Суббота, 4 мая, 2024

В день Пятидесятницы открывается внутреннее явление Божие, через Ипостась Святого Духа, для каждого верующего человека – Митрополит Епифаний

Must Read

В ветхозаветное время на пятидесятый день после Пасхи, то есть после выхода народа Израиля из египетского рабства, Бог на горе Синай через пророка Моисея даровал Свой закон, основу которого составили известные нам десять заповедей. И как довершение этого прообраза, именно на пятидесятый день после воскресения из мертвых Господь Иисус Христос от Отца послал в виде огненных языков Святого Духа на Своих учеников и апостолов.

Об этом сказал Предстоятель ПЦУ в нынешней проповеди.

Перед Своими страданиями и крестной смертью Спаситель возвестил апостолам: «Я умоляю Отца, и другого Утешителя даст вам, чтобы был с вами во веки, Духа истины, Которого мир не может принять, потому что не видит Его и не знает Его; вы же знаете Его, потому что Он пребывает с вами и будет у вас» (Ин. 14:16-17). И далее Христос свидетельствует: «Утешитель же, Дух Святой, Которого пошлет Отец во имя Мое, научит вас всему и напомнит вам все, что Я говорил вам» (Ин. 14:26).

Перед вознесением на небеса Господь повелевает ученикам Своим оставаться в Иерусалиме, пока не исполнятся силы с неба (Лк. 24:49). И как свершение древнего синайского прообраза и исполнения упомянутого нами обета Христа, в день Пятидесятницы на учеников Спасителя, собранных на молитву, сошел Дух Святой, о чем мы ныне слышим из чтения книги Деяний.

Именно поэтому этот праздник мы называем Пятидесятницей, принимая для него ветхозаветное наименование. Древние Пасха и Пятидесятница ознаменовали изменение в жизни народа Израиля, освобождение его от рабства и новую жизнь, отмеченную заповедями Божьими. А новозаветные Пасха и Пятидесятница становятся довершением древнего прообраза, потому что свидетельствуют об освобождении не одного народа, но всего человечества, освобождении не от рабства телесного и тяжкого труда для фараона, но от рабства злу и от покорения дьяволу. И уже не на каменных таблицах Бог дает писаный закон, возвещая Его через пророка, но Сам, как Дух Святой, восходит на учеников Христовых, на полноту собрания верных, которое, также именуется Церковью.

Обратите внимание, дорогие братья и сестры, что Спаситель говорит апостолам о Святом Духе: «Он пребывает с вами и у вас будет». Вроде бы два подобных слова, «с вами» и «у вас» – но имеют разное и принципиально важное, значение. Через действие греха, которое распространилось от прародителей на всех потомков, до воскресения Христа из мертвых и до Его вознесения на небеса, то есть до обновления человеческой природы, невозможно было человеку принять Духа Святого, так сказать внутренне, в самое свое существо. Ибо там, где господствует и имеет власть грех, не может быть одновременно и исполнение Духа Святого.

Поэтому во время ветхозаветная благодать, действие Святого Духа, хотя и происходило в отношении человечества – ибо даже зло и грех не способны полностью отсечь нас, творение Божие, от нашего Творца – но это действие было как внешнее. Поэтому Христос и говорит ученикам Своим, что Дух уже пребывает с ними, потому что они приняли учение Евангелия, уверовали в Сына Божия и последовали за Ним.

Но этого еще недостаточно, это еще не полнота – и поэтому придет время, когда Дух Святой будет не только с учениками, но и в них самих. Он будет не только почивать на них, но и наполнит их, обновит их природу. Он даст им ту божественную силу, которая родит их для новой, вечной жизни, о чем говорил Христос в разговоре с Никодимом, говоря: «Если кто не родится водой и Духом, не может войти в Царствие Божие» (Ин. 3:5) .

И эта способность наполняться Святым Духом, иметь непосредственное общение и единение с Богом, дается через Христа и благодаря Его спасительной жертве всякому верующему в Него, всякому человеку, приобщающемуся к Его таинственному телу, то есть к Церкви – духовному собранию всех верующих. Если во время Ветхого Завета Бог являл Себя только избранным святым, Своим пророкам, и через них возвещал волю и закон, ибо иным образом люди не могли вместить общения с Творцом, то в день Пятидесятницы открывается внутреннее явление Божие, через Ипостась Святого Духа , для каждого верующего человека Каждый человек становится способным стать одновременно и горой Синай, на которой являет Себя Бог, и быть пророком и боговидцем, как Моисей – и даже превзойти все это, ибо превращается в храм нерукотворный, становится носителем и вместилищем Бога Невместимого.

Обратим также внимание, дорогие братья и сестры, что дар Духа Святого хотя и проявляет себя через личностное общение, ибо и сошедшие с неба огненные языки почили лично на каждом из учеников Христовых, – но дар этот преподносится не отдельным людям, а в целом Церкви как собранию. Апостолы были собраны вместе – и именно на их собрание, как на единство верных, единство последователей Евангелия и свидетелей его, восходит Дух Святой. Это значит, что для полноты действия Святого Духа человек должен быть в Церкви, то есть через веру, через рождение от воды и Духа, через таинство крещения войти в единство собрания верных и оставаться в нём.  Поэтому глубоко ошибаются все те, кто считают, что достаточно какого-то личного, индивидуального мистического опыта, а принадлежность к Церкви не нужна. Кто отвергает Церковь – тот отвергает и ее основателя Бога, и её Главу, Христа и Духа Святого, Который действует в ней.

Праздник наш называется днем Святой Троицы потому, что через событие Пятидесятницы произошло совершение откровения Бога именно как Троицы – единственного в природе Бога, но Троичного в Лицах, Отца, Сына и Святого Духа. Вера в Святую Троицу определяет самую сущность христианства, отличая его от всех религий и других учений. Ибо этой верой отрицается языческое поклонение множеству божков и атеистическое поклонение человеку самому себе, но вместе с тем сохраняется явленное истинным Богом откровение, что Он – Единственный в Трех Лицах, Трех Ипостасях, Отец, Сын и Дух Святой.

Итак, дорогие братья и сестры, сердечно поздравляя всех с этим праздником, с величественным событием восхождения Духа Святого на Церковь, на собрание учеников Христовых и через них – на всех нас, желаю каждому наполняться Святым Духом, умножать в себе Его дары, приносить богатые плоды. Благодать Господа нашего Иисуса Христа, и любовь Бога и Отца, и причастие Святого Духа да будут, со всеми нами во веки! Аминь!

Об этом сообщает информационный ресурс Духовный фронт Украины.

Лента

Митрополит Сергей освятил пасхальные куличи для украинских воинов и посетил их на передовой

В Великую пятницу, 3 мая 2024 года, Митрополит Донецкий и Мариупольский Сергей освятил вместе с епархиальным духовенством большое количество...

Актуально