Суббота, 4 мая, 2024

Разрушил миф о Новороссии. 200-летие священника и краеведа Феодосия Макаревского

Must Read

Он создал «краеведческий миф» юга Украины. 200 лет назад на территории ныне оккупированной Россией Стародубщины родился Александр Макаревский, который впоследствии примет монашеский постриг с именем Феодосий. Управляя Екатеринославской епархией, священник «использует» служебное положение, чтобы провести масштабное исследование, которое доказывает казацкие истоки истории региона и опровергает имперскую ложь о так называемой «Новороссии».

Преосвященный Феодосий (Макаревский) – выдающийся украинский церковный деятель 19 века, а также историк-краевед. Точная дата его рождения неизвестна. Известен только год – 1822-й. Светским именем будущего епископа было Александр. В то время детей называли согласно «святкам», соответственно – одна из гипотетических дат его рождения – это 12 сентября, когда поминают святого Александра Константинопольского и князя Александра Новгородского, пишет Свобода.fm.

В то же время известно место рождения Александра Макаревского. Историк-краевед, военнослужащий ВСУ Роман Захарченко установил, что его отец Григорий во время рождения сына был дьяконом в селе Бряхлов на юге Стародубщины. В настоящее время эта деревня (русское название – Брахлов) входит в Брянскую область РФ. Оно расположено в 2,5 километрах от границы с Украиной. Напротив – по другую сторону границы – села Семеновской общины Черниговщины, которые в последние месяцы почти ежедневно обстреливаются с территории РФ. Не исключено, что захватчики размещают свою артиллерию, в том числе, на территории исторического украинского села – родины двух выдающихся украинских историков – Феодосия Макаревского и главного редактора журнала «Киевская старина» Александра Лашкевича.

Священнический род Макаревских, по некоторым данным, происходил из поселка Кобыжчи на Черниговщине, – рассказывает Роман Захарченко. У юного Александра, вероятно, не было другого выбора, кроме как продолжать династию. Учился сначала в Черниговской духовной семинарии, затем – в Киевской духовной академии.

«Ещё с лет в семинарии и академии, похоже, он имел тягу к истории. Это видно из того, что в Смоленске он стал преподавателем истории», – отметил Роман Захарченко.

В Смоленск Макаревский был направлен в 1850 году – после окончания учебы в академии. Украинец стал профессором Смоленской духовной семинарии. В 1853 году был переведён в Вязьму, где стал смотрителем уездного и приходского духовных училищ. Здесь будущий епископ женился и родил двоих детей. Однако супружеская жизнь продолжалась недолго: в 1859 году жена Александра Макаревского умерла, после чего священник решил постричься в монахи. В монашестве избрал имя Феодосий – в честь Феодосия Печерского – игумена первого киевско-русского монастыря. Это было нарушением тогдашней церковной традиции, согласно которой монашеское имя должно было начинаться на ту же букву, что и мирское.

Ещё во время пребывания в Вязьме Макаревский вошел в губернский статистический комитет, исследовавший экономическое положение и демографию региона. Такое предназначение было признание высокой образованности украинца. В 1863 году Феодосий Макаревский стал ректором Воронежской духовной семинарии. К тому времени он уже имел сан архимандрита.

Однако самый продуктивный период в жизни священника начался в 1871 году – после его возвращения в Украину. В том году Макаревский был назначен епископом Екатеринославским и Таганрогским. Его кафедрой стал Спасо-Преображенский собор Екатеринослава (современный город Днепр, храм ныне принадлежит Московскому Патриархату).

В епископском служении Преосвященный Феодосий развернул активную деятельность. В частности, реализовал свой интерес к исследованию прошлого.

«Он издал распоряжение подчиненных священников епархии, чтобы они собирали сведения по истории приходов, истории населенных пунктов, в которых они служили. Они посылали эти материалы в консисторию. Он использовал эти материалы, брал архивные документы, имевшиеся в архиве консистории. Из этого компоновал исторический очерк о том или ином приходе. Писал историю того или иного населённого пункта, в центре которой была история местного прихода. Потом комплектовал это по благочиниям. Публиковал эти сообщения в «Епархиальных ведомостях», – говорит историк Роман Захарченко.

Именно Екатеринославские епархиальные сведения, которые Феодосий начал издавать в 1872 году, начали вмещать его исторические краеведческие разведки, которые публиковались без указания автора. За десять лет на страницах издания были опубликованы материалы о практических местностях и поселениях Екатеринославской губернии. В 1882 году Макаревский собрал все свои наработки в одну книгу – «Материалы для историко-статистического описания Екатеринославской епархии».

Историк Роман Захарченко отмечает, что в то время такие исследования были «в моде». Нередко краеведением занимались высокие церковные чины. Так, Архиепископ Черниговский и Нежинский Филарет (Гумилевский) примерно в то же время издал несколько томных историко-статистических описаний Харьковской и Черниговской епархий. Краевед Лаврентий Похилевич написал «Сказание о населённых местностях Киевской губернии». Однако только Феодосий Макаревский столь тщательно изучал историю каждого населенного пункта.

Он шел в русле своего времени, но в смысле краеведческом и системном это была пионерская работа, поскольку он системно прорабатывал местную историю. Мимо его внимания не прошел ни один уголок его епархии», – говорит Захарченко.

Макаревский зафиксировал большой массив устной истории – местных легенд и преданий, в частности – о первых поселенцах, основателях того или иного села или городка. Эти предания стали краеугольным камнем для всех будущих исследователей, отталкивавшихся от труда Владыки Феодосия. Они сыграли и немаловажную роль в формировании самосознания южан Украины. Ведь именно Макаревский сохранил для истории тот факт, что большинство населенных пунктов края было основано украинскими казаками. Многие современные крупные города – Днепр, Запорожье и т.п. – расположены на месте запорожских зимовников или казацких слобод. История украинской колонизации Дикого поля в 18 веке почти не отражена в документах. Её Макаревский восстановил из устных преданий старожилов, которые собирали его подчиненные священники. Эта история разрушает миф о Новороссии, о том, что юг Украины вроде бы первыми колонизировали российские императрицы и императоры.

Макаревский – создатель великого краеведческого мифа юга Украины. Для многих южан Украины те рассказы, которые он собрал – они стали безоговорочными историческими фактами. Хотя если разобраться сейчас с исторической точки зрения, с более глубоким знанием документальных источников, то многие из них можно подвергнуть сомнению. Однако для многих сёл и городков он создал местный миф и местный нарратив, на почве которого позже строилась местная история», – отметил Роман Захарченко.

Книга Феодосия Макаревского, в частности, повлияла на выдающегося историка украинского казачества Дмитрия Яворницкого, который ссылался на епископа как на безоговорочного авторитета.

Владыка также хранил для истории церковные реликвии: древние старопечатные книги, богослужебные книги, церковная утварь, пахари, стихари. Все это передавал в Церковно-археологический музей в Киеве, потому что в Екатеринославе того времени своего музея не было. В настоящее время большую часть коллекции Макаревского унаследовал Киево-Печерский заповедник.

Кроме исследовательской деятельности Феодосий был и хорошим церковным организатором.

«За 14 лет своего владычества он провёл ряд реформ: основал выборы благотворительных в своей епархии, окружные собрания священников, основал духовные училища в Екатеринославе, Бахмуте, Мариуполе. Кроме того, создал училищный комитет накануне своей смерти, благодаря которому была основана сеть церковно-приходских школ в епархии – более 108», – говорит Роман Захарченко.

Преосвященный Феодосий ушёл из жизни 5 февраля 1885 года. Похоронен в Днепре возле Спасо-Преображенского собора.

Наследство, которое он оставил после себя, и сегодня работает на утверждение права украинцев быть хозяевами на своей родной земле. Примечательно, что многие деревни и городки, о которых писал Макаревский – ныне временно оккупированы. Некоторые – с 2014 или 2022 года. Есть и те, которые были оккупированы ранее, в частности Таганрожчина, запорожское прошлое которой описывал Владыка Феодосий. Возвращение исторической памяти – это необходимое условие к физическому возвращению территорий.

Об этом сообщает информационный ресурс Духовный фронт Украины.

Лента

Митрополит Сергей освятил пасхальные куличи для украинских воинов и посетил их на передовой

В Великую пятницу, 3 мая 2024 года, Митрополит Донецкий и Мариупольский Сергей освятил вместе с епархиальным духовенством большое количество...

Актуально