Понедельник, 29 апреля, 2024

Сегодня чтят память святой равноапостольной княгини Ольги

Must Read

В Украине 24 июля, по новому стилю, чтят память святой равноапостольной княгини Ольги, бабушки Владимира Великого.

Ольга долгие годы правила Русским государством от имени своего малолетнего сына Святослава. Княгиня Ольга приняла христианство.

“Княгиня Ольга, – считает историк Николай Чубатый, – стоит действительно на перекрестке религиозной и культурной истории Руси-Украины” (История Христианства на Руси-Украине, Τ. И, с. 186). А историк Наталья Полонская-Василенко писала: “Никому из властителей не посвятил нашу летопись столько внимания, как Ольге, которая на протяжении двух десятилетий выступает в ареоле мудрости и женского чара”. (История Украины, Τ. И, с. 101).

Дата крещения Ольги неизвестна точно. В летописи сказано, что Ольга крестилась в Царьграде 955 года. Греческие источники широко описывая ее быт в Царьграде в 955-957 годах, ничего не упоминают о её крещении. Такое важное событие, как крещение владычицы Руси, они не могли бы обойти молчанием. Большинство историков считают, что Ольга крестилась в Киеве в 954-955 годах и уже в качестве христианки была потом с большими почестями принята в Царьграде.

В общем, христианство было известно украинцам ещё с апостольских времен, именно на наших землях потерпел мученическую смерть первый Папа Климентий. Уже при Аскольде и Дире, а также позже — князе Олеге были в Киеве и на Руси варяги-христиане, а при князе Игоре они имели свою церковь святого Илии в Киеве. В этой церкви христиане-дружинники, подписывая мирный договор с Византией 944 года, присягали князю Игорю, мужу Ольги.

Проф. М. Чубатый о мотиве Ольги принять Христову веру пишет так: “Нет сомнения, что её врожденная интеллигенция обсервировать мир, окружающий Русь, и ее сношения с христианами, которых в Киеве было много, особенно варяг, доказали ее медленно на путь к христианству” (Цит. произведение, стр. 174).

Христианская вера повлияла на личную жизнь Ольги. В некоторых документах сказано, что это она построила в Киеве церковь святой Софии и дала деньги на строительство церкви святой Троицы в Пскове. В 959 году она посылала послов к немецкому королю Оттону І. Западные летописи утверждают, что княгиня просила у него епископа и священников.

Старания Ольги обратить и своего сына Святослава в христианскую веру не увенчались успехом. В Повести временных лет читаем: «Ольга, живя со своим Святославом, учила его потребности креститься, и он того не придерживался, ни принимал к своим ушам… Ольга часто говорила: «Я, мой сын, Бога узнала и радуюсь, когда же и ты узнаешь, так печешь радоваться”. Он не обращал внимания на то, говоря: “Как я могу новый закон принять один? А жена моя начнет над этим смеяться».

О христианской жизни Ольги свидетельствует ее последняя воля, где она просит, чтобы ее похоронили по христианскому обычаю и на гробнице не производили языческой тризны. Умерла она в 969 году, имея около 75 лет.

Святой Владимир Великий, внук княгини Ольги, который в 988 году ввел христианство как государственную религию на Руси, около 1000 перенес тело Ольги в новую Десятинную церковь при киевском митрополите Леонтии (992-1008). Монах Яков пишет, что в гробу было окошко, через которое можно было увидеть нетленное тело Ольги.

Во время нападения монголов мощи Ольги спрятали под развалинами Десятинной церкви. Митрополит Петр Могила, отстраивая в 1635 году небольшую церковь на месте Десятинной, обрел мощи святой Ольги. Они хранились там до XVIII ст. Согласно решению Синода Русской Церкви, их укрыли, но место никому не известно.

После смерти княгиню Ольгу долгое время не канонизировали, поскольку на ее гробнице не творились чуда, являющиеся условием канонизации. Ни летописец, ни монах Яков ничего не упоминают о праздновании памяти святой Ольги, хотя оба говорят, что при перенесении ее мощей при Владимире Великом ее тело было нетленным.

Культ Святой Ольги и празднование дня её смерти существовали ещё до прихода монголов. Очевидно, что еще до этого были известны и чудеса через её посредничество, потому что её имя было помещено в список святых примерно в XII в. О праздновании памяти Ольги ещё в домонгольском веке узнаем из трёх сохранившихся списков сербского Пролога с XIII-XIV века. Списки переписаны из болгарского текста, отписанного с русского оригинала. В них представлены жизнеописания русских святых Киевской области, которые праздники были установлены ещё до нападения монголов. Среди тех святых есть также жизнеописание княгини Ольги, которое заканчивается словами: «Ольга, не переставай молить Бога о тех, кто почитает день твоего покоя». Упомянутый сербский Пролог представляет день смерти Ольги — 11 июля (24 июля — по новому стилю).

Как пишет в книге «Познай свой обряд» о. Юлиан Катрей, нельзя с уверенностью сказать, была ли отдельная служба в честь святой Ольги уже в домонгольской эпохе, потому что до нас с тех пор ничего не дошло. Нынешняя служба ее праздника восходит к середине XV в.

Московский царь Иван Васильевич в 1557 году выслал к цареградскому Патриарху Иоасафу памятник русских великих и удельных князей. В нем нет имени Ольги среди имен князей и княгинь, которых поминали на молебнах как святых, но оно засвидетельствовано среди имен тех, которых нужно было поминать на панихидах.

В богослужении праздника святую княгиню Ольгу величают такими похвалами: «Как солнце, засияла нам твоя преславная память, Ольга богомудрая, мать князей русских, Христова мизиница… Ты наша величие и похвала, Ольга богомудрая, потому что мы освободились от идольского как львица, одетая силой Святого Духа… Чистая наставница закона и учительница Христовой веры, прими похвалу от недостойных рабов и молись к Богу за нас, свято празднуем твою память”.

Об этом сообщает информационный ресурс Духовный фронт Украины.

Лента

Латвия передала Украине оборудование для восстановления энергосистемы

Латвийская компания Latvenergo передала Украине оборудование для восстановления энергетической системы. Об этом говорится в сообщении издания Delfi. В частности, был передан...

Актуально