Среда, 15 мая, 2024

Оружие не держал, но ничего не боялся. Один день с военным капелланом

Must Read

Текст подготовлен командой «Прочерк» при содействии платформы памяти Мемориал.

Отец Михаил служит в Смелянском приходе Рождества Святого Иоанна Крестителя ПЦУ. Также является капелланом, в 2019 году полгода служил на этом посту в 57-й отдельной мотопехотной бригаде имени кошевого атамана Костя Гордиенко. С начала полномасштабного вторжения россиян Михаил Шевчук продолжает помогать украинской армии.

Я сейчас как связной между многими людьми

Ещё недавно на месте смелянской церкви Рождества Святого Иоанна Крестителя ПЦУ стоял старый дом. Службы проходили прямо в ней, пока не начали планировать строительство церкви. С тех пор службы проводились в строительном вагончике.

Сейчас в Смелянской церкви Рождества Святого Иоанна Крестителя ПЦУ повсюду пахнет свежестью – её освятили только 22 декабря 2019 года. Здесь царит необычная для храма атмосфера: за лестницей стоят многочисленные свертки с посудой, одеждой. На скамейке – свежие ягоды, в основном смородина и малина. Все это для защитников, вернувшихся в родной город на ротацию.

«Однажды так складывается, что я сейчас как связной между многими людьми. Кроме того, наша община очень сознательная, поэтому и удается находить как не то, то другое. Знаю, кому что нужно. А ягоды – это витамины. Ребятам же нашим тоже нужно подкрепить организм. Это им наши прихожане принесли», – говорит отец Михаил Шевчук.

«У нас бывает столько вещей дома, на веранде собирается, что пройти негде. Это и посуда, и одежда, и некоторые детали к автомобилям, и продукты», – добавляет Оксана Шевчук, супруга священника.

Священник снимает с себя ритуальную одежду, мы садимся под стеной на скамейке. Отец Михаил рассказывает о своей жизни.

Учился на агрария, но избрал путь духовника

Родом отец Михаил из села Живачев Ивано-Франковской области. До получения духовного образования сначала получил аграрное образование – окончил Львовский государственный аграрный университет. Работал учётчиком полеводческой, тракторной бригады. Потом получил второе высшее образование – выучился на педагога в Черновицком университете.

Чуть-чуть поработал по специальности, но пришлось сделать паузу – призвали в армию.

«Хотел быть в разведывательной роте, но не попал. Помню, набирали в автобат, в пехоту, в танкисты, в артиллерию. А я только тогда молился, чтобы какая-то мирная специальность и, наконец, учитывая, что знал ещё благодаря аграрному образованию латынь, взяли в медицинский батальон», – вспоминает Михаил Шевчук.

Так мужчина стал санинструктором в учебном центре «Десна». А во время службы в армии решил поступать в духовную семинарию.

«В церковном хоре в деревне пел мой папа. И я с детства с ним пел, был в церкви. Меня тянуло к духовности», – говорит отец Михаил.

После окончания службы отец Михаил получил третье высшее образование – на этот раз духовное.

«Некоторое время был в селе регентом, а уже в 2000 году меня рукоположили на священника, и пришел запрос, ехать на Черкасщину», – вспоминает он.

Ничего не знал о Черкащине и Смеле

Что я, выходец из западной Украины, знал о Черкасщине и Смелой? Вспомнил слова Тараса Шевченко «Горит Смела, Смелянщина …», поэтому и уехал. И уже здесь 22 года», – рассказывает отец о своём пути Михаил.

Тогда 22 года назад отец Михаил вёл службы в доме. Позже – ходатайствовал о выделении земли для строительства храма. В Смеле священник занимает активную гражданскую позицию – дважды был депутатом горсовета. Участвовал и в протестах в 2004 и 2014 году.

С военными он познакомился благодаря церковным праздникам. Священник одним из первых в Смеле ввёл освящение воды в реке Тясмин на Крещение. Для проведения требовалась техника и палатки для горожан – а помочь с этим могли как раз военные.

«После этого у нас было разное сотрудничество. Возможно, это можно назвать духовным попечительством», – рассказывает отец Михаил.

Это востребованный человек, понимаете?

С начала войны в 2014 году связи священника с военными стали более тесными. Тогда представителей духовенства собрали в Пуще-Водице, а капелланство стало официальной составляющей ВСУ. Начал активно помогать войску – провожал в последний путь погибших, помогал духовно и материально живым. Собирал необходимое, а при необходимости – и отвозил прямо на фронт.

«Я познакомился с батюшкой давно. Когда ещё он начинал церковь эту строить. Помню, как в 2014-м в последний путь провожали нашего «Чеха», Евгения Войцеховского. Надо было найти священника, чтобы достойно провел в путь Героя. У нас было много волонтеров, но тогда никого не было. Кто-то разочаровался, кто-то устал. А с батюшкой всегда все уверены во всём. Он священник, но не трус. Да, оружие не держит, но знаю, что ничего не боялся и был на передке там, где и не стоило ему быть», – рассказывает председатель Смеляно-Камянской горрайонной организации ветеранов воздушно-десантных войск Николай Цибуленко.

Он вспоминает: имея сельскохозяйственное образование, священник мог, и некоторые гайки на волонтерской технике покрутить.

«Ребята на фронте к нему прижимаются. Девушки в очередь становятся, чтобы пообщаться с ним, когда приезжает туда на передовую. Он и пообщается, и крестики привезет, и совет даст. Это востребованный человек, понимаете? И это нужно защитникам. У меня сын ещё в Крыму воевал, поэтому я волонтер с первого дня, понимаю, насколько все эти вопросы важны, – говорит Николай Цибуленко. – Сам я верующий, но в церковь хожу только, как нуждаюсь в крае. И, несмотря на это, всегда могу позвонить батюшке и получить совет».

Сначала в поездках восточнее отца Михаила смотрели как на экзотику

Священник вспоминает, что сначала в поездках к востоку на него смотрели как на какую-то экзотику. Но потом мужчина заслужил уважение военных, они сами начали к нему обращаться.

Жена отца Михаила, Оксана, уже смирилась с тем, что её муж не просто священник, но и капеллан. Сначала, говорит, было тяжело, когда он время от времени ездил на несколько дней.

«Впоследствии командир бригады, которая состояла из многих смелян, и которой он больше помогал, сказал: «Батюшка, вы нам нужны». Тогда уже отец Михаил стал капелланом. Это было в 2019 году. Полгода службы мужчины на войне. Мне было очень не по себе, – вспоминает Оксана Шевчук. – Тогда больше всего волновалась, когда звоню, он берет трубку и слышать выстрелы, раз стало так томно, чуть не потеряла сознание, но Бог уберёг. Было страшно, понимаешь, что это война».

Священник рассказывает, что на войне ему тяжелее говорить с защитниками, которые переживают психологические срывы из-за потери собратьев: «В 57-й бригаде проходили окопы, ВОПы (взводные опорные пункты). Общались на разные темы. Попили кофе, побеседовали. Так ходил от взвода к взводу, от роты к роте, – улыбается Михаил Шевчук. – А работы хватало. Привозил определенные атрибуты религиозные, кому-то требовалось это. Кто просто хотел общения. Был случай, когда на глазах у мужчины погиб собратья, он тяжело это переживал, бунтовал против всего окружающего…. Это тяжело было, но следовало как-то улучшить его эмоциональное состояние».

Отец Михаил вспоминает все звуки войны. Он уже различает, где летит.

«А что легче всего там было? Это помощь, простая человеческая помощь. Например, я ещё в армии научился стричь людей, поэтому взял с собой машинку и стриг ребят. Мог помочь и картошку почистить и нарубить дрова, – вспоминает. – Сейчас я в тыловой службе, но продолжаю поддерживать связь со всеми, помогаем, чем можем. Мог бы направлять средства на церковь, здесь есть ещё что делать, но чувствую, что сейчас не до того. Сейчас самое важное – это война и помощь нашим военным. Верим в Бога, Украину и помогаем защитникам. Не утомляет ли эта причастность к войне? Понимаете, есть потребность!

Сирены постоянно напоминают людям, что война рядом

Пока общаемся, в церковь заходит военный: молиться за павшего собрата. Затем отец Михаил подходит к нему, воин разговаривает с ним, после – быстро уходит. Батюшка возвращается ко мне, рассказывает, что защитники нередко приходят в церковь, нуждаются, как и все, в общении.

Во время помощи военным отец Михаил не раз попадал в опасные ситуации. Помнит, как одни из подопечных предложили сфотографироваться возле техники. Вдруг – что-то свистит в воздухе.

Заскочили в окоп, ребята хватают оружие, а я спрашиваю: Что делать? то один мне дал горсть семечек подсолнечника, говорит: «Ешьте, батюшка». Понимаете, и в таких критических ситуациях находили силы для шутки», – вспоминает.

Жена Оксана Шевчук говорит, что война несёт сложные переживания. Вспоминает похороны командира подразделения «Холодный Яр» батальона «Айдар» Евгения Войцехивского с позывным «Чех»; Михаила Димитрова с позывным «Гайдамаком», воевавшим в составе батальона им. Кульчицкого.

«Помню: храмовый праздник, а к нам сюда как раз пришли военные, просили батюшку отпеть «Чеха». Тогда как-то стало особенно тревожно. Но они хотели, чтобы он отпевал. И так оно повелось, что он с ними сблизился, доверяют ребята ему, – говорит Оксана Шевчук, – поныне вижу того Евгения и ту кикимору, которая у него была».

До 24 февраля, рассказывает священник, некоторые люди частично привыкли к войне. Хотя она не завершалась ни на день, и отец Михаил не терял связь с фронтом. Но после начала полномасштабной войны люди получили новое потрясение. Равнодушить не дают сирены, они – постоянное напоминание, что война рядом.

Готов ездить столько, сколько будет нужно

На родной Ивано-Франковщине отца Михаила живет его сын. Когда у священника выдаётся несколько свободных дней, он радостно ездит к родным. Говорит, в поездке пытается найти время и сходить где-нибудь в горы. Да, с семьей они ходили на Говерлу, на Поп Иван Мармаросский.

«Это невероятное ощущение – выйти на гору посмотреть на пейзажи». Мы завершаем наш разговор. Отец Михаил приглашает на завтрашнее богослужение в церковь, когда у него звонит телефон: кто обещает привезти продукты для военных. Как и лопаты и топоры для пехоты, которые будут передаваться нашим бойцам-пехотинцам в ближайшее время.

Что нужно и куда нужно – отец Михаил знает очень хорошо. Ибо сам был там, где нужно. И готов уезжать ещё. Столько, сколько будет нужно.

Об этом сообщает информационный ресурс Духовный фронт Украины.

Лента

Армия России за сутки девять раз обстреляла населенные пункты Донбасса

Российско-фашистские военные за минувшие сутки девять раз обстреляли населенные пункты Донецкой области. Об этом сообщил начальник Донецкой ОВД Вадим Филашкин. Покровский...

Актуально