Вторник, 25 июня, 2024

Российские активы для поддержки Украины: экономические аргументы в пользу ареста

Must Read

Если Украина собирается победить Россию и восстановить себя после войны, ей понадобятся огромные суммы денег, которые, вероятно, превышают те, которые западные избиратели и политики хотят или могут предоставить. Хорошая новость состоит в том, что уже есть огромный банк не западных денег: 300 млрд. долларов замороженных российских суверенных активов, хранящихся в западных юрисдикциях. Плохая новость, однако, заключается в том, что западные страны не смогли договориться об общем плане действий по использованию этих активов. Подробно об этом в материале Project Syndicate, с которым знакомит “Международный курьер”.

Замороженные российские резервы могли бы склонить чашу весов войны в пользу Украины и значительно уменьшить финансовое бремя для западных налогоплательщиков. Однако противники их ареста не смогли понять строгие экономические реалии ситуации. Нынешний уровень западной поддержки просто не способствует победе Украины.

Западное финансирование только для того, чтобы удерживать Украину в войне, сейчас составляет около 100 млрд. долларов в год, или около 8,5 млрд. долларов в месяц. Но для того, чтобы Украина стала серьезным вызовом для России, Запад должен увеличить эти расходы до 150 млрд. долларов в год, или около 12,5 млрд. долларов в месяц. Таков был уровень расходов в середине 2023 года, когда Украина побеждала. Однако в конце 2023 года расходы упали до 4 млрд. долларов в месяц, а законопроект о предоставлении дополнительной помощи застрял в Конгрессе США, из-за чего Украина теряет жизнь, территорию и динамику.

Следует ли ожидать, что западные правительства будут выделять ещё 50 млрд. долларов в год в поддержку Украины из карманов своих налогоплательщиков? Что, если Дональд Трамп победит на нынешних президентских выборах в США и нынешнее американское финансирование (около 45 млрд. долларов в год) иссякнет? Европа вряд ли захочет или сможет восполнить ещё больший пробел в финансировании в 95 млрд. долларов в год. Однако противники конфискации российских активов не предлагают никаких альтернатив и рассматривают последствия прекращения финансирования Украины.

Не ошибитесь: поражение Украины принесет гораздо большие социальные, политические и экономические потери для Европы в виде огромных потоков беженцев, больших рисков безопасности и увеличения на сотни миллиардов долларов ежегодных расходов на оборону для противостояния угрозе российской агрессии.

Противники ареста российских активов не честны со своими собственными налогоплательщиками относительно реалий распределения бремени. Точное описание статус-кво заключается в том, что западные налогоплательщики несут всё бремя войны, в то время как активы российских налогоплательщиков находятся под защитой. Это не является ни морально правильным, ни политически приемлемым. Но оппоненты придумали множество слабых аргументов, почему конфискация не может быть произведена.

Одно из утверждений, что это было бы незаконно – было широко обжаловано экспертами-юристами, доказавшими, что международное право позволяет такой шаг. Другие доводы касаются экономических рисков, но они также не выдерживают критики. К примеру, нам говорят, что арест российских активов может подорвать статус резервных валют доллара и евро, поскольку авторитарные режимы выводят свои резервы с Запада.

Но насколько реалистичен такой сценарий? Иммобилизировав российские активы на сумму 300 млрд. долларов в феврале 2022 года, Запад уже вывел эти средства из-под контроля российского центрального банка – и с условиями их возвращения, на которые Россия вряд ли когда-нибудь согласится. В этом случае нет большой практической разницы между “замороженными” и “арестованными”.

Более того, вспомним, что ответ правительств стран с развивающимися рынками на это де-факто захват два года назад заключался в том, чтобы ничего не делать. Даже если бы такие страны как Китай и Саудовская Аравия захотели перевести свои активы в другое место, как бы они это сделали? Существует причина, почему развивающиеся рынки держат триллионы долларов активов в западных экономиках: просто не существует альтернатив валютам и рынкам G7, которые могут предложить подобную ликвидность и безопасность.

Если правительство все же переместит свои активы, оно столкнется с разрушительными последствиями, дестабилизируя мировые рынки и спровоцировав возмездие в виде западных санкций и бегства к качеству обратно к евро и доллару. Китай и Саудовская Аравия могут говорить на словах, но они никогда не пойдут на уступки, поскольку понимают, что это нанесёт ущерб их собственным экономикам из-за замедления глобального роста, сокращения торговли и инвестиций, а также снижения цен на нефть и сырьевые товары. Мы знаем, что эти режимы больше всего ценят стабильность. Зачем им разрушать себя только для поддержания Путина?

Противники конфискации также утверждают, что это приведет к тому, что западные активы в России станут объектом репрессий. Но российское государство уже вынуждает продавать эти активы по низким ценам союзникам Кремля, а также облагает западные предприятия карательными налогами. Кроме того, западные активы в России по размеру уступают российским активам на Западе, и нет никакой весомой причины, почему западные налогоплательщики должны спасать западные компании, сделавшие неудачные бизнес инвестиции.

Несмотря на многие нереалистичные или преувеличенные риски, связанные с захватом российских активов, есть один, который нужно воспринимать серьезно: страны G7 должны действовать в унисон; иначе авторитарные режимы могут быть разделены и управляются, выбирая между западными резервными валютами. Уход от доллара к евро (или другой валюты) не должен рассматриваться как жизнеспособная защита от замораживания и конфискации активов. Если ликвидные альтернативы доллару будут разрешены в юрисдикциях G7, бегство резервов станет реальной угрозой.

Выбор очевиден. Если все замороженные российские активы не будут конфискованы и переданы Украине, она проигрывает войну, а цена для Запада будет гораздо выше. Логической альтернативы аресту активов нет. Лидеры G7 должны прекратить искать отговорки, прекратить быть нечестными с собственными налогоплательщиками и просто сделать это.

Автор: Тимоти Эш, экономист, старший стратег по вопросам суверенных развивающихся рынков в RBC BlueBay Asset Management и ассоциированный научный сотрудник Программы России и Евразии в Chatham House.

Об этом сообщает группа Информационное сопротивление.

Лента

ЕС впервые за 10 лет обвинил Microsoft в масштабном нарушении правил конкуренции, – FT

Евросоюз обвинил американскую корпорацию Microsoft в антиконкурентном поведении из-за объединения приложения для видеоконференций Teams с офисным пакетом Office. Это...

Актуально