Суббота, 22 июня, 2024

Представляя истину, совершая чудеса, Господь позволяет человеку исследовать их и убедиться – где есть правда, – Митрополит Епифаний

Must Read

В шестое воскресенье после Пасхи, во время Божественной литургии в Свято-Михайловском Златоверхом соборе столицы, Блаженнейший Митрополит Киевский и всея Украины Епифаний произнёс проповедь, посвященную теме духовного зрения и открытости сердца к познанию Божьей правды.

Обращаясь к верным, Предстоятель напомнил о ряде евангельских чтений после Пасхи, объединенных общей темой. Эти отрывки рассказывают об апостоле Фомы, мироносицах, исцелении парализованного и разговоре с самарянкой, а также об оздоровлении слепонарожденного. Во всех этих случаях люди имели возможность убедиться в истинности Воскресения Христа и Его Божественной силы.

Однако, как отметил Владыка Епифаний, для познания истины нужно одно важное условие – искренность сердца. Господь открывает Себя только тем, кто имеет искреннее желание принять это откровение и готов между человеческими убеждениями и правдой Божьей избрать последнюю.

По словам Предстоятеля, Бог не ожидает людей безрассудной веры. Он позволяет исследовать свои дела, ведь знает нашу ограниченность. Однако открывает Себя только тем, кто признаёт свою способность ошибаться.

Итак, нынешнее воскресенье евангельского чтения, посвященное исцелению слепонарожденного, напоминает, что выбор есть за нами – будем ли мы открыты глазами и сердцем к Богу, или останемся духовно слепыми, как фарисеи времён Христа.

Блаженнейший Владыка пожелал всем быть среди тех, чьи глаза и сердце открыты к истине Божией, чтобы через веру умножать познание правды.

Текст Проповеди:

Дорогие братья и сестры! Христос воскрес!

На следующей неделе мы завершаем сорокадневное время празднования Пасхи Господней. Как исключительное историческое событие, имеющее значение краеугольного камня всей нашей веры, Воскресение Христово Церковью почитается дольше всех других праздников – сорок дней, завершаясь прославлением Вознесения нашего Господа на небеса. И в эти недели в воскресные дни мы слышали чтение ряда рассказов из Евангелия, которые можно объединить общей темой – темой исследования.

Первое такое чтение – об апостоле Фоме, который не был вместе с другими учениками Христовыми во время Его явления после воскресения из мертвых. Фома говорит о своём сомнении, и Господь, явившийся и ему, призывает ученика исследовать раны и убедиться в истине, отвергнуть неверие и быть действительно верным.

Следующее чтение – о женщинах-мироносицах, которые приходят к гробу Господню, чтобы воздать честь умершему Учителю. Но видят камень отваленным, гробницу – пустой, и слышат свидетельства ангелов, что Христос воскрес из мертвых.

Третье чтение – об исцеленном у купальни парализованном человеке, которого после этого соблазняют иудеи, пытаясь доказать, что Иисус, исцеливший его – якобы грешник, потому что не соблюдал их правила о субботе. В минувшее воскресенье мы вспоминали также разговор со Спасителем женщины самарянки, которая благодаря своему открытому сердцу и искренности души услышала простое и ясное свидетельство Иисуса.   Иисус и есть Мессия-Христос, которого ждали люди, и который пришел для утверждения истины.

А в нынешний воскресный день мы слышим рассказ о чуде исцеления слепонарожденного и о дальнейших попытках фарисеев, книжников и начальников народа найти какое-то объяснение этого события. Ибо исцеление Христос совершил в субботу, таким образом, который казался фарисеям нарушением правил покоя в этот день. Поэтому они, не желая признать, что их правила несовершенны, пытались найти основание, чтобы отвергнуть явное чудо Божие. Они искали способа доказать, что это какая-то случайность, стечение обстоятельств, и что Иисус, исцеливший слепого – якобы грешник, ибо Он действовал не так, как приписывали составленные законниками и фарисеями наставления.

Как мы уже сказали, все эти евангельские чтения хотя и свидетельствуют нам о разных событиях, но могут быть соединены общей темой – темой исследования. Люди, слыша о делах Божиих и об откровении от Господа, пытаются осознать их. Обстоятельства событий, о которых рассказывается в упомянутых евангельских чтениях, а также люди, вовлеченные в них, разные. Но сущность всех этих событий совмещается простым выбором: поверить или нет? Поверить, что Христос воскрес из мертвых или нет? Поверить, что Он – истинный Мессия, Сын Божий, творящий чудеса и возвещающий истину, продолжать ли доверять собственным убеждениям, отрицающим это?

Каждый из нас есть уникальная личность. В нашем взаимодействии с Богом и между собой возникают самые разные по внешним признакам случаи. Но, по внутренней сущности, все они могут быть приведены к вполне простому выбору – поверить Богу или отвлечься от этой веры, доверившись кому-то другому? Поверить Богу, совершающему чудеса и свидетельствующему истину, противоречащую нашему опыту, нашим представлениям, предписаниям и привычкам – отвергнуть ли доверие к Богу в пользу доверия к чему-то другому?

Часто когда речь идёт о вере, возникает требование доказательств, подтверждений. Запрещает ли Господь искать утверждение истинности откровения? Как видим, на всех этих примерах – нет, не запрещает. Представляя истину, совершая чудеса, Господь позволяет человеку исследовать их, даёт возможность самостоятельно убедиться – где есть правда. Но в то же время главное условие для того, чтобы человек, исследующий Божье действие и Божье откровение, познал правду. Это условие – искренность.

Господь, как наш Творец, хорошо знает нашу ограниченность, знает, что у нас действует грех, омрачающий разум и чувства. Бог не ожидает от нас способности в мгновение ока все познать и всё постичь, ибо как творения мы ограничены. Господь не требует от нас веры безрассудной, бездумной, не отнимает у нас свободу исследовать Его волю и Его чудеса.

Но Бог открывает Себя только тем, кто имеет искреннее желание принять такое откровение. Господь знает, что нам, людям, свойственно ошибаться. Но открывает Себя Он лишь тем, кто готов сам признать в себе эту способность к ошибке, кто готов между своим собственным, человеческим и правдой Божией – избрать только правду.

Нынешнее воскресенье через чтение из Евангелия, которое мы слышим, называется воскресеньем о слепом. Но её можно было бы также назвать воскресеньем о слепых. Ибо один слепой чудесно исцелился и стал зрящим. А другие, которые пытались исследовать это чудо Божие, хотя и обладали открытыми телесными глазами, оказались духовно слепыми. Слепой нищий, благодаря своей искренности и открытости сердца, оказался более духовно мудрым, чем те, кто считали себя знатоками закона Божия и его наиболее совершенными последователями.

Следовательно, услышанное нами чтение будто подводит итог и даёт нам знак: выбор есть за нами – будем ли мы иметь разоблаченные глаза, будем ли иметь открытое к Богу, к истине сердце, и благодаря этому будем познавать через веру правду Божию? Или наоборот – будем духовно ослеплёнными, как фарисеи, исследующие чудо Божие, но делали это ради самих себя, а не ради познания истины, и потому остались незрячими.

Желаю всем нам, дорогие братья и сестры, быть среди тех, чьи глаза и сердце открыты. И тогда мы будем способны через веру приумножать познание истины и утверждаться в истине, ибо Сам Господь будет помогать нам в том, как помог апостолу Фоме, женщинам-мироносицам, помог парализованному, помог самарянке и слепому. Аминь.

Об этом сообщает информационный ресурс Духовный фронт Украины.

Лента

Россия вместе с Китаем нашла путь для платежей в обход санкций – СМИ

Торговые возможности между Россией и Китаем сузились после того, как США на прошлой неделе ввели санкции в отношении единого...

Актуально