Четверг, 2 мая, 2024

Послание Папы Римского Франциска на Великий Пост 2023

Must Read

“Великопостная аскеза, синодальная дорога” – такова тема Послания Папы Франциска на нынешнюю Четыредесятницу. Послание, которое было представлено в Ватикане в пятницу, 17 февраля, передаёт Vatican News.

По Григорианскому календарю, которым пользуются Рима католики, Великий Пост в этом году начинается 22 февраля, а Пасха – 9 апреля.

Дорогие братья и сестры!

Евангелия от Матфея, Марка и Луки единодушны, рассказывая о событии Иисуса Преображения. В этом событии мы видим ответ Господа на непонимание, которое Его ученики обнаружили относительно Него. Несколько раньше, в действительности, произошла настоящая стычка между Учителем и Симоном Петром, который, признав свою веру в Иисуса как Христа, Сына Божия, отверг Его возвещение о страстях и смерти. Иисус решительно сжалил его: «Прочь, сатана, от меня! Ты мне соблазн, потому что думаешь не о Боге, а о человеческом!» (Мф 16,23). И вот «по шести дням взял Иисус Петра, Иакова и Иоанна, его брата, повёл их отдельно на высокую гору» (Мф 17,1).

Евангелие о Преображении каждый год читают во второе воскресенье Четыредесятницы. Действительно, в течение этого литургического периода Господь берёт нас с Собой и ведёт в уединённое место. И даже если наши ежедневные обязанности требуют от нас оставаться на привычных местах, живя повторяющейся и иногда скучной обыденностью, во время Великого Поста мы приглашены «выйти на высокую гору» вместе с Иисусом, чтобы вместе со святым людом Божиим пережить особый опыт аскезы.

Великопостный аскетизм – это старания, всегда оживленные благодатью, преодолеть недостаток веры и сопротивление в следовании за Иисусом по пути креста. Это то, в чем нуждался Петр и другие ученики. Чтобы углубить наше познание Учителя, чтобы понять и до конца принять тайну божественного спасения, совершенного через полное дарование себя ради любви, нужно позволить Ему увести нас в уединенное место и вверх, отрываясь от посредственности и суеты. Нужно отправиться в дорогу, в поднимающееся ввысь путешествие, требующее усилия, жертвенности и сосредоточения, как поход в горы. Эти характеристики важны также для синодального путешествия, которое мы обязались совершить как Церковь. Следовательно, стоит задуматься над этими взаимоотношениями, которые существуют между великопостной аскезой и синодальным опытом.

На «реколлекции» на гору Тавор Иисус берёт с Собою троих учеников, избранных быть свидетелями уникального события. Он хочет, чтобы этот опыт благодати не был одиноким, но общим, каким, в конце концов, есть вся наша жизнь веры. За Иисусом следует вместе. И вместе, как Церковь, которая является паломницей во времени, переживаем литургический год, а в его рамках Четыредесятницу, направляясь вперёд вместе с теми, кого Господь поставил рядом как спутников в путешествии. Подобно восхождению Иисуса и учеников на гору Тавор, можем сказать, что наше великопостное путешествие является «синодальным», потому что мы совершаем его вместе по той же дороге как ученики единственного Учителя. Более того, мы знаем, что Он Сам является Дорогой, так что, как в литургическом путешествии, так и на пути синода, Церковь делает ничто иное как всё большее и полное погружение в тайну Христа Спасителя.

И так приходим к кульминационному моменту. Евангелие рассказывает, что Иисус «преобразился перед ними: лицо Его засияло, как солнце, а одежда побелела, как свет» (Мф 17,2). Вот «вершина», цель путешествия. В конце восхождения, когда они находятся с Иисусом на вершине горы, троим ученикам была дана благодать увидеть Его в Его славе, сияющей сверхъестественным светом, не происходившим извне, но лучившегося из Него самого. Божественная красота этого видения была несравненно больше любых усилий, которые ученики могли потратить, сходя на Тавор. Как и во время каждого требовательного похода в горы: идя вверх, нужно внимательно сосредоточить взгляд на тропе, но открывающаяся в конце панорама поражает и вознаграждает своей удивительностью. Также и синодальный процесс часто выглядит трудным, и иногда можем поохотиться. Но то, что ждёт нас в конце – это, несомненно что-то удивительное и поразительное, что поможет нам лучше понять Божью волю и нашу миссию на служении Его Царству.

Опыт учеников на горе Тавор дополнительно обогащается, когда рядом с переизображенным Иисусом появляются Моисей и Илия, олицетворяющие Закон и Пророков (ср. Мф 17,3). Новизна Христа – это исполнение Ветхого Завета и обетований; она неотделима от истории Бога с Его народом и обнаруживает его глубокий смысл. Аналогично, синодальная дорога укоренена в традиции Церкви и одновременно открыта на новизну. Традиция является источником вдохновения, чтобы искать новые пути, избегая противоположных соблазнов недвижимости и импровизированных экспериментов.

Великопостный аскетический путь, и подобно ему синодальный, оба преследуют цель преображения, личное и церковное. Преобразование, которое в обоих случаях имеет свой пример в Иисусе и осуществляется благодаря благодати Его пасхального таинства. И чтобы это преображение могло свершиться у нас в этом году, хочу предложить две «тропы», которыми подниматься вместе с Иисусом и вместе с Ним дойти до цели.

Первая ссылается на приказ, с которым Бог Отец обращается к ученикам на Таворе, когда они созерцают преображенного Иисуса. Голос из облака говорит: «слушайте Его» (Мф 17,5). Итак, первое указание очень чёткое: слушать Иисуса.

Великий Пост – это время благодати по мере того, как мы занимаем осанку слушания Иисуса, говорящего к нам. Как? Прежде всего, в Слове Божием, которое Церковь предлагает нам в литургии: не позволим, чтобы оно пропадало; если не можем всегда участвовать в Святой Месе, перечитываем изо дня в день библейские чтения, также и с помощью интернета. Кроме Священного Писания, Господь говорит нам в ближних, прежде всего, через лица и истории нуждающихся в помощи. Но я хотел бы добавить ещё один аспект, очень важный для синодального процесса: слушание Христа происходит также через слушания братьев и сестер в Церкви, взаимное слушание, что на определенных этапах является главной целью, но всегда остаётся незаменимым в методе и стиле синодальной Церкви.

Услышав голос Отца, «ученики пали лицом в землю и испугались очень. Иисус подошел, прикоснулся к ним и говорит: «Встаньте, не бойтесь!». Подняв глаза свои, они не видели никого, кроме самого Иисуса» (Мф 17,6-8). Вот и второе указание на этот Великий Пост: не прятаться в религиозности, построенной на чрезвычайных событиях, на выразительном опыте, боясь сталкиваться с действительностью с её ежедневными трудностями, с её невзгодами и противоречиями. Свет, который Иисус показывает ученикам, – это предвкусие пасхальной радости, к которой нужно следовать, следуя за «Им самим». Четыредесятница направлена к Пасхе: «пребывание в отлюдье» не есть цель сама в себе, но готовит нас к тому, чтобы с верой, надеждой и любовью пережить страсти и крест, чтобы достигнуть воскресения. Также и синодальный процесс не должен создавать иллюзию, что мы достигли цели, когда Бог дарит нам благодать некоторого сильного опыта сопричастия.

Также и там Господь повторяет: “Встаньте и не бойтесь”. Взойдем в долину, и пусть опыт благодати поддерживает нас в том, чтобы быть строителями синодальности в обычной жизни наших общин.

Дорогие братья и сестры, пусть же Святой Дух вдохновляет нас в течение этого Великого Поста в восхождении на гору с Иисусом, чтобы пережить опыт Его божественного сияния, чтобы укрепленные в вере, мы шли дальше вперед вместе с Ним, славой Его народа и светом народов.

Об этом сообщает информационный ресурс Духовный фронт Украины.

Лента

В Донецкой области ущерб аграриев от полномасштабной войны превысил 5 миллиардов гривен

Зафиксированы убытки аграрных предприятий Донбасса от вражеской агрессии с начала полномасштабного вторжения России в Украину достигают более 5 млрд....

Актуально