Воскресенье, 26 мая, 2024

«Очень велика польза души усопшего от всеобщей церковной молитвы» – о. Петр Бойко

Must Read

В этом году Мясопустная поминальная суббота выпадает 9 марта. Почему она была установлена? За кого Церковь по-особому молится в этот день? Есть ли смысл молиться об умерших, особенно если они не жили христианской жизнью? Что такое грех против Святого Духа и как правильно провести поминальную субботу, чтобы души умерших действительно получили помощь?

Об этом Интернет-ресурс Духовное Величие Львова поговорил с протоиереем Петром Бойко — кандидатом наук по богословию, доцентом и инспектором Львовской духовной семинарии св. ап. Иоанна Богослова ПЦУ.

Отче Петр, почему именно в Мясопусную субботу Церковь установила особый поминальный день?

Воскресенье после этой субботы называется Мясопустное воскресенье или Воскресенье о Страшном Суде. Она напоминает о последнем суде Христовом. Поэтому накануне этого дня Церковь установила день, чтобы ходатайствовать не только о живых, но и обо всех веках в благочестии усопших людей. Особенно при умерших внезапной смерти Церковь молит Господа об их помиловании.

Почему особенно за них?

В Синаксаре в эту субботу,  а это зачитываемое в храме поучение из Церковно-Богослужебной книги, где сказано, что поминать их нужно, так как многие умерли в разных условиях: Внезапно во время путешествия, в море или в непроходимых горах, в бурных потоках, пропастях, от болезней и голода, от пожара, во льдах, на войне, от холода или потерпев какую-нибудь другую смерть, они, равно как нищие, и не были отпеты.

Хочу вспомнить наших украинцев, которые были в далекой Сибири, и никто даже не знает, где их могила. То же касается наших воинов и повстанцев на протяжении всей нашей истории, многие из них не имели должного церковного захоронения. Поэтому Церковь молит Господа, Праведного Судию, явить Свою милость в день справедливой всем возмездия.

На самом деле Церковь каждый день молится за умерших, почему была необходимость выделять для этого субботу?

Это потому, что Господь успокоился от дел Своих в седьмой день, а это была суббота – День покоя. Поэтому в церковном сознании суббота так и осталась особым святым днём покоя. В Синаксаре на этот день сказано: «В субботу мы всегда поминаем души (покойных), потому что суббота означает у евреев покой. И за умерших, как усопших от жизненных и всех других забот, мы творим молитвы в день покоя. Сложилась традиция творить это по субботам, а в нынешнюю, вселенскую, молиться соборно, поминая всех православных».

В году есть две особые субботы, которые прописаны в церковном Уставе – Родительская поминальная Мясопустная суббота в канун Великого поста и суббота перед Пятидесятницей – Святом Троицы. Их установка относится к V в. Это подтверждается Уставом Святой Церкви, составленным преподобным Савою Освященным. А он составлял свой устав на основе древнейшего предания, хранившегося ещё от святых апостолов.

Вот человек умер, и получает то, что заслужил, когда жил на земле – как мы читаем в Притче о богаче и Лазаре (Лук. 16, 19-31), это или награда — Рай на «лоне Авраама», или наказание — адский огонь. Зачем тогда Церковь молится за умерших?

Конечно, место в вечности человек определяет, прожив здесь на этой земле. Но Церковь имеет уникальную возможность молиться о своих умерших членах. Господь сам сказал, что Он не Бог мертвых, но Бог живых — у Бога все живы (см. Лк. 20, 38). И Церковь Христова состоит не только из небесной или земной жизни, она объединена. И мы имеем столь огромную возможность молиться и вымаливать прощение грехов умерших. Ибо, по вере Церкви, души умерших не имеют возможности молиться о прощении своих грехов, а мы, живые здесь, на земле, имеем такую уникальную возможность — вымаливать их у Бога. Эта молитва велика и очень ценна, особенно в Божественной Литургии, когда во время Проскомидии священник извлекает частицы из просфор за умерших, поминая их имена. Это приносит им большую пользу.

Есть люди, которые при жизни практиковали христианскую веру, ходили в храм, соблюдали заповеди Божьи, а если согрешали, то искренне каялись перед Богом и шли к Исповеди. Но есть много людей, которые не только не имели внутреннюю духовную жизнь, но даже формально в церковь никогда не ходили. И когда они умирают, за них тоже молятся? Каков в этом смысл?

Смысл заключается в любви – в любви к нашим родным и близким, перешедшим из этой временной жизни к вечности. А любовь не умирает и не исчезает. И вот эта любовь толкает сердца христиан молиться о своих умерших родственниках, умоляя Господа, чтобы Он простил их грехи. Потому что нет на земле человека, который бы жил и не согрешил, говорится в молитве (Ср. Еккл. 7, 20). И мы молимся с надеждой и великой верой, что Господь помилует. Потому что Господь пришел к нам, людям грешным, и Он сделал это ради любви, став человеком, унизив Себя – Он умер на кресте, убив на нём грехи человеческие, и воскрес, тем самым давая человеку возможность войти в Царство Божие. Поэтому Он не закрывает его ни перед кем.

Кто-то прочтет ваши слова и скажет: буду жить, как хочу, а после смерти меня отмолят, и любовь Божия и моих родных все мои грехи покроет.

Я тоже часто сталкивался с подобным мнением. Мне говорили: я молод, живу, как хочу, а перед смертью покаюсь и войду в Царствие Божие. Но в Евангелии есть ещё одна притча – о неразумном богаче, который думал, что будет жить долго и богато (см. Лк. 12, 15-21). Бог сказал ему: «Безумный! В эту ночь душу твою заберут у тебя, а то, что ты собрал, кому оно будет?». Но опять же Господь думает о каждом человеке, и Промысел Божий, так или иначе, ведет человека, направляя к добру и отвращая от зла.

Конечно, это наш человеческий выбор — принимать это или нет, слышать Бога или нет, и по какому пути идти. Вместе с тем Господь делает всё возможное, чтобы направить человека, понять его, по обстоятельствам, по разным случаям. Поэтому рано или поздно человек может одуматься, а если нет, получит по своим заслугам, так, как он прожил здесь, на земле. Но Церковь учит, что сразу после смерти человек не переживает окончательный суд, поэтому всегда остаётся часть надежды, что эта душа будет вымолена у Бога. Господь не хочет уничтожить или наказывать Своё творение – Он не для того человека сотворил, чтобы он не спасся, но чтобы имел сопричастие с Ним и жил в блаженной вечности.

Но ведь не все спасутся.

Это следует отдать на Суд Божий. Когда христианин молод и ревностен, он тяготеет к максимализму и нередко становится категоричным — или ты свят и спасешься, или грешен и пойдешь в Ад. Но чем дольше мы живем, тем больше понимаем, что святых нет. В церкви святые не собираются, в церкви грешники собираются. Поэтому самое главное должно понять, что Господь – любящий Отец. И Он всё делает, чтобы человек мог покаяться и спастись.

В Евангелии также говорится о том, что грех хулы на Святого Духа во веки не простится (см. Мк. 3, 29; 1 Ин. 5, 16). Не указывает ли нам это на то, что такому человеку уже не помогут никакие молитвы после смерти? И что это за такой грех?

Нет греха, который не покрыл бы Своей любовью Господь. Если мы говорим о «хуле», то это – каждый сознательно нераскаянный грех. Если мы сознательно не раскаемся в содеянном грехе, это и есть хула на Святого Духа. Он побуждает нас раскаяться, а мы противимся. А причиной тому является укоренившаяся гордость: «я считаю, что поступил правильно и не в чем раскаиваться». Но Церковь всё равно молится за каждую грешную душу в надежде, что она вымолит её. Также хочу обратить внимание на грех самоубийства, когда человек сознательно лишает себя жизни. Он сознательно впускает сатану в свою жизнь, в своё духовное пространство, и это тоже хула на Святого Духа.

Вернемся к Мясопустной поминальной субботе. Как правильно человеку его отметить?

Прежде всего – это церковное поминовение, общая церковная молитва, «ибо, где двое или трое собраны во имя Моё, там Я среди них», – говорит Господь (см. Мф. 18, 20). Потому обязательно нужно в этот день быть на Божественной Литургии. Именно при совершении Литургии объединяется земная и небесная Церковь – приносится Бескровная Жертва, происходит поминовение умерших и живых членов Церкви. Это лучшее, что человек может сделать своему ближнему — помолиться за него в храме.

После Богослужения люди идут на могилы к своим родным, близким и знакомым. И там тоже совершают молитву, раздают и подают милостыню.

Объясните, пожалуйста, о практической стороне панихиды: что это за столы в храме, на которых много хлебов и других продуктов? Зачем их приносят, что именно нужно приносить и когда?

Нет установленного перечня продуктов, которые нужно приносить на панихиду. Люди, прежде всего, приносят хлеб, который после совершения богослужения раздаётся тем, кто служил в храме, и тем, кто в этом нуждается. Панихида является прообразом подаяния. Или же на кладбище раздают конфеты или хлеб нуждающимся людям и просят их помолиться за душу усопшего.

Продукты приносят в храм перед Службой, не опаздывая, чтобы не тревожить никого, кладут их на специальном столике, где после Божественной Литургии служится великая панихида.

Священник во время панихиды и Литургии поминает имена усопших. Как людям правильно преподнести эти имена?

Перед Божественной Литургией человек в храме представляет синодик — книжечку или записку, где вписываются имена умерших родственников и знакомых. На Проскомидии священник поминает все эти имена, вытаскивая по каждому частицу из просфоры. На Литургии верных, после освящения святых Даров и причащения, священник погружает эти частицы в Чашу, говоря: «Омый, Господи, грехи тех, что здесь поминались, Кровью Твоей Драгоценной, молитвами святых Твоих».

Имена также упоминаются в других молитвах во время Божественной Литургии, а затем на панихиде.

Но всегда следует помнить, что это должна быть общая молитва священнослужителей и людей. Ибо очень часто бывает на практике, что человек приходит в храм, подаёт записку, поставит свечу и уходит из церкви. Одна записка не будет работать. Свеча, как мы её просто поставим, тоже не сработает. Но, когда мы совместно — священнослужители и миряне — молимся о душах умерших, объединяемся в этой молитве, это великая сила.

И это угодно Богу. Священнослужитель вслух произносит имя усопшего или вытаскивает частичку за душу умершего христианина, а человек о себе в храме приобщается к этой молитве. Очень велика польза души усопшего от всеобщей церковной молитвы.

Что Вы переживаете, когда молитесь об усопших?

Мы все люди, и у каждого из нас умер кто-нибудь из родных или знакомых. Поэтому не нужно рассказывать, как глубокие и сильные чувства это может вызвать.

Но как верующие мы полагаемся на веру, что этот человек продолжает существовать. И когда мы за него молимся, то больше чувствуем, что этот человек есть и ждёт нашей молитвы. Это действительно слишком интимная и близкая для каждого тема, которая даёт нам понимать, что человек продолжает жить после смерти без тела, но он продолжает существовать, ждёт нас и нашу молитву. Мы должны молиться за наших родных, знакомых и всех от века усопших христиан, и надеяться, что там мы с ними объединимся и будем дальше общаться. Бог сотворил человека не для временного, а для вечного жития.

Об этом сообщает информационный ресурс Духовный фронт Украины.

Лента

Религия в пламени войны: как Россия репрессирует Украинскую Церковь на временно оккупированных территориях

Социологический опрос, проведенный Центр Разумкова в начале года, показал, что 61% украинцев доверяют Церкви. Уровень доверия к Церкви выше,...

Актуально