Понедельник, 29 апреля, 2024

Празднуя Преображение Господне, благодарим Бога за дары природы, которые Он и в этот год тяжелых испытаний, подал нам в утешение и для пищи, – Епифаний

Must Read

Мы в этот праздник, вспоминая о Преображении Господнем, благословляем Бога и благодарим Его за дары природы, которые Он и в этот год тяжелых испытаний и страданий украинского народа, подал нам в утешение и для пищи. Мы вспоминаем о Преображении не только как о древнем историческом событии, подтвержденном надежными свидетелями, но и как о том, к чему нам следует стремиться.

Об этом говорится в проповеди Предстоятеля Православной Церкви Митрополита Епифания в день праздника Преображения Господня.

Сердечно поздравляю всех с праздником Преображения Господня. О событии, которое мы торжественно прославляем, знаем из написанного в Евангелии. Но смысл и значение праздника значительно глубже, чем может казаться на первый взгляд. Тем более торжество наше ни в коем случае не может быть сведено к традиции благословения в этот день плодов нового урожая – яблок, винограда и других.

Ибо действительно – народные названия трёх великих праздников в честь Спасителя, которые Церковь чествует в августе, включают в себя упоминание о мёде и яблоках, которые имеем обычай благословлять после литургии. Однако всякому сознательному христианину понятно, что мы прославляем не эти дары земли от нового урожая, а единственного Спасителя, который этими дарами благословил нас.

Мы прославляем Крест Господень, прославляем Преображение нашего Спасителя, чествуем Его Нерукотворный образ. И смысл этого прославления не может быть сведён лишь к обычаю благословлять на праздники плоды земные.

Однако если мы начали с этого, следует подчеркнуть, что такой обычай установился не случайно, но происходит он с библейских времён, из той благодарности Богу, которую по закону надлежало преподносить во время нового урожая. Ибо земля не сама собой плодотворна, она не сама собой порождает всё, что необходимо человеку для поддержания телесной жизни – плодотворной её творит Господь, через неё проявляя заботу о нас.

Как мы знаем из Писания, человек сотворен из праха земного, то есть из основных элементов окружающего физического мира. Этим фактом подчеркнута наша внутренняя, сущностная связь с природой, к которой и мы относимся, хотя, как наделены образом Божиим, люди и превосходят её. Само имя первого человека – Адам – происходит от древнееврейского слова «Адама», что означает земля.

Мы существуем не сами собой, но как творение нуждаемся в источнике нашего бытия. Этим источником есть Господь – единственный Сущий, единственный Самобытный, источник жизни Которого – в Нём Самом. И так как телесное наше существование происходит от земли, то от неё же мы получаем и восстановление наших сил.

Нет такого человека, который мог бы существовать телом, не получая от внешней природы ничего для своего бытия. Ведь каждый знает, что без воздуха, без воды и без пищи человек умрёт, потому что тело его не может без них само по себе существовать.

Хотя мы взяты от земли, но не можем от неё питаться так непосредственно, как дыхание наше насыщаем от воздуха и жажду утоляем водой. Посредником между землей и нашим телом выступают растения и животные. Они, с одной стороны, сотворены Богом от земли и питаются от неё, а с другой – способны питать нас.

Все это происходит, как свершение Промысла Божия, то есть действия нашего Творца, направленного на постоянную, непрерывную заботу о нас. Каждый новый урожай – это не только плод труда многих людей, но также и повод, хороший и уместный случай воздать благодарность Богу за Его любовь и заботу о нас.

Мы, христиане, возносим молитвы, начиная трапезу и завершая её, и в этих молитвах благодарим за полученные нами от Господа дары. Так и во время нового урожая, а особенно в этот день, в праздник Преображения, мы благодарим нашего Творца за безграничную любовь, проявленную в заботе о наших ежедневных потребностях.

Ибо не сама по себе земля даёт нам пищу, но благодаря закону Божию, установленному Творцом для сотворенной Им природы, и благодаря действию Промысла Божия. За это мы должны быть благодарны, а не уподобляться злым виноградарям из притчи, которые пользовались плодами виноградника, а Хозяина его – не уважали и даже сам виноградник хотел присвоить. Благословляя сегодня виноград нового урожая – потому что именно о благословении винограда особенно указано в церковном Уставе, – а вместе с ним и другие плоды, мы напоминаем себе все эти истины.

Мы напоминаем себе слова Спасителя, что Он виноградная лоза, а мы – ветви на ней. Поэтому, когда находимся неотделимо от неё, когда питаемся от лозы, то остаёмся живы и способны приносить хороший плод. А когда отпадаем от лозы, то есть от Христа – тогда становимся бесплодными и погибаем так же, как засыхают и умирают ветви, отделённые от виноградной лозы.

Дорогие братья и сестры!

От этих размышлений над смыслом нашего праздничного обычая перейдём к соображениям собственно об уважаемом ныне событии, описании которого слышали мы по чтению евангельского.

Что означает Преображение Господне? Если сказать коротко, то оно есть свидетельство: Иисус воистину есть Христос, Сын Божий, обещанный Мессия и Спаситель мира. Он не просто один из мудрецов или праведников, Он даже не один из пророков – Он есть Спаситель мира, Сын Божий, истинно воплотившийся, ставший человеком для того, чтобы преодолеть власть зла над творением и преобразовать, восстановить мир.

Три свидетельства, три подтверждения получают ближайшие из учеников Христовых на этот счёт. Первое – они видят, как лицо и даже одежда Спасителя преобразились, просияли божественным, несотворённым светом. Второе – они видят и слышат двух величайших пророков Ветхого Завета, Моисея и Илию, которые подтверждают, что Иисус есть Мессия и что предстоит Ему пострадать ради спасения мира. Третье – они слышат голос Отца Небесного, который из облака, как когда-то на горе Синай к Моисею, говорит им, свидетельствуя о сыновстве Иисуса и приказывая «Его слушайте» (Мф. 17:5).

Закон Божий устанавливает, что всякое дело утверждается свидетельством двух или трёх свидетелей (Втор. 19:15; Мф.18:16). Поэтому Господь выбирает трёх свидетелей для события Преображения, чтобы они сами не поддались искушению, когда будут видеть Сына Божия обесчещенным, распятым и умершим, и чтобы после Его воскресения утвердили в истине всех учеников Христа, в том числе и нас с вами.

Это тройное свидетельство – от преображенного облика и просияния несотворенным светом, от пророков Господних и от голоса Самого Отца Небесного – открывается каждому из нас через троих любимых Христовых учеников, Петра, Иакова и Иоанна. Назначение этого свидетельства – побуждать и нас слушать любимого Сына Божьего, в Котором – Отцовское благоволение.

Кто принимает это свидетельство, кто верует в Иисуса Христа, как Сына Божия, и кто слушает Его, как заповедал Отец Небесный – тот достигает блаженства, и не только в будущем возрасте, но и в нынешнем. Признаком этого блаженства есть то состояние, в котором находились апостолы, увидев Преображение и почувствовав особое присутствие Божие. «Господи! Хорошо нам здесь быть» (Мф. 17:4) – можем повторить эти слова Апостола Петра и мы, каждый из нас, потому что у Господа вместе с Ним всегда хорошо.

Обратим внимание на то, что не только лицо Спасителя, но даже и одежду Его просияли чрезвычайным, божественным светом. Тем самым Господь утвердил значение материального творения, которое не противопоставляется Духу, не противопоставляется Творцу, но обновляется и преображается Им.

Из-за того, что в мир вместе с грехом человека вошли тление, распад и смерть, многие мыслители древности считали, что сама плоть человека и окружающий мир – это порождение хаоса, проявление несовершенства, противостоящего чистоте человеческого духа. Спаситель, преображаясь телом Своим и даже преображая Свою одежду, отрицает такие мудрения, показывая, что в единстве с Создателем материальная природа не противостоит благу человека, а служит ему. Что материальная природа способна к очищению и обновлению, способна принимать действие благодати Божией, наполняться ею.

Поэтому мы в этот праздник, вспоминая о Преображении Господнем, благословляем Бога и благодарим Его за дары природы, которые Он и в этот год тяжелых испытаний и страданий украинского народа, подал нам в утешение и для пищи. Мы вспоминаем о Преображении не только как о древнем историческом событии, подтвержденном надежными свидетелями, но и как о том, к чему нам следует стремиться.

Ибо и нам предстоит преобразиться, измениться, очиститься и просиять светом благодати от Бога, как сказано об этом Спасителем: «Праведники воссияют, как солнце, в Царстве Отца их» (Мф. 13:43). А чтобы достичь этого, мы должны соблюдать повеление Отца Небесного – слушать Его возлюбленного Сына, Господа нашего Иисуса Христа, взяв крест свой следовать за Ним, выполняя всё, что Он заповедал нам.

Пусть наше сегодняшнее празднование обновит и утвердит нас в понимании всех этих истин и способствует нашему собственному преображению.

Аминь.

Об этом сообщает информационный ресурс Духовный фронт Украины.

Лента

Оккупанты в Крыму страдают от острой нехватки кадров на “скорой помощи”

Дефицит кадров на скорой помощи в Крыму составляет 21%, рассказала так называемая "директор Крымского республиканского центра медицины катастроф и...

Актуально