Вторник, 7 мая, 2024

Религиовед: Ситуация в Киево-Печерской лавре – сфера ответственности Генпрокуратуры

Must Read

Александр Саган – один из патриархов украинской автокефалии. Он занимался духовным независимостью Украины и как научный работник, и как госслужащий в должности руководителя департамента по делам религий при Викторе Ющенко, готовя первый приезд в Украину Вселенского Патриарха ещё в 2008 году.

Сегодня он возглавляет отделение религиоведения в Институте философии и одним из наиболее цитируемых украинских учёных. Он не только исследует украинскую религиозную тему, но и ощущает её. Ещё год на круглом столе в Укринформе Александр Саган предусмотрел, что не раскаяние УПЦ МП в предыдущей политике приведёт к росту массового недовольства отсутствием изменений.

Собственно, он предусматривал противодействие клиру УПЦ МП, продолжение политики обвинения Московскими клириками Украины в «религиозных репрессиях».

Именно поэтому Укринформ решил обсудить с ним Страстную неделю 2023 года, действительно «страстную» – и по напряжению религиозной жизни и по её плотности. Каков религиозный ландшафт нашего пасхального сюжета? И что ждёт Украину дальше.

– Александр Назарович, сейчас процессы в религиозной сфере Украины напоминают фронт. А какие у вас ощущения они вызывают?

– Я бы не стал называть нынешний этап государственно-церковных отношений «фронтом», потому что это несколько обесценивает настоящий фронт, где наши защитники воюют с агрессором. Идут достаточно прогнозируемые в условиях войны процессы. С одной стороны – приведение деятельности религиозных организаций в соответствие с действующим законодательством. Прежде всего, речь идёт о деполитизации религиозных структур. Потому что, когда я, например, анализирую деятельность УПЦ МП, то иногда кажется, что мы имеем дело не столько с религиозной, сколько с политической организацией с «выразительными религиозными чертами». Ибо как иначе оценить ту роль, которую играла и играет УПЦ МП в распространении идей «русского мира», воспитании у украинцев «малорусства» или привитии чувства неполноценности, неприятия полноценности своего государства без «большого брата»? А с началом войны России против Украины добавилось ещё «братоубийственная война», «один народ» и т.д.

Печально, что СБУ и другие правоохранительные органы недавно игнорировали даже официальные обращения учёных по литературе, которая распространялась в храмах УПЦ МП, украинофобского содержания их сайтов или проповедей клириков. В этом же аспекте следует воспринимать аномальность ситуации, когда клирики УПЦ МП почему-то получили статус неприкосновенных.

Правоохранительные органы до недавнего времени, даже ещё в прошлом году, пытались «не замечать» не только их мелкие, но и довольно крупные правонарушения. Разве что это имело медийный или общественный резонанс. Тем самым нарушались нормы Конституции, гарантирующие равенство всех перед законом. Одно время правоохранительные органы даже скрывали от общества масштабы сотрудничества клириков УПЦ МП с оккупантами (даже сейчас мы об этом знаем очень не полно), пытались не сообщать конфессиональную принадлежность клириков и тому подобное.

С другой стороны, вырабатывается оптимальная модель существования в Украине религиозных структур, руководящий центр которых находится в стране агрессора. К примеру, Старовирская (старообрядческая) православная Церковь решила эту проблему путём полного разрыва со своим российским центром и даже своего переименования в «Древлеправославную Церковь».

 Следовательно, к ним никаких претензий нет. УПЦ МП отказывается от этого пути. При том, что их руководящий центр – Московская Патриархия – ещё в 90-х годах прошлого века подписала договоры сотрудничества со всеми силовыми структурами Российской Федерации. Московская Церковь сейчас активно задействована в ходе войны России против Украины, и, как показывают активизированные нынешним широкомасштабным вторжением в Украину события, такое сотрудничество только нарастает.

Руководство Московского Патриархата задействовано в идеологической борьбе против Украины. Также, является руководителями шовинистических теорий русского мира, триединой Руси. Украинцам отказывают вправе быть отдельным народом или иметь своё государство. Это несёт существенную угрозу национальной безопасности Украины, поэтому государство вынуждено реагировать. Эта реакция, к сожалению, запоздала, но лучше поздно, чем никогда, потому что масштабы духовного одурманивания верующих действительно угрожающие.

– Каков ваш прогноз относительно ближайшего будущего Лавры? И успокоится ли, наконец, её экс-глава Павел?

– Что касается текущей ситуации с Киево-Печерской Лаврой, то сейчас это сфера ответственности Генеральной прокуратуры, которая, согласно своим функциональным обязанностям, следит за соблюдением действующего законодательства в Украине. Если бы наши госслужащие чётко соблюдали законодательные нормы, никаких конфликтных ситуаций и не возникло бы.

По крайней мере, они не приобрели бы нынешних масштабов. То же касается Митрополита Павла Лебедя, у которого не находилось средств на ремонт переданных Церкви памятников архитектуры, однако была возможность построить десятки новых помещений. Ну и за себя лично он, конечно, не забыл – такую виллу, как у него, не каждый миллионер… Все актуализированные ситуации нормированы в законодательстве. А его нужно выполнять, а не гадать или прогнозировать, что будет. Иначе, какое тогда Украина правовое государство?

– А что нам делать с двумя миллионами или тремя или сколько миллионами верных УПЦ МП? Насколько серьезную они представляют опасность?

– Будущее УПЦ МП достаточно чётко артикулировано представителями государства. Во-первых, Церковь не должна обманывать своих верующих в том, что они как бы не являются частью Московского Патриархата. Эту норму даже подтвердил Европейский суд по правам человека, требующий от религиозных организаций предоставлять верующим правдивую информацию о своём религиозном центре.

Поэтому нормы действующего закона «О свободе совести и о религиозных организациях» относительно названия религиозных организаций должны выполняться. Во-вторых, руководство УПЦ МП само загнало себя в каноническую ловушку, выходом из которой является разрыв с Московским Патриархатом и начало переговорного процесса с ПЦУ. Хотя, если выполнять нормы действующего законодательства, этот статус они уже и без того утратили, поскольку не внесли в свои названия необходимые изменения. Это осталось только закрепить юридически.

Что касается верующих – часть из них, в силу своего воспитания или убеждений, особенностей ментальности, так и останутся убежденными верными Московского Патриархата. У них будет возможность удовлетворять свои религиозные потребности, но без юридической регистрации. Возможно, даже они сформируют какую-то новую свою структуру. Однако большая часть православных верующих, декларирующих свою принадлежность УПЦ МП, я уверен, со временем осознают за политизированность своих позиций в поддержке Московского Патриархата в Украине. Уже сейчас эта поддержка оценивается социологами на уровне 4%, а недавно (до широкомасштабного вторжения) она была на уровне 15%.

– Будет ли, по-вашему, такое обострение положительным завершением?

– «Лечение» любой церковной проблемы проходит стадию обострения. Мы не единственные и не уникальные во Вселенском православии, проходящие через подобные испытания. Скорость решения проблемы и результат будут зависеть только от желания власти и гражданского общества приложить усилия и провести информационное сопровождение, то есть разъяснения для верующих сути вопроса.

– Не угрожают ли Украине репутационные и судебные вызовы, связанные с решениями органов местного самоуправления относительно запретов МП?

– Все зависит от того, как оформлены документы, в которых обоснованы эти решения. Ибо «запрет МП» – это скорее пропагандистский штамп. Некоторые решения, которые я видел, невозможно будет отрицать или обжаловать в суде. Поскольку они основываются на том, что верующим не запрещается удовлетворять свои религиозные потребности в богослужениях (храмы никто не закрывает и не конфисковывает).

Однако прекращается правомочность всех договоров, заключенных с институциями этой Церкви (выделение земельных участков, предоставление коммунальных услуг, аренды государственной или коммунальной недвижимости и т.п.). Фактически этими решениями органы местного самоуправления выполняют работу прокуратуры или государственных служащих, которые должны были это сделать ранее во исполнение норм статьи 12 упомянутого закона «О свободе совести и религиозных организациях». Ведь только около сотни из тысяч общин УПЦ МП выполнили нормы этой статьи (речь идёт о внесении изменений в названия религиозных организаций). А эту норму уже подтвердил и Конституционный суд Украины ещё в декабре прошлого года.

Конечно, попытки использовать ситуацию для плачей на международной арене о гонении на УПЦ МП будут. Однако мне кажется, они бесперспективны, как и все предыдущие обращения, в которых деятели УПЦ МП пытались убедить зарубежные институты, занимающиеся проблемами свободы совести, в «преследованиях за веру».

Об этом сообщает информационный ресурс Духовный фронт Украины.

Лента

Враг сбросил более 260 оскольчатых боеприпасов на южные области. ФОТО

Продолжая террор мирного населения прифронтовых территорий Днепропетровской, Запорожской, Херсонской, Николаевской областей, враг применил 303 FPV-дроны, 18 ударных БпЛА типа...

Актуально