Суббота, 4 мая, 2024

Почему Верховная Рада не может запретить УПЦ (МП) и как это должно было работать

Must Read

На этой неделе Верховная Рада планировала в первом чтении одобрить законопроект, который бы запустил процесс запрета Украинской Православной Церкви (в единстве с Московским Патриархатом, хотя сама Церковь настаивает, что связи с Москвой уже нет) на уровне государства.

Дискуссии о необходимости специального закона для ограничения деятельности в Украине Церквей, руководимых из России, продолжались с полномасштабного вторжения 24 февраля 2022 года. В Раде ещё с прошлого года зарегистрировали сразу несколько проектов, а сейчас уже должны были начать разбирательство, пишет Украинская служба ВВС.

Всю весну регионы Украины бурят – слышать о столкновениях или конфликтах вокруг храмов, местные власти забирают у УПЦ (МП) землю и храмы, продолжаются переходы, сопровождающиеся скандалами. Часто всё это происходит вне закона, поэтому все эти процессы, как говорят эксперты, стоило бы нормировать.

После сложных компромиссов в Раде уже на этой неделе должен был голосовать “мягкий” из проектов, который предусматривает сложную и длительную процедуру запрета религиозных общин, связанных с Россией. Ко второму чтению окончательную редакцию должны были изменить и ужесточить для УПЦ (МП).

Это правительственный проект, ещё в декабре попросивший разработать и направить в Верховную Раду Президент Владимир Зеленский.

Однако голосование не произошло – вопрос был отложен, по меньшей мере, до конца мая. Хотя спикер парламента Руслан Стефанчук ещё 21 апреля говорил, что закон о запрете связанных с Москвой церквей в первом чтении проголосуют на ближайших заседаниях, состоявшихся 2 и 3 мая.

В УПЦ (МП) выступают против принятия любого закона о запрете и называют это нарушением прав человека.

Что должны были проголосовать

Совет должен был проголосовать за основу правительственный проект 8371. Его называют самым мягким среди других инициатив по запрету УПЦ (МП).

К примеру, альтернативный документ от Европейской Солидарности (8221) предусматривает немедленный запрет УПЦ (МП), а предложения группы депутатов от разных фракций (8262) – быстрое лишение имущества УПЦ и облегчение переходов общин к ПЦУ.

В то же время правительственный документ предусматривает сложный механизм движения к запрету.

Государственная служба по этнополитике и свободе совести сначала должна установить, что определенная религиозная организация имеет свой центр в России. Тогда служба выдаёт предписание исправить эту ситуацию.

А если этого не происходит, то ДЭСС подаёт иск в суд, который уже должен принять решение о запрете.

Почему это очень сложно

Во-первых, судебный процесс может длиться долго, а до реального запрета с момента принятия закона могут пройти годы.

Во-вторых, УПЦ (МП) как юридического лица не существует, а есть отдельные единицы, против которых нужно судиться – Киевская митрополия, епархии и отдельные приходы. И таких юридических лиц, по которым нужно подавать в суд, около 10 тысяч.

Ещё в декабре 2022 г. специальная экспертная комиссия ДЭСС официально установила связь УПЦ с Московским Патриархатом. Сама УПЦ (МП) с этим не согласна и заявляет о своей независимости от Москвы. Хотя и признаёт, что полной автокефалии так и не провозгласила.

В любом случае, основания для иска в суд у ДЭСС имеет, а вот, сколько времени могут длиться судебные процессы, и можно ли вообще представить себе тысячи судебных исков – эти вопросы до сих пор остаются открытыми.

Однако, как указывают собеседники ВВС в церковных кругах, именно такой судебный путь наиболее легитимен и не вызовет резкого осуждения на Западе относительно нарушения религиозной свободы и прав человека. Ведь по европейской традиции только суд вправе принимать решение о запрете тех или иных религиозных организаций.

Именно поэтому правительство в сотрудничестве с ДЭСС и выписало именно такой механизм, чтобы вызвать как можно меньше критики со стороны западных партнеров.

Многие сторонники более активной борьбы с УПЦ (МП) во власти и оппозиции действительно надеются, что ко второму чтению в документ могут добавить определенные нормы из альтернативных документов.

Это может быть и упрощение запрета отдельных юрлиц УПЦ (МП), и более простая процедура того, как можно забирать государственное имущество по аренде.

Почему не голосуют?

Несколько собеседников ВВС в парламенте среди критиков правительственного проекта указывали, что именно с такой стратегией планировали голосовать за него в первом чтении, чтобы наконец-то внести в него правки и сделать его компромиссным.

Однако на этом пути неожиданно даже для власти появились преграды.

Хотя борьба за духовную независимость и является одним из лозунгов Владимира Зеленского, а сам Президент поручил разработать этот законопроект, именно в его фракции есть большая группа противников запрета УПЦ (МП). И их позиции достаточно сильны.

По данным собеседников ВВС в Раде, именно поэтому голосование закона несколько раз переносили – банально не могут собрать голосов. И нет уверенности, что и дальше не будут переносить. Доходит до того, что в самой “Слуге народа” из более чем 200 депутатов против церковного закона, как говорят собеседники, могут выступать более трети.

А некоторые, как депутат Артем Дмитрук (бывший член фракции “Слуга народа”), публично критикует действия власти относительно, как он говорит, притеснений УПЦ (МП), и даже пожаловался на это главе МВД. Не публично такую позицию поддерживают многие его коллеги по Совету.

Поэтому, как признают собеседники в парламенте в целом и в “Слуге народа” в частности, собрать голоса сейчас трудно и для голосования “мягкого” законопроекта, а не то, чтобы его ужесточать ко второму чтению.

По данным BBC, следующая попытка начать рассмотрение проекта о запрете УПЦ (МП) может состояться уже в конце весны или начале лета.

Как это может работать?

Религиовед Андрей Смирнов отмечает, что от парламента давно ждут ответы на многие вызовы в религиозной сфере, которые есть в обществе на фоне войны, силовых противостояний вокруг церквей и имущества, а также российского влияния на УПЦ (МП).

Напомним, что местные советы массово разрывают договоры на аренду земли общинами УПЦ (МП), пытаются забрать у них из пользования храмы, находящиеся в государственной собственности. Всё это происходит хаотично, а иногда, как с решениями местных советов о запрете УПЦ (МП), ещё и незаконно.

“В случае принятия закона в нынешней редакции нас будут ждать судебные процессы, которые могут длиться годами”, – считает Смирнов.

Несмотря на это, он отмечает, что даже этот документ мог стать определенным стимулом и легитимацией действий власти на местах.

“Законодательные изменения усилили бы давление на руководство УПЦ, легитимизировали действия местных властей и могли создать предпосылки для лишения УПЦ МП права пользоваться государственным имуществом. Следовательно, будут досрочно расторгнуты договоры аренды объектов культурного наследия, которые будут преимущественно передаваться для Православной Церкви Украины”, – предполагает Смирнов.

Если же парламент не сможет принять ни один закон относительно УПЦ (МП), то процессы, которые и так массово начались в регионах, и дальше будут продолжаться “явочным порядком”.

Украинская Православная Церковь (в единстве с Московским Патриархатом) называет незаконными все решения органов власти относительно своих структур, храмов и земли и последовательно обжалует всё это в судах. И обещает так делать и дальше.

Пример такого длительного противостояния – Киево-Печерская лавра, где государство расторгло договор аренды с монастырем УПЦ (МП) ещё в марте, но взять имущество в управление не может до сих пор. При этом противостояние Минкульта и монастыря переходит в судебную плоскость.

Об этом сообщает информационный ресурс Духовный фронт Украины.

Лента

В Норвегии разоблачили сеть российских шпионов

Норвежская полицейская служба безопасности (PST) обнаружила агентов российской разведки в Западной части страны. Спецслужба считает, что Россия может готовить...

Актуально