Понедельник, 20 мая, 2024

«Родила сверх всякого слова ту, которая родила Слово»: Праздник Зачатия Святой Анны

Must Read

Праздник Зачатия Святой Анны, когда зачала Пресвятую Богородицу, не только приближает нас к торжеству Рождества Христова, но и в очередной раз возвращает к началам миссии спасения человека, начавшейся ещё после грехопадения в Эдемском саду, пишет «Духовное величие Львова».

Праздник Зачатия Пресвятой Богородицы от Святой Анны – уважаемый. Его имя носит архикафедральный собор Тернополя и другие святыни в Украине. Во Львове храмовый праздник в этот день празднует, в частности, храм Святой Анны УГКЦ; здесь по случаю праздника Апостольская Пенитенциария восстановила индульгенцию, приуроченную чудотворной иконе Матери Божьей Неустанной Помощи, находящейся в этой святыне.

Несмотря на определенные разногласия в понимании, а следовательно, и почитании непорочности Марии, разделяющих Католическая и Православная Церкви, сам факт избранности Её Богом как совершенной обители для Христа не вызывает сомнений. Следовательно, и праздник – Зачатие Святой Анны, когда зачала Пресвятую Богородицу – подчёркивает событие, что из-за пределов естественного человеческого восприятия стало реальностью. Отлично воспевает её тропарь праздника: «Днесь узы бездетности разрешаются, Иоакима и Анну выслушав, Бог против надежды явно обещает, что они будут рождать Богодивицу, из которой сам родился неописанный».

Обет «против надежды», которую Господь даёт, свидетельствует о Его власти над природой мира. «Бог потому-то отдает за грехи содеяны, а не природы недостатки; когда же чья-то закрывает утробу, делает то, чтобы снова её открыть чудесно, и да будет известно из этого, что не от вожделения телесного, но от Божьего случился дар», – цитирует в своём Слове к зачатию Пресвятой Богородицы от Святой Анны Святого Иеронима Димитрий (Туптало). Дева, которая должна была стать Матерью Бога, должна была избежать первородного греха; и Господь таинственным образом сам защитил Её от его яда.

В конце концов, лучше всяких объяснений раскрывают глубину этого события песнопения праздника. Стихира на Вечерне, которую молятся в канун праздника, говорит: «Когда чудный Михаил с неба на землю низложил змея великого, змея ветхого, называемого дьяволом и сатаной, хоботом своего безумия оторвавшего треть звёзд небесных, то есть ангелов, тогда лукавством своим он вовлёк за собой весь род человеческий, запустив смертоносный яд в его корни. Однако она не достигла тебя, блаженнейшая Дочка Якимова, единственная непорочно зачавшаяся и непорочной оставшаяся».

Зачатие Богородицы от Святой Анны становится противным грехопадению первых людей. Через него рождается та Женщина, о которой сам Господь говорил змею – Женщина, потомство которой растопчет ему голову. Это Жена, которая была защищена от греха, о чём Святитель Димитрий приводит слова Давида: «Сотворил, как единорог, Святыню свою на земле. Как же единорог [за правдивых повествований] тщательно защищает своё жилище, никакому не допуская нечистому зверю приблизиться, так и Сын Божий своей святыней на земле сделал Пречистую Деву Марию неприступную для нечистого зверя адского, который весь род человеческий греховным жалом кусает и ядом смертоносным, грехом входящим, наполняет. Не поранил смертоносным ядом тот, который хотел быть матерью жизни, не смог осквернить греховным пороком сокровища чистоты — не скверную отроковицу, о её чистоте и сам Дух Святой в Песне Песней даёт свидетельства такими словами: «Вся хороша, близка моя, и нет в тебе».

Событие Зачатия Богородицы описывают апокрифические тексты, в частности Евангелие от Иакова. По преданиям, праведные Иоаким и Анна, прожив благочестивую жизнь, не имели детей, чем горько поражались; и Господь избрал именно их отцами Богородицы. Весть об этом принёс им ангел, призвав к осуществлению воли Божьей относительно них.

Об этом пишет Иероним: «Так по велению ангела оба из мест своих, где были, двинулись и шли в Иерусалим. И когда пришли на место, о котором говорил ангел, там встретились, взаимно утешились. И об обещанном им плоде друг другу рассказали, надлежащую благодарность Господу, что смиренных преподносит, отдали. И, поклонившись Богу, возвратились в дом, ожидая радостного исполнения обета Божия».

Благословенную встречу богоотцов сохраняет икона праздника. Это встреча, подтверждающая глубокую супружескую любовь, единство и поддержку среди больших испытаний, и большое доверие к Господу и Его могуществу.

Рождение Марии – это событие многомерное. Для бездетных супругов – личная радость. Для мира – начало спасения. Этот первый аспект, собственно, говорит очень современно тысяч семей, которые по определенным причинам не могут родить ребенка. Для супругов, стремящихся стать родителями, это большая боль; для верующих супругов – большое испытание, в том числе и веры. Иоаким и Анна пережили внешние насмешки и обвинения общества, презиравшие их как великих грешников; пережили и испытание собственного доверия к Творцу, но смиренномудрие победило. Богоотцы являются примером для семей – любви, несмотря на все, верности, надежды до конца.

О них святитель Димитрий приводит следующие слова Епифания, епископа Кипрского: «Отцами её были Иоаким и Анна, которые в жизни своему Богу угодили и плод достойный принесли — Святую Деву Марию, Церковь и Матерь Божью. Иоаким же, и Анна, и Мария — эти трое.

Пресвятой Троице, очевидно, принесли жертву хвалы. Иоаким-то объясняется приготовление Господне, потому что от него приготовилась Церковь Господня, то есть Дева. Анна опять толкуется как благодать, потому что Иоаким и Анна благодати сподобились, что молитвами своими такой родили плод — Святую Деву».

«Испытывает сегодня всемирное зачатие Анны, которое произошло от Бога, потому что она родила сверх всякого слова родившую Слово», – так воспевает зачатие кондак праздника. Воспевает и определяет высшую миссию Марии, к которой Её призвал Господь. «Более всякого слова», то есть сверх человеческого понимания, Анна начинает, несмотря на реальное физическое состояние, и рождает особую дочь – ту, которая сама становится Матерью Спасителя – Матерью Создателю мира, Матерью Слова, через которое возникло всё.

Зачатие Марии – свидетельство того, что мудрость Господня всегда желает дать человеку лучшее, ведёт его к спасению. Поэтому то, что по-человечески кажется неправильным или невозможным, в глазах Божиих своевременно и полезно – ибо даётся по Его любви.

«Достойно оно, чтобы Царица неба и земли, честнее херувимов и несравненно славнейшее серафимов, началась и оставалась непорочной, как были сотворены и пребывали святые ангелы; чтобы они, будучи слугами Божиими, не могли выносить себя свыше своей Царицы – Матери Божьей. Это Господь так избавил и заключил всё премудро. Ему слава и похвала!» – говорит стихира на Литии праздника. Пусть чудесное Зачатие становится для нас всем залогом, что доверие к Богу творит чудеса в жизни человека – и вспоминает о том, вся жизнь которого была воплощением замысла Божия. Она навсегда остаётся нашей опорой, опекуном, надеждой и Матерью.

Об этом сообщает информационный ресурс Духовный фронт Украины.

Лента

Ювенальные прокуроры: Рашисты убили 546 детей в Украине

Более чем 1 891 ребенок пострадал в Украине в результате полномасштабной вооруженной агрессии России. Об этом сообщили в Офисе генерального...

Актуально