репертуаре нашего хора много произведений зарубежных и всемирно известных композиторов. В этом я не вижу никакой проблемы – это воспринимается людьми.

Мы остались такими, какие мы есть. Мы соединились как две полноправные, полноценные и давайте используем слово, канонические, юрисдикции. Поэтому слово единения здесь наиболее подходит. И я хотел бы, чтобы такое единение произошло в полном масштабе, не отдельной религиозной общины святой Марии Магдалины, а вообще полной структуры УПЦ и ПЦУ. Это было бы подлинное единение. Не переход, а единение и это принесло бы много пользы. Об этом единении говорил не раз сам Вселенский Патриарх Варфоломей. Это его предложение, пожелание и если хотите благословение, а я ему повторяю ещё раз – доверяю.

Скажите, как можно не доверять Патриарху Варфоломею, который по-настоящему разобрался в проблемах украинского православия и сделал всё, чтобы эти проблемы были преодолены. И как оставаться доверять тому человеку, тому Патриарху, который благословляет войну и направляет сюда к нам своих капелланов, мотивирует воинов-захватчиков идти и убивать украинцев. Здесь даже сравнивать нельзя, поэтому однозначно, я и мои прихожане доверяем решениям и благословениям Вселенского патриарха Варфоломея.

Понятно. Давайте поговорим о роли Вселенского Патриарха в этой ситуации в решении этой схизмы, этого раскола между церквями. Как вы считаете, в этой ситуации должны действовать священники или епископы, ещё не доверяющие решениям Вселенского Патриарха? Как вы видите этот путь единства?

Начать с малейшего, хотя бы не использовать то слово “переход”, которое отталкивает людей. Есть ещё многие другие термины препятствующие этому единению. Термин “запрет” пугает священнослужителей УПЦ. Многие поступили так, как я, но слово «запрет» в священнослужении очень пугает. И отнестись чтобы к слову запрет тоже неправильно, и принять тот запрет такой ничтожный – тоже неправильно.

Хочу верить, что есть Епископы УПЦ, которые готовы к этому единению. Возможно, они ожидают массового движения от священников, таких как я. В одном из интервью я говорил, что если бы мы подписанты (те, которые подписывались под обращением отца Андрея Пинчука в Пентархию о суде над Патриархом Кириллом (Гундяевым)), все вместе поехали к Экзарху и послужили, то это стало бы толчком снизу. Можно было бы надеяться, что возможно и Епископы начали возобновление евхаристического общения. А так… смотрим на одного. Наши священники говорят: “Если бы это возобновление евхаристического общения сделали Епископы, если бы на это благословил Блаженнейший Митрополит Онуфрий, вот всё произошло бы с радостью!” На самом деле. Но есть слово “если бы” и это остаётся только мечтой. Вот поэтому одни смотрят на других. Священники на Епископов, а Епископы в определенной степени на священников.

Пора действовать, а не писать обращение. Наши обращения были неоднократны. И к Священному Синоду 10 неудобных вопросов, и открытое письмо к Блаженнейшему Митрополиту Онуфрию о созыве Собора. Но ведь это только письменные или устные обращения. Требуются конкретные действия.

То есть вы видите разрешение этой ситуации в целом через сослужение с Вселенским Патриархатом, в частности с Экзархом в Украине.

Я вижу это как один маленький пункт, маленький шаг, который повлечёт за собой другие шаги.

Давайте проанализируем следующее: все знают и никто не возразит, что Украинская Православная Церковь находится в евхаристическом общении с Русской Православной Церковью, я уже не говорю о каноническом подчинении. И это должно восприниматься как правильное каноническое явление. А если УПЦ хочет возобновить евхаристическое общение с Вселенским Патриархом, то это раскол! Вот кто мне объяснит, где здесь разум, где здесь суть, где истина?

С тем, кто благословляет войну, посылает своих капелланов, освящает оружие, мотивирует захватчиков, оправдывая их Священным Писанием, то с тем (с РПЦ) нужно быть в евхаристическом общении. А с тем, кто действительно хочет для украинского православия взаимопонимания (с Вселенским Патриархатом), с тем нельзя восстанавливать евхаристические общения!

Следовательно, необходимо возобновить евхаристическое общение с Константинопольской Церковью и с теми поместными Церквами, с которыми оно было разорвано. С Александрийской, Кипрской, Элладской. Это поможет двигаться дальше в правильном направлении, а пока этого восстановления нет, то о каких-то больших шагах говорить сложно.

Потому что получается, что священники, которые получают запреты за сослужение с Вселенским Патриархатом… УПЦ свидетельствует, что она продолжает соблюдать решения Московского Синода и продолжает действовать в пророссийском русле. Даже во время полномасштабной войны. Вот и все эти заявления в Феофании, что они отсоединились и так далее, не совсем истинны и искренни, потому что на бумаге и на словах отсоединились, а на деле – чётко выполняют то, что продиктовано в Кремле.

Именно так! Это то, что я хотел сказать. Мы можем с вами проанализировать ещё одно событие. Все мы хорошо знаем Архимандрита Кирилла (Говоруна). Авторитетное лицо, нештатный клирик РПЦ. Он тоже в своих интервью рассказывал, что, будучи, например, в Америке, он много раз сослужил с клириками Вселенского Патриархата. Даже по благословению Московского Патриарха! Никто его за это в “запрет” не посылал. Он приезжал в Киев и сослужил с Экзархом Вселенского Патриарха, тоже никто на это не обращал внимания. Хотя РПЦ официально разорвала отношения с Вселенским Патриархатом ещё в 2018 году. Для Кирилла Говоруна делались такие исключения. Так вот, после того, как мы с отцом Гавриилом из Крыма послужили с Экзархом, то в понедельник, если не ошибаюсь, для Архимандрита Кирилла Говоруна уже пришел запрет от Патриарха Кирилла Гундяева. То есть раньше его никто не замечал, а здесь два священника из УПЦ послужили с Экзархом и Патриарх Кирилл даёт пример, как УПЦ должно поступить со своими клириками. Он посылает в запрет Кирилла Говоруна, и тем самым говорит: – посмотрите, какой фигурой я пожертвовал. Если брать за аналогию шахматную доску, то он жертвует там офицером или ещё большей фигурой, а у вас две пешки. Что вы не можете с ними справиться? После этого наш местный Митрополит Нафанаил выполнил распоряжение РПЦ и дал мне “запрет”. То есть, всё было чётко продиктовано, как Вы говорите, из Кремля.

Для Московского Патриархата сослужение с экзархом в Украине клириков УПЦ страшнее, чем сослужение даже священников РПЦ с Вселенским Патриархатом или священников РПЦ с ПЦУ, потому что Архимандрит Кирилл Говорун служил даже в Софии в частности со священниками ПЦУ. Они понимают, что такой путь сослужения священников УПЦ с экзархом он открывает им ступеньку для единения ПЦУ. И это людям будет проще воспринять. Поэтому в Москве этого единения боятся и потому они так радикально начинают действовать.

Да. Я ещё больше скажу, как я понял, и как мне было сказано, Патриарх Варфоломей не будет предоставлять для УПЦ какой-либо отдельный статус ставропигии, или какой-то особый экзархат. Считается, что предоставление для УПЦ отдельного статуса от Вселенского Патриарха создаст такой переходной мостик, чтобы люди могли легче адаптироваться. Но нужно понимать, что любая ставропигия предоставлена от Вселенского Патриарха или какой-то особый экзархат будет предусматривать в себе сослужение и с УПЦ и с ПЦУ. А на это, просители ставропигии, не пойдут. В результате возникнет третья православная ветвь в Украине.

А вот сослужение с Экзархом действительно очень пугает РПЦ, потому что это ступень к единению.

Ну, если не ошибаюсь, то в уставе ПЦУ в самой первой редакции было упоминание о том, что священники или иерархи должны обращаться во Вселенский Патриархат, если есть какие-то беспокоящие вопросы для выяснения этих спорных вопросов. Так, когда разные священники обращаются к экзарху, то это тоже исполнение этого самого и пункта и исполнение тех решений, которые в Томосе были прописаны.

Я тоже читал в Томосе, что когда будут возникать какие-то трудности в управлении, в духовных вопросах, то ПЦУ обращается к Патриарху и он оказывает свою конструктивную помощь, не просто вмешательство, а помогает решить те или иные важные вопросы. А для чего тогда экзарх в Украине как представитель Вселенского Патриарха? Мне кажется, что надо бы к нему обращаться. Приведём такой простой пример или параллель. Каждое государство имеет в другой стране своё посольство. Зачем оно там нужно? Для того чтобы люди, которые уехали в другую страну, всегда могли найти поддержку и помощь. Что-то подобное и в духовном плане – Экзарх, это как посол Вселенского Патриарха в Украине, и мы к нему тоже обращаемся. Достаточно послужить с ним, послушать его, пообщаться с ним и многое станет понятно.

Подытоживая на наш разговор, можно сказать, что все священники, или архиереи должны обращаться к Экзарху и прежде всего даже не обращаться, а пытаться сослужить с ним за Божественной Литургией и само единение вокруг Евхаристии, вокруг Христа является той ступенью к объединению всего православия в Украине.

Единение вокруг евхаристической чаши даст единение всего православия в Украине. Чётко, правильно, хорошо сформулировано. Очень верно.

И это как раз больше всего боится этого агрессор, Московский Патриархат и те пророссийские силы среди духовенства УПЦ, которые ещё остаются, к сожалению внутри, и оказывают влияние и на Синод и на решения на местах и на общую “температуру”.

Да.

Будем надеяться, что оно со временем будет как-то меняться, потому что мне кажется, что УПЦ хочет пробежать между капельками. И тем угодить, и проукраинским силам и пророссийским, и быть такими центристами. Но во время войны это трудно сделать, поэтому сейчас и идёт речь о запрете. Одни говорят, что это запрет связей с Московским Патриархатом, а не запрет этой церкви. Но мы увидим, как оно там будет реализовано. Конечно, вряд ли кто-то запретит молиться людям или священникам. Я не знаю, как это будет имплементировано в жизнь, но этот закон уже обсуждают и говорят, что уже достаточно голосов для запрета УПЦ МП. Поэтому возможно это решение как-то подтолкнет к более радикальным шагам. Потому что Феофания тоже была, по сути, ответом на эти заявления со стороны власти и со стороны людей, требовавших от УПЦ каких-то более радикальных мер по разъединению связей с Кремлем. Поэтому, возможно, знаете, как раз УПЦ действует так. Когда её уже хорошо прижмут, она уже задвигается. Может и сейчас, если её прижмут хорошо, тогда увидим какое-то движение или сослужение. Но если бы хоть один Епископ из УПЦ приехал в Андреевскую церковь – это был бы тоже хороший и сильный шаг. Так как священников запрещать это один уровень, священников много. А вот с Епископами это уже был бы более серьезный прецедент. И можно сказать на весь мир загремело бы.

Я знаю, что Епископ Михаил Команский все эти годы пытался встретиться с Архиереями УПЦ. Не говоря о совместном Богослужении, приглашал их к простой неофициальной встрече. Но, жалко, на встречу наши Архиереи так и не пошли.

Даже на простую встречу не хотели согласиться?

Да, даже на простую встречу.

Это серьезный уровень страха.

Именно так. Нужно, чтобы проявилась настоящая любовь к Богу, к людям, к родине, тогда эта любовь поможет преодолеть неправильный страх.

Шаг УПЦ на встречу с евхаристическим общением с Вселенским Патриархатом может повлечь за собой запрет Епископата Украинской Православной Церкви от Московского Патриарха. А я говорил, что слово запрет, для многих очень страшно. Тем более для таких, как Блаженнейший Митрополит Онуфрий и вообще для всех руководителей Украинской Православной Церкви. Поэтому здесь как раз стоит вернуться к доверию Вселенскому Патриарху.

Если тебе дали запрет и этот запрет ничтожен, так как мой, во всех отношениях, даже неправильно сформулирован, то этот запрет имеет право рассмотреть и отменить Вселенский Патриарх. Так же он сможет рассмотреть запрет, который дадут из Москвы для Митрополита Онуфрия и всех остальных. Он может отменить их, имея такое право.

Что тогда пожелаем всем священникам преодолеть страх и прийти на хотя бы неформальную встречу в Андреевскую церковь, хотя бы в какое-то кафе возле Андреевской Церкви.

Хотя бы с этого начать. Кстати о такой неформальной встрече. Наши подписанты, однажды, заезжали к Экзарху. Тогда впервые возникла идея совместного сослужения всех подписантов с Экзархом.

Простое общение с Экзархом породило правильное намерение. Вы только что очень точно сказали: «Пожелаем всем священникам преодолеть страх и прийти».

Так что евхаристическое единение начинается с чашечки кофе.

Можно и так сказать. Это тоже своеобразное единение. Люди общаются – это всегда плюс.

Это как было когда-нибудь Агапе? Или как тогда называлось?

Да. Ужин любви.

Первое было Евхаристия, а потом “ужин любви”, да?

Нет наоборот. Сначала был ужин, общение, даже рюмочка вина, а затем совершали преломление хлеба – Евхаристия, Причастие. Это удивляет многих и до сегодняшнего дня, что Причастие совершалось после ужина. Позже, по некоторым причинам, отделили Евхаристию от Агап.

Этот опыт как раз очень точно подходит к сегодняшним временам. Чтобы все юрисдикции пришли сначала на «ужин любви».

Хорошо сказано. Да, а потом будет Евхаристия.

Может растянуть тот «ужин любви» там на несколько дней или недель…, но чтобы в финале уже всё-таки была Евхаристия.

Вот вы сказали мудрые слова. Спасибо. Видите в нашем разговоре с вами, возникают правильные пожелания и хорошие идеи. Правильное общение несёт в себе позитив.

Что-то рождается. Какие-нибудь зёрна.

Да.

Мы довольно обстоятельно пообщались. Спасибо за разговор!

Спасибо будьте здоровы, до свидания!

Разговаривал священник ПЦУ Иван Петрущак.

Об этом сообщает информационный ресурс Духовный фронт Украины.

Лента

В Донецкой области ущерб аграриев от полномасштабной войны превысил 5 миллиардов гривен

Зафиксированы убытки аграрных предприятий Донбасса от вражеской агрессии с начала полномасштабного вторжения России в Украину достигают более 5 млрд....

Актуально