Патриарх Румынский Даниил обратился к верующим с напутственным словом в начале Великого поста, призывая к сочетанию добрых дел со смирением мытаря.
Патриарх Даниил отметил, что православные верующие вступили в интенсивное время подготовки: время покаяния, сезон духовного приготовления, восхождение к воскресению. Сначала до воскресения души от смерти, вызванной грехом, а затем до Воскресения как Святой Пасхи”, сообщает orthodoxtimes.com
“Триодион – это время интенсивной духовной подготовки, а первые четыре подготовительных воскресенья свидетельствуют о том, что в течение этого сезона есть четыре главных дела: смиренная молитва, искреннее покаяние, щедрая милостыня и пост или воздержание”.
“Эти четыре дела переплетены”, – сказал Патриарх 25 февраля.
“Они постоянно присутствуют в течение этого периода, и Церковь постановила, что эти подготовительные воскресенья приучают нас ко всему Великому посту, ведь эти четыре больших действия означают, одухотворение души и тела. В течение этого периода мы больше молимся, интенсивнее раскаиваемся, чаще причащаемся, даём милостыню и воздерживаемся от еды и грехов”.
“Этот Великий пост – это духовная школа”, – добавил Патриарх.
Мытарь и фарисей
«Поэтому первое воскресенье Триодиона ставит перед нами смиренную молитву грешного мытаря в противовес дерзкой и пренебрежительной молитве фарисея, который считал себя праведным человеком и благодарил Бога, что он не такой, как другие».
Патриарх Румынский признал удивительным, как Евангелие в первое воскресенье Триоди в таком коротком количестве слов изображает духовные состояния и непохожесть облика двух лиц, изображенных в притче: за себя. Фарисей превращает благодарение Богу в самоудовлетворение. Он не благодарит Бога за помощь в добрых делах, но благодарит Его за то, что имеет возможность сравнить себя с другими, которых он судит и презирает. Итак, он человек, который формально молится, но во время молитвы прославляет себя, а не Бога».
“С другой стороны, мытарь на определенном расстоянии даже не хотел поднять глаза к небу, но бил себя в грудь в знак смирения и печали, говоря: Боже, будь милостив ко мне, грешнику! Он лишь сказал, что милость Божия – это единственное, что может его простить и спасти. Он не говорит, какие грехи совершил, ничего о себе, но только просит Божьей милости в полном смирении».
“Вот почему Спаситель говорит, что мытарь пошел домой более оправданным чем фарисей”, – отметил Патриарх Даниил.
“Ибо всякий возвышающийся будет унижен, а кто унижается, будет вознесен” – это вывод притчи. “Эту рефлексивную форму, используемую здесь, можно перевести так: Кто преподносит себя, будет унижен, а Бог преподнесет унижающегося”, – сказал Патриарх Даниил.
Перефразируя песнопения в утренние первое воскресенье Триоди, Патриарх Даниил призвал: “Делаем добрые дела и лелеем смирение. От фарисея научимся добрым делам, а от мытаря – смирение, и, совмещая добрые дела со смирением, будем угождать Богу”.
Об этом сообщает информационный ресурс Духовный фронт Украины.