Понедельник, 1 июля, 2024

Папа Франциск должен серьезно пересмотреть все аспекты своей «засмотрённости на Москву» – Маринович

Must Read

Философ, диссидент, правозащитник, один из основателей Украинского Хельсинкского союза, вице ректор Украинского католического университета, член инициативной группы «Первое декабря» Мирослав Маринович в интервью Укринформу рассказал свои соображения по поводу скандального заявления Папы Римского Франциска и коммуникационные пробелы Ватикана.

– О сказанном Папой… Господин Мирослав, какие у Вас соображения по этому поводу?

– Я понимаю эмоции украинцев и отчасти разделяю их, не принимая только брани и стремления отомстить Папе самыми язвительными словами. Мне досадно, что Папа в очередной раз попал в коммуникационный кризис. На его месте я бы изъял из своего круга советников того человека, который подсунул ему информацию, что Дария Дугина стала «жертвой войны», то есть, читай, стала «жертвой украинских террористов». То, что этот советник увлекся чтением российских медиа – это самый мягкий упрек, который можно ему сформулировать. Количество коммуникационных проколов со стороны Папы должно ему сигнализировать, что ситуация требует немедленного исправления. Впрочем, я могу упрекнуть также и украинские медиа. Все они говорят исключительно о заболевании Папы относительно «невинной жертвы войны» Дугиной, но совсем не упоминают о его словах в защиту украинских военнопленных. Однако эту информацию ему недавно передала делегация украинских военных, и Папа не проигнорировал эту боль.

– На Понтифика украинцы обижаются уже не в первый раз. Вспомним только его идею по «украино-российской» Крестной дороге, жалобы на то, что война в Украине отвлекает мир от других проблем, его намерения видеться с Кириллом, заявление о «лаете НАТО под дверью России», якобы ставшего причиной вторжения в нашу государство… В конце концов, Папа до сих пор не называл Россию агрессором. В чем причина, по вашему мнению?

– Папа Франциск принципиально не хочет выступать в роли судьи. Это, конечно, отвечало бы евангельскому «Не судите, и не будете судимы; не осуждайте, и не будете осуждены…» (Лк. 6:37), если бы не стремление людей к правде и справедливости. Природная для Папы осанка «все мы грешны, все мы виноваты» в приложении к российским военным преступлениям в Украине вступает в противоречие с правдой этой войны, а потому воспринимается как несправедливость. Украинцы уже не раз сигнализировали Папе, что нельзя уравнивать боль жертвы и боль палача, поскольку это оборачивается обидой относительно жертвы, а потому является нарушением не менее естественного для Церкви «выбора в пользу обиженного». Никто не может сказать Папе, что стремиться к братству всех людей – это неправильно. Но в реальном мире люди и целые народы попадают в плен сатаны, а потому становятся носителями зла. И любовь к таким преступникам заключается не в том, чтобы выводить их из-под ответственности не названием их вины, а наоборот – в том, чтобы помочь им осознать свое преступление и раскаяться.

– Как всё это переносят украинские Греко католики, среди которых так много реально верующих людей?

– Что ж, переносят они это очень тяжело. И мне тоже нелегко формулировать пункты своего несогласия со Святейшим Отцом. Хотя в принципе это не первый раз, когда в католическом мире целые регионы оппонируют Главе своей Церкви. Вспомним лишь длительное напряжение между Ватиканом и Латинской Америкой, где в ХХ веке увлеклись так называемым «богословием освобождения». Страдал в Ватикане и украинский Патриарх УГКЦ Иосиф Слепой. Когда, освободившись после 18-летнего заключения в Гулаге, наблюдал, как в Римской Апостольской столице достигала апогея печально известная Ostpolitik. Именно она перевела Москву в центр внимания Ватикана. По моим наблюдениям, в которых я могу ошибаться, наибольшее напряжение недовольства украинские Греко католики испытывают тогда, когда в осанке Ватикана дипломатия преобладает над логикой веры. И я уже имел возможность в июне сказать лично Папе Франциску, что духовным главой для Греко католиков является не глава государства Ватикан, а Епископ Рима. Сочетание этих статусов иногда приносит положительные плоды, но иногда – вызывает досадное напряжение.

– Что со всем этим сделать на уровне церкви – УГКЦ? Есть какие-то варианты или нет?

– Несмотря на то, что некоторые высказывания Папы Франциска подвергаются сокрушительной критике, я полностью убеждён в том, что он не является врагом Украины. Я видел своими глазами, что это искренний и смиренный человек, который, однако, находится в коммуникационных «кривых зеркалах». Однако отсюда следует и другое: почему Папа не вышел на контакт с Главой УГКЦ Блаженнейшим Святославом и не спросил его мнения? Разве не очевидно после предыдущих протестов со стороны украинцев, что мы имеем дело с типичным коммуникационным кризисом, который следует преодолевать расширением сети контактов?

 Папу Франциска, который до своего Понтификата всю жизнь прожил в Аргентине, нельзя обвинять в том, что слабо понимает глубинную суть российско-украинского противостояния. Ибо хорошо ли мы ориентируемся, скажем, в особенностях аргентино-бразилийских отношений? Однако общей – и, как видим, очень насущной – задачей и Святейшего Отца, и Глав обеих Католических Церквей в Украине является наладить гораздо более широкие каналы взаимной коммуникации.

– Что думает на этот счет духовенство, рядовые Греко католики? Были ли уже какие-нибудь заявления?

– Никто права голоса Греко католиков не лишал, а потому в предыдущих случаях были и взвешены официальные разъяснения, и эмоциональные обвинения в социальных сетях, в которых, как это традиционно бывает, слов никто не подбирал. На этот раз эмоции были даже более острыми. Одна часть Греко католиков, просто не понимает, что происходит в Ватикане; другая часть убеждена, что здесь мы имеем дело с влиянием российских спецслужб. Конечно, у меня нет доказательств о какой-либо российской агентуре, но могу чётко утверждать, что и Святейший Отец лично, и ватиканская курия в целом должны серьезно пересмотреть все аспекты своей «засмотрённости на Москву», свидетельствующей о большой и ещё не преодоленной инерции Ostpolitik.

– Ваш прогноз: стоит ли ждать визит Папы Франциска в Украину? Если да, то когда? И способен ли этот визит что-нибудь изменить, на что-то повлиять?

– Греко католики издавна ожидают визит Папы Франциска в Украину, поскольку это было бы иллюстрацией его солидарности с жертвами российской войны и российских военных преступлений. Сегодня однозначность такого стремления несколько пошатнулась. Потому что всё зависит от того, с каким посланием Папа приехал бы в Украину. Если это будет опять же общее «все мы виноваты», то последствия такого визита могли бы только усугубить ситуацию. Поэтому многое будет зависеть от того, насколько хорошо такой визит будет подготовлен.

Об этом сообщает информационный ресурс Духовный фронт Украины.

Лента

Предстоятель УПЦ Канады посетил Ставропигию Вселенского Патриархата в Украине (Фото)

В воскресенье всех святых 30 июня в Ставропигии Вселенского Патриархата в Украине – Андреевском храме Предстоятель УПЦ Канады (Вселенский...

Актуально