Среда, 1 мая, 2024

В сетях гражданской религии: что сказал Путин в интервью Такеру Карлсону

Must Read

Путин пытается оправдать не церковность россиян, не спешащих ходить в церковь даже на большие праздники, и его собственную не церковность, которая в его воображении тождественна с экзальтированным биением головы об пол.

Религия в Украине. Татьяна Деркач.

8 февраля Президент России Владимир Путин дал обширное интервью бывшему журналисту американской телекомпании Fox News. В нём он, в частности, уделил внимание религиозным вопросам, хорошо освещающим его собственное религиозное мировоззрение. Судя по комментариям в лояльной православной российской блогосфере, многим интервью очень не понравилось и в адрес Путина начала звучать раздраженная критика. Действительно, Президент РФ наговорил многие вещи, которые даже с большой натяжкой не вписываются в классическую христианскую концепцию.

“Человеко-ориентированное” безбожие

Путин давно и последовательно выражал свое кредо безрелигиозной «человекоцентричности», то есть фактически безбожнического культа на базе государства. Так, в 2000 году во время визита в США на вопрос журналиста CNN, верит ли он Богу, Путин ответил: «Я верю в людей. Верю в благие намерения. Верю, что все мы явились в этот мир делать добро, делать все вместе, нас ждёт успех».

В 2002 году в интервью Wall Street Journal на вопрос корреспондентки, является ли он религиозным человеком, прозвучал такой ответ: «у каждого человека должно быть какое-то моральное, душевное основание. При этом не имеет значения, к какой конфессии он принадлежит. Все конфессии придуманы людьми. А если Бог есть, то он должен быть в сердце человека». Для него ещё тогда смысл религии заключался в её способности заменить коммунистическую государственную идеологию: «для такой страны, как Россия, философия религии очень важна… ничто не может в душе человека заменить общечеловеческие ценности так эффективно, как это может сделать религия».

Собственно, это манифест гражданской религии, в которой единение происходит не вокруг Бога. По замыслу Путина, украинский филиал РПЦ должен также приобщиться к этому культу, став местным провайдером гражданской религии с одним общим знаменателем – Российским государством.

Не изменил Президент РФ себе и сейчас.

«О религии вообще, она, знаете, ведь не во внешних проявлениях, не в том, чтобы ходить каждый день в церковь или бить головой в пол. Она в сердце. И у нас культура человекоориентированная».

Этот пассаж имеет несколько подтекстов. Во-первых, Путин пытается оправдать не церковность россиян, которые не спешат ходить в церковь даже на большие праздники – зачем народу-богоносцу лишние хлопоты?

Во-вторых, как он сам думает, это оправдывает его собственную и очень заметную не церковность, которая в его воображении тождественна с экзальтированным биением головы о пол.

В-третьих, этот «православный верующий воцерковленный человек» (по версии Патриарха Кирилла) опровергает один из самых главных миссионерских тезисов, что вне церкви и её таинств нет спасения. Тем самым у церковного института России не остаётся аргументов против очень распространенного мнения, что Бог в душе, а не в церкви, и для общения с Ним не нужны посредники. Тезис о «человекоориентированной культуре» прямо противоречит евангельской концепции разделения человеческой жизни на плотскую и духовную, и намекает, что спасаться можно и вне церкви. Практикующие православные, все же как-то ознакомленные с Евангелием и заповедями Христа, могут вспомнить, что в первую очередь нужно подчиняться Богу, а не человеку. Индивидуальная же вера даёт человеку свободу действий, в которой часто не остаётся места духовным практикам, а система ценностей может быть гибкой и конъюнктурной.

Одновременно Путин совершенно не верит в действие Бога или сверхъестественных сил и в мире: «Я думаю о том, что мировое сообщество развивается по своим внутренним законам, и они есть».

Характерно, что на вопрос Карлсона, как это чувствовать себя в роли лидера христианского Государства, Путин так и не смог ответить определенно. Это может означать, что этому человеку, по большому счёту, все равно каким государством управлять – чтобы там была железобетонная господствующая идеология.

Убивать легко, если был госпереворот

По замечанию Такера, что «христианство – ненасильственная религия» и вопрос «как лидер может быть христианином, если приходится убивать кого-нибудь другого?» Путин отвечает: «Очень легко, если речь идёт о защите себя и своей семьи, своей Родины. Мы ни на кого не нападаем. С чего начались события в Украине? С госпереворота и с начала боевых действий на Донбассе – вот из чего. И мы защищаем своих людей, себя, свою Родину и наше будущее».

Более лицемерного и отвратительного ответа было ожидать: красные линии заповедей Господних этот человек передвигает где угодно и в любых направлениях. Но, как известно, угрызения совести – не самый сильный конёк Путина.

«Русская душа» по понятиям

«Достоевский, очень известный на Западе как гений русской культуры, русской литературы, много об этом говорил – о русской душе. Всё-таки западное общество более прагматичное. Русский человек думает больше о вечном, думает больше о нравственных ценностях».

Действительно, упоминавшийся Путиным Федор Достоевский сформулировал концепцию русской души и русского человека, которые не поддаются не только рациональному анализу, но и моральной оценке. Стихийная иррациональная религиозность «русского человека» естественно сочетается с отсутствием нравственной рефлексии: «Русский человек» очень набожен. Он прежде, чем тебя топором зарубить – обязательно перекрестится» (цитата авторства Владимира Буковского, приписываемая Достоевскому). Путин, чьё правление привело к огромной антропологической катастрофе, не считает это проблемой. Нравственностью народа-богоносца можно управлять в ручном режиме – по понятиям.

Лучшая защита – нападение

Остаётся вопрос: зачем Путин так цинично обесценивает церковь с её таинствами как сообщество верующих и во главу угла ставит индивидуальную веру, которую каждый человек может проявлять, как ему удобно? Ведь это нелогично – именно на религиозной общности под омофором одной доминирующей церкви, по русским апокрифам, основывается единство украинцев и россиян. Если храмовая церковность для Путина неважна, то непонятно, зачем защищать УПЦ, у которой отбирают храмы. Украинское государство же никому не препятствует иметь Бога в душе – так зачем так болезненно реагировать на смену владельцев религиозных сооружений, где людей заставляют «биться головой об пол»? На самом деле, для Путина храмы не представляют ценности, он не понимает смысла регулярной литургической жизни. Его стояние в православном храме со свечой на праздники – лишь лицемерие, к которому он прибегает с очень прагматичным расчётом.

Путин последовательно оправдывает собственную не церковность, одновременно давая понять РПЦ, что её аскетические требования к верующим и ритуалы с поклонами и коленопреклоненными молитвами – совершенно ненужное для «русского человека» бремя.

Вообще, от подобных пассажей остаётся впечатление, что Путин определенным образом обижен на церковь. Недаром российские церковные конспирологи шепотом обсуждают прошлогодние слухи, что якобы Путин совершил вояж по старцам за благословением на выборы, но в одном случае получил отпор от старца Троице-Сергиевой лавры, увидевшего «беды, огонь и страдания». В принципе, чтобы это увидеть, не нужно быть прозорливым старцем. Но негативные пророчества сопровождают Путина все его каденции – вспомнить только Иоанна Крестьянкина, который после разговора с президентом высказался так: «дай Бог нашему теленку волка съесть».

Русскую церковь разделить не удастся

Как ни странно, но непосредственно украинскому церковному вопросу Путин посвятил не так много слов – и только в конце двухчасового интервью: почему украинская власть растягивает Русскую православную церковь? Потому что она объединяет не территорию, а душу и никому не удастся её разделить».

Два предложения – и несколько четких сигналов. Во-первых, он задает точку в вопросе канонического подчинения УПЦ: это Русская православная церковь. Во-вторых, вся вина за «гонку» возложена на украинские власти. В-третьих, это снова отсылка к гражданской религии, в которой при посредничестве церкви должны быть объединены все православные украинцы. Наконец, в четвертых, это прямая угроза, что тем или иным способом юрисдикция РПЦ над Украиной будет сохранена. Кратко и ясно.

***

Следовательно, это интервью даёт представление о религиозности Путина, которая колеблется между фатализмом, агностицизмом и теомонизмом. Но христианством в любом изводе там и не пахнет. Теомонизм Путина проявляется не в классической форме, где высшей ценностью является Бог как общий для всех религий предмет веры. Путин исповедует гражданскую религию, в которой объектом веры и единения являются этакие общие ценности, имманентным носителем которых монопольно выступает государство – олицетворение Бога. У внешнего наблюдателя нет сомнений, что Путин сумел втянуть в эту секту все «традиционные» религиозные организации своей страны и не теряет надежды подтянуть в это безумие и Украину.

По большому счёту, можно поблагодарить господина Такера за это интервью и его терпение к собеседнику. И не в последнюю очередь за его мимическую реакцию на Путинский бред.

Об этом сообщает информационный ресурс Духовный фронт Украины.

Лента

В Донецкой области ущерб аграриев от полномасштабной войны превысил 5 миллиардов гривен

Зафиксированы убытки аграрных предприятий Донбасса от вражеской агрессии с начала полномасштабного вторжения России в Украину достигают более 5 млрд....

Актуально