Суббота, 27 апреля, 2024

“С нами теперь фотографируются – спрашивают, то ли мы в Лавре колядовали”, – 19-летняя регент Хора “Эмис”

Must Read

Впервые за 300 лет в знаковой для христиан святыне Киево-Печерская лавра на Рождество звучала украинская служба. Утром 7 января Рождественское торжество в Свято-Успенском храме возглавил Предстоятель ПЦУ, Блаженнейший Митрополит Епифаний.

Неожиданностью для верующих стало появление колядников в гуцульских костюмах. Хор “Эмис” Ивано-Франковско-Галицкой епархии ПЦУ под сопровождение цимбал и скрипки спел традиционные гуцульские колядки и поздравил с Рождеством.

УП. Жизнь пообщались с регентом хора 19-летней Вероникой Мартынюк и Епископом Богородчанским Феогностом (Бодоряком) – о выступлении хора из Прикарпатья в Лавре, гуцульские обрядовые песни и благотворительность на праздники.

Регент в 19 лет

Архиерейский хор “Emis” был создан в 2022 году. Вероника Мартынюк вместе с другими участниками хора поёт на литургиях, выступает на фестивалях и записывает народные песни для страниц в социальных сетях.

– Как возникла такая идея – спеть в Лавре колядки?

– Этому способствовал наш Владыка – Епископ Богородчанский Феогност (Бодоряк) – нас организовал. Это ему сначала звонил Блаженнейший Епифаний – всё планировалось через него.

У нас сначала были планы поехать с визитом к Владыке Эпифанию уже после Рождества. Собирались посетить его 15 января, потому что 14 должны выступать на благотворительном фестивале “Рождество непокорённой Украины” во Франковске. Всех приглашаем – будет весело, много коллективов народных, будет благотворительное собрание для ВСУ.

После фестиваля записали себе отправиться с визитом в Киев, но накануне Сочельника, с 5 на 6 января, нам позвонил Блаженнейший Владыка Епифаний – предложил поехать в Лавру, выполнить на праздник несколько колядок. Для нас это было шоком – все единогласно согласились. Мы даже не планировали, не мечтали, что сможем выступить в Лавре.

– А как Блаженнейший Епифаний узнал о вашем творчестве? Почему вас пригласил?

– За нами в социальных сетях следят многие из команды Епифания. Это фотографы, дьяконы его. Мы активны в тик-токе, есть много просмотров – по полмиллиона, по миллиону. Хору “Эмис” ещё и года нет – но считаю, что мы уже достигли очень многого. Также популярны в Фейсбуке, в Инстаграмме. Думаю, что в Киеве о нас узнали именно из социальных сетей. Да и Блаженнейший Епифаний в хороших отношениях с нашим Владыкой, Епископом Феогностом.

– Как подбирали репертуар для выступления?

– Пели старые колядки, которые исполняют в Гуцульщине. У нас не было нот – имели только слова. Итак, когда репетировали, то сидели по вечерам и подбирали разные мотивы. Мелодия была, но, конечно, на голоса её никто не расписывал. Для гуцулов это не актуально – они делают все в унисон. Хотели добавить свою изюминку, показать, что эти колядки можно преподнести по-современному, что гуцулы бывают и такие.

– Вы также во время выступления немного рассказали о традициях празднования Рождества у гуцулов. В частности, о том, что колядники ходят даже в пустые дома…

– У гуцулов действительно есть такая традиция, что они ходят колядовать даже туда, где никто не живет. Есть определенные обрядовые колядки, которые поют отдельно для хозяев, для хозяек, для детворы, в частности, и для умерших. Когда подходят к дому, где уже нет никого, то выполняют именно такие колядки.

Во вступительном слове в Лавре, когда говорила о гуцульских традициях – то цитировала отрывки из книги этнографа, писателя начала 20 века Петра Шекерика-Доникова. Он сам происходит из Жабьего, из Верховины. Много писал о гуцульских традициях. У него там очень интересные отрывки. Конечно, мы сократили, потому что было ограничено время до 10 минут. Но думаю, нам удалось передать этот колорит, пыл гуцулов, их традиции.

– Почему именно гуцульские колядки? Участники вашего хора преимущественно происходят из Гуцульщины?

– У нас один участник хора из самой Верховины. Я сама из Коломыйщины – потому тоже немного причастна. Здесь также влияние нашего Владыки Феогноста – он родился в селе Топильче, Верховинского района. А это самое сердце Гуцульщины. Колядки поем по его благословению. Подсказал нам многое.

Вся семья Владыки нас поддержала. Колядки, в частности, пели из их семейных песенников – ещё старых. Листали эти старые тетради. Мама Владыки нам многое подсказывала – помогала нам – словами, с текстами.

Например, колядка “В воскресенье рано” есть на просторах интернета, но её каждый раз меняют, “исправляют” диалект. Нам это всё объясняли, что нужно петь счастье, а не счастье. Многие ударения гуцульских и самих слов нам подсказывали. С рукописных тетрадей семьи Владыки – взяли колядку “В хозяйка новая светленька”.

– Что для вас означало выступление в Лавре?

– Для нас это прежде всего честь – такое время, когда все украинцы войдут в историю. Мы пели со слезами на глазах. Особенно последние строки колядки, которую уже сделали на просторах интернета эдаким гимном настоящего. Там есть слова: “Дай нам Бог СИЛЫ, чтобы были в мире”. Когда мы это выполняли – были и мы в муравьях, и люди в муравьях. И как люди плакали, видно было.

– А то, что это первая служба на украинском языке за три с лишним века в святыне – был ли особый трепет?

– Даже не верилось. Это было как сон. Мы до сих пор не верим, когда нас узнают в Ивано-Франковской области. Когда сегодня ходили колядовать, по больницам – поддерживали наших воинов колядками веселыми – спрашивают: “Так вы колядовали в Лавре?” – Говорим: “Да”. И все с нами фотографируются. Для нас это совсем необычно, но очень рады.

– Изменяется ли сейчас интерес людей обрядовыми песнями?

– Со времени полномасштабного вторжения – очень вырос интерес к украинской культуре песенной, фольклорной, забытой. Сейчас все стараются что-нибудь старое отыскивать, откапывать, возрождать – и это очень радует.

Особенно когда это делает молодежь. Мы это и делаем в социальных сетях – возрождаем старые песни, делаем свои аранжировки, по-своему. Людям это нравится, потому что мы простые, настоящие и искренние – без всяких “прихотей”. Думаю, именно это людей притягивает.

– Сейчас Вы больше задействованы в благотворительных проектах?

– Поём утреннюю службу в Кафедральном Свято-Троицком соборе на улице Грюнвальдской. Отдельно проводим благотворительные собрания, благотворительные концерты, собираем на ВСУ – но в храме постоянно на 7.30 каждое воскресенье и по большим праздникам – литургия есть литургия.

– Чем занимаетесь, когда вернулись из Киева? В предварительном разговоре говорилось, что до сих пор колядуете?

– У нас так на Западной Украине принято – колядовать с Рождества в Крещение. У всех такая традиция, не только у гуцулов. Сегодня колядовали с 10 утра до сих пор (разговор состоялся около 19 часов. – ред.) – только сели ужинать все вместе. Ходили по больницам – были в онкодиспансере. Ходили к врачам – благодарили их за их труд. Мы в какой-то мере сотрудничаем: они лечат тело, а мы стараемся лечить душу.

В Киеве услышали Коляду из Прикарпатья

Также о выступлении хора в Лавре рассказал епископ Богородчанский Феогност (Бодоряк).

Сначала не было понятно, будет ли хор собственно колядовать. Колядки отобрали из концертов, которые уже исполняла Вероника Мартынюк.

“Она как талантливый ребенок уже пела раньше эти песни. Поскольку нас пригласили колядовать накануне – уже просто не успевали что-либо придумать негуцульское. Но я благодарю Бога, что именно так получилось, что это подчеркнуло нашу идентичность, подчеркнуло, насколько колоритна наша страна, наши обычаи и традиции. Так что люди киевские, и все, кто не из Западной Украины, смогли погрузиться в эту гуцульскую культуру”, – прокомментировал Владыка.

Выступление в Лавре епископ называет невероятным.

“Знаете, наверное, как и у всех украинцев, сердце радовалось, душа где-то даже плакала – слезы были на глазах. Особенно когда пели мои хористы – это было трогательно. Спасибо Блаженнейшему за доверие. Ибо он их вживую тоже впервые. Нам было приятно, что он доверился, выбрал наш хор – чтобы заколядовать именно в гуцульской одежде. Отдельно ещё колядовали у Блаженнейшего. На другой день, когда вернулись домой, Митрополит написал, что рад и благодарит за коляду. Поделился, что ему звонил Министр культуры – благодарил за выполнение колядок из Прикарпатья”, – говорит Епископ.

Архиерейский хор был создан в 2021 году. Сейчас он насчитывает 12 человек.

“13 февраля будет год, как меня рукоположили на Епископа. С семьей Вероники я знаком очень давно, потому что её отец – священник ПЦУ. Неоднократно встречались, служили вместе. Когда ехал в Киев накануне рукоположения – мы так пошутили. Сказал: “О, Вероника, я буду Епископом, а ты будешь у меня петь”. А когда дело дошло до создания хора – Вероника сказала: “Я заинтересована, если вы благословляете”. Начали искать единомышленников и тех, кто бы поддержал и хотел петь в архиерейском хоре. Начинали первые репетиции с 5 человек», – говорит Епископ.

В этом году в Ивано-Франковске Рождество отмечали по традиции 7 января.

“Вся наша Ивано-Франковская епархия ПЦУ – 198 приходов – вместе с Митрополитом приняли решение, что пока менять дату празднования не ко времени. Ждём, когда будет победа. Придёт время – мы, конечно, как и большинство примем решение, определенное Синодом. Хотя на 25 проводилось торжественное Богослужение – мы всегда чествовали, но Рождественская Литургия бела именно к Рождеству, 7 января”, – говорит Епископ.

Об этом сообщает информационный ресурс Духовный фронт Украины.

Лента

В Словакии сбор для Украины приближается к четырем миллионам евро, – Le Monde

В Словакии кампания гражданского сбора средств на помощь Украине приближается к четырем миллионам евро: люди собрали большие деньги за...

Актуально