Понедельник, 17 июня, 2024

Сегодня Церкви восточного обряда отмечают Воскресенье Всех святых

Must Read

Восьмое воскресенье после праздника Пасхи, а первое после Сошествия Святого Духа называется воскресеньем Всех святых. Оно завершает круг движущихся праздников. В этот день Восточная Церковь воздает особую почесть всем тем, которые являются плодом даров Святого Духа. В этом году по Юлианскому и Новому Юлианскому календарю оно приходится на 11 июня, передаёт РИСУ.

«В этот день, в воскресенье после Пятидесятницы, – читаем в синаксаре в это воскресенье, – празднуем праздник Всех святых везде – в Азии, Ливии, Европе, на севере и юге. Этот праздник наши божественные Отцы установили и приказали праздновать после Сослания Святого Духа, словно показывая нам взгляд, как пришествие всесвятого Духа повлияло на апостолов. Он освятил и сделал премудрыми тех, кто по нашей природе, чтобы их поставить на место грешных ангелов, и привёл Христа Бога: одних через мучения и кровь, других через постоянство в добродетельной жизни», — цитирует о. Юлиан Катрей в своей книге “Познай свой обряд”.

Диакон Константин (VI в.) из Царьграда в своей проповеди в первое воскресенье после Сослания Святого Духа говорит: «Греческая Церковь выдающимся и очень светлым праздником поминает эти славные всемирные бессмертные цветы, которые выдала целая земля, постоянно наводняемая реками Святого Духа».

“Величаем вас, апостолы, мученики, пророки и все святые, и почитаем святую память вашу, ибо молите о нас Христа Бога нашего”, – поётся воскресение Всех святых.

История праздника. Почитание святых зарождается со смертью первых мучеников христианской эры. Культ мучеников в поздние века охватывает ещё культ апостолов, иерархов и аскетов, то есть монахов и монахинь. Цесарь Константин Великий († 337) построил в Царьграде церковь в честь двенадцати апостолов.

К культу новозаветных святых приобщается также культ ветхозаветных святых. Святой Кирилл Иерусалимский († 386) в своей Пятой мигогогической катехизе говорит, что во время святой Литургии после освящения “мы вспоминаем уснувших перед нами, прежде всего, патриархов, пророков, апостолов, мучеников, чтобы по их молитвам и покровительству принял наши молитвы, а потому святых отцов и святителей, уснувших перед нами…”. Церкви греческой традиции празднуют ветхозаветных святых в воскресенье Праотцов и Отцов перед Рождеством Христовым. Некоторые из них имеют свои дни в году.

Христианский церковный календарь имеет каждый день в году одного или несколько святых. Но есть очень много святых на небе, чьих имён нет в церковном календаре, о них никто не знает, а их имена записаны только в небесных книгах. Поэтому желанием Церкви было, чтобы всем святым, небесным, неведомым и неведомым, воздать подобающий культ. И так возникает первый праздник в честь святых, но ещё не всех, а только всех мучеников.

В греческой Церкви праздник Всех мучеников был уже во времена святого Иоанна Златоустого († 407). От него даже есть похвальная беседа в их честь в первое воскресенье после Пятидесятницы. «Ещё не прошло семь дней, – говорит он, – как мы совершили священное торжество Пятидесятницы, и снова нас принял хор мучеников, верное ополчение и войско, ничем не уступающее ополчению ангелов, которое видел Иаков, но соревнующееся и равное ему ”.

Самый древний сирийский календарь с 411 года представляет пятницу после праздника Пасхи как поминальный день Всех мучеников. Календарь халдейцев-католиков и сирийцев-несториан в тот же день поминает всех исповедников. В IV ст. в Эдессе, сегодняшняя Турция, 13 мая отмечали день Всех мучеников. В этот день в честь мучеников святой Ефрем Сирин (†373) сочинил отдельный гимн.

Итак, праздник Всех мучеников первоначально не праздновали везде в тот же день и что в одних Церквах он был подвижным, а в других неподвижным праздником. В каком веке праздник Всех мучеников перешел в праздник Всех святых и первое воскресенье после Пятидесятницы стало его днём, трудно уверенно сказать. Известно, что при императоре Льве Мудром (886-911) этот праздник уже праздновали на Востоке, потому что именно он построил величественный храм в честь Всех святых. Князь Максимилиан говорит, что на Востоке праздник Всех святых праздновали раньше, чем на Западе.

Западная Церковь празднует праздник Всех святых 1 ноября. Однако здесь, как и на Востоке, первоначально был в практике праздник Всех мучеников, которые Церкви разных стран праздновали в разное время. Святой Максим из Турина (V в.) имеет проповедь в честь Всех мучеников в первое воскресенье после Пятидесятницы. В 609 или 610 году папа Бонифатий IV получил от императора Фоки римский Пантеон и посвятил его Пречистой Деве Марии и мученикам. Посвящение Пантеону состоялось 13 мая. Годовщину этого дня ежегодно празднуют с большим торжеством. Некоторые видят в этом начало праздника Всех святых.

Папа Григорий III (731-741) в базилике святого Петра посвятил часовню в честь Всех святых. Дату посвящения этой часовне не знали, но с того времени в некоторых странах начинают праздновать день Всех святых 1 ноября. В IX или X в. 1 ноября становится на Западе общепризнанным праздником Всех святых. Папа Григорий VII (1073–1085) окончательно переносит празднование дня Всех святых с 13 мая на 1 ноября.

Об этом сообщает информационный ресурс Духовный фронт Украины.

Лента

Владыка Михаил возглавил храмовый праздник в Горохове

Церковь Вознесения Господня в этом городе Луцкого р-на отметила престольный праздник вместе с Митрополитом Луцким и Волынским Михаилом. Владыку поздравили...

Актуально