Пятница, 26 апреля, 2024

Религиозный эксперт Александр Ефременко: Москва пытается созвать новый Амман и привлечь к нему Антиохийского патриарха

Must Read

Недавно управляющий делами Русской православной церкви в Украине (так называемая УПЦ МП) Митрополит Антоний (Паканич) дал интервью «РИА НОВОСТИ», в котором прокомментировал августовский визит Вселенского Патриарха Варфоломея I в Украину. Кроме самого визита, Паканич коснулся темы межправославных отношений, в частности болезненного для РПЦ вопроса, относительно так называемого все православного осуждения Константинополя.

Как я говорил в своих предыдущих публикациях, недавно проведённая в Москве конференция и заседание Синода РПЦ, это было только первым действием российского антиканонического балета. Я также прогнозировал, что развязка состоится именно на предстоящем Архиерейском Соборе РПЦ, который запланирован на 15-18 ноября этого года, накануне 75-летнего юбилея Главы РПЦ Патриарха Кирилла (Гундяева).

Подтверждение моих прогнозов можно прочитать между строк упомянутого интервью Паканича. В нём он заявил, что «после завершения работы Архиерейского Собора Русской православной церкви православному миру будет что обсудить». Что именно обсудить, он так и не объяснил.

Таким образом, можно предположить, что в РПЦ уже готов соответствующий план действий для осуждения действий Константинополя и лично Патриарха Варфоломея I, а именно, дарование Томоса об автокефалии Православной церкви Украины.

Не трудно догадаться, что для реализации этих намерений необходимо реанимировать, или вернее сказать «воскресить», мертворожденный Амманский формат. Вероятно, что в ноябре этого года российские иерархи будут искать обоснования для Аммана 2.0.

Чтобы в очередной раз не опозориться и не «ударить лицом в грязь», на будущее собрание Московский патриархат будет стремиться привлечь как можно больше Поместных Церквей, поскольку первый Амманский церковный саммит продемонстрировал свою недееспособность и несостоятельность принимать любые важные канонические решения.

Стоит отметить, что подобные собрания вообще не имеют на такие действия никакого права. Ведь, как известно, прерогатива организовывать, проводить и председательствовать на межправославных мероприятиях принадлежит именно Константинополю. Это хорошо знают в Поместных Церквах, а потому предлагаемую московскую инициативу проигнорировали большинство Предстоятелей Церквей.

Однако сама Москва не планирует отказываться от своих планов и властных амбиций. Поэтому продолжает своё злое намерение, нивелируя при этом вековую традицию Православной Церкви. Закономерно, что сама Москва как заинтересована, а вернее сказать, обиженная на Патриарха Варфоломея сторона, не может в одностороннем порядке объявить о созыве Собора для осуждения Константинополя. Логично, что для решения конфликта необходимо найти нейтрального арбитра.

Как показала практика, Иерусалим не очень вписался в эту роль, хотя его авторитет в мировом православии нельзя уменьшить, его оказалось недостаточно. Поэтому в Москве, вероятно, планируют усилить его за счет Антиохийского Патриархата – древней Церкви, которая, пока, занимает третье место в Православных диптихах.

Такое мнение прозвучало в том же интервью Паканича. В частности, на вопрос журналиста: «могут роль Константинополя перенять Иерусалим и Антиохия», он хотя и не дал прямого и однозначного ответа, однако завуалировано поддержал такой месседж.

Для подтверждения своей позиции он привёл случаи из истории Церкви «урегулирование проблем всеправославного масштаба без участия Константинопольского патриархата».

В частности он сослался на созыв в 1443 году Иерусалимским Патриархом Собора Предстоятелей Восточных Церквей, на котором были осуждены так называемая Ферраро-Флорентийская уния, и Иерусалимский собор 513 года, который выступил против монофизитства.

Однако упомянутые Антонием случаи сильно отличаются от нынешней ситуации, ведь в них рассматривались вопросы догматического характера, то есть вопросы вероучения. А вопрос украинской автокефалии не относится к этой плоскости, и содержит сугубо административный характер, о чём я говорил в одной из своих предыдущих публикаций.

Вместе с тем следует указать, что приведенные примеры достаточно противоречивы, ведь, как известно, монофизитство было осуждено на 4-м Вселенском Соборе, который состоялся в Халкидоне (сейчас одна из самых древних и влиятельных кафедр Константинопольского Патриархата), а упомянутая уния не нашла поддержки среди православного народа, да и самих верующих Константинополя.

Поэтому такая аргументация не выглядит убедительной. Кроме этого, стоит напомнить, что между самими Иерусалимской и Антиохийской церквями до сих пор остаётся нерешенной спор из-за юрисдикции в Катаре. Поэтому, даже несмотря на дружеские взаимоотношения РПЦ, Антиохийской Церкви и российского режима с Башаром Асадом, антиохийский кейс без Иерусалима для РПЦ в перехвате первенства как «чемодан без ручки».

Возможно, РПЦ пытается примирить Иерусалим и Антиохию в этом вопросе. Пока, по мнению экспертов, единственным возможным вариантом является отказ Иерусалима от претензий на всю территорию Катара, и, как компромисс, существующие приходы будут оформлены как ставропигии на канонические территории Антиохийской Церкви.

Возможны и другие варианты, которые не есть суть значимыми для Москвы. Ведь для неё крайне важно заручиться их поддержкой. Только общее осуждение Вселенского Патриарха этими Церквами могут сдвинуть баланс позиций в пользу РПЦ. Однако для Московского патриархата такой тандем является лишь ширмой для перехвата первенства в Православном мире.

Тактично РПЦ хочет перехватить «Первенство», отдав её Антиохийскому и Иерусалимскому патриархам: какие, по её мнению, оставаясь ширмой, смогут фактически отдать Московскому патриарху рычаги руководства мировым православиям. Основанием для таких планов являются политические факторы и финансирования от РПЦ.

Вероятно, что на предстоящем архиерейском соборе, или непосредственно на празднованиях юбилея Гундяева, будут проводиться какие-то консультации ради реализации такого сценария. Возможно, как сам Собор, так и празднование юбилея, будут проекцией Аммана 2.0, который пока остаётся единственным инструментом Московского патриархату для перехвата первенства в Православии.

Впрочем, такой Собор, даже если он и состоится, может снова принести позор его организатору – РПЦ. Ведь для того, чтобы кого-нибудь осудить, необходимо хотя бы выслушать его позицию. Даже на Вселенских соборах заслушали позицию еретиков. Впрочем, Даниловом монастырю нужна не истина, а реализация уже давно принятого решения, а именно, осуждение Константинополя, и перехват первенства в православии. Это прекрасно понимают в большинстве Поместных Церквей, а потому и не спешат поддержать московские авантюры.

Да и вообще, если бы Константинополь продемонстрировал все факты и доказательства нарушения Москвой канонов, то сама бы РПЦ была бы осуждённой на таком Аммане 2.0.

Таким образом, суммируя всё вышесказанное, можно предположить, что в Даниловом монастыре готовят некоего «троянского коня» для мирового православия. Его официальная презентация, вероятно, состоится именно во время архиерейского собора РПЦ. Впрочем, не исключено, что он принесёт больше вреда для самой Москвы, чем тем, кому они планируют его вручить…

Источник: религиозный эксперт Александр Ефременко.

Об этом сообщает информационный ресурс Духовный фронт Украины.

Лента

Россияне в сутки обстреляли восемь городов и сел Запорожской области

Армия РФ за прошедшие сутки нанесла, по меньшей мере, 326 ударов по 8 городам и селам Запорожской области, есть...

Актуально