Среда, 22 мая, 2024

Епископ Команский Михаил о преодолении церковных конфликтов: «Готовых решений не существует»

Must Read

В рамках поиска понимания издания “Диалог.тут” поинтересовалось мнением Экзарха Вселенского патриархата в Украине, Епископа Команского Михаила (Анищенко).

— Владыка, на онлайн-встрече представителей УПЦ и ПЦУ 20 января 2023 прозвучал тезис: то, что две православные конфессии в Украине не могут между собой найти общий язык, является эхом общего мирового экклезиологического кризиса. Цитирую: «Происходит смена всемирной церковной архитектоники».

Интересное мнение – что мы не сами в этом разделении. Скажите, пожалуйста, действительно ли есть определенный кризис в религиозной жизни современного мира? Если да, то в чём она выражается?

— По-моему, относительно религиозной жизни в современном мире в целом — не только в христианстве или в частности в православии — происходят определенные изменения, идёт постепенное смещение в сторону большей атомизации религиозной среды. В то же время, можно наблюдать определенное движение к фундаментализму среди отдельных групп внутри религиозных течений. Этот фундаментализм часто внедряется их священноначалием сознательно.

Что касается Православной Церкви, я бы не говорил об экклезиологическом кризисе. Экклезиология, то есть учение о Церкви, является устойчивым. Поэтому скорее можно говорить о кризисе субъективного восприятия природы Церкви, церковной жизни и управлении ею.

Для решения сложных вопросов и недоразумений, для упорядочения внутренней жизни Церкви есть традиции и каноны, опробованные тысячелетиями. На мой взгляд, уместнее говорить о правильном восприятии и применении этих механизмов.

Готовых решений не существует абсолютно для всех случаев, однако существуют принципы, в основе которых заключается вопрос пользы Церкви и сохранения мира в церковной жизни. Следовательно, ответственность лежит на тех, кто имеет полномочия и власть действовать в интересах всей Церкви, а не реализовывать свои собственные амбиции под видом заботы о Церкви. Если все начнут действовать именно в таком векторе, мнимый кризис исчезнет сам собой.

— Вообще, почему христиане могут вот так легко прервать между собой не просто общение, а именно Евхаристическое единство? Ведь это самое ценное, что есть на земле, Господь заповедал нам быть едиными.

Сейчас нет общения между Антиохийской и Иерусалимской Церквями. Прервана связь Московского патриархата с Константинопольским. Как это воспринимать нам, простым христианам? Ведь для мирян быть отлученными от Причастия это самое страшное. Чтобы причащаться с одной Чаши, мы стараемся примириться даже с теми людьми, которые нам причинили личную боль. А здесь целые Церкви и иерархи простым решением рвут евхаристическую связь. Разве можно так?

– Евхаристия – основа Церкви. Церковь построена на Таинстве Тела и Крови Христовых. Всё в Церкви производно именно от Евхаристии. Евхаристия есть выражение одной веры. В идеале прерывание евхаристического общения уместно только при наличии разногласий в вероучении. Отлучение от Причастия — это самое страшное не просто для мирян, а для любого христианина.

Прекращение поминовения между Предстоятелями Антиохийской и Иерусалимской Поместных Церквей не содержит запрета для клириков и мирян обеих Поместных Церквей сослужить, молиться и совместно участвовать в таинствах. Евхаристическое общение есть, его никто не прерывал, нет персонального поминовения.

Однако односторонний разрыв руководством Московского Патриархата именно евхаристического общения с Патриархатом Вселенским (через предоставление автокефалии Православной Церкви Украины) и Поместными Церквами, признавшими эту автокефалию, вносит разлад в церковную жизнь и многие миряне, и священнослужители остаются растерянными перед этим фактом. Ибо в этом случае провозглашается именно запрет для клириков и мирян сослужить и совместно участвовать в таинствах. Это искаженное понимание природы Церкви, её экклезиологии.

Насколько я помню, по крайней мере, за границей, основным аргументом для убеждения верующих из Московского Патриархата уклоняться от евхаристического общения с общинами и священнослужителями Вселенского Патриархата был аргумент, базирующийся на аспектах юрисдикции («вы же принадлежите к Московскому Патриархату» русские»). Это было искреннее заблуждение, непонимание экклезиологии или сознательное манипулирование? Вопрос остаётся открытым.

Ведь православный христианин (в данном случае мирянин, потому что со священнослужителями история несколько иная) — не раб и не крепостной, привязанный к какой-то конкретной церковной юрисдикции. Переезжая на каноническую территорию другой митрополии или Поместной Церкви, он автоматически становится чадом местного иерарха и местной церковной общины, так что по факту своего крещения может свободно участвовать в таинствах и церковной жизни. Кстати, многие сознательные люди именно так и поступают. Оказываясь на территории других Поместных Церквей, они свободно и с чистой совестью вливаются в церковную жизнь общин, даже если руководство Московского Патриархата выступает против этого, учитывая свой демарш.

— Вы долго жили в Украине, приняли здесь священный сан. Видимо, знаете наши реалии и характер украинцев. Скажите, по вашему мнению, почему православные христиане — жители одной страны — не могут между собой договориться и примириться? В чём вы видите главную причину разделения православия в Украине?

— Надо принять реальность: в Украине есть Поместная Православная Церковь. Ошибки во взаимоотношениях с обеих сторон украинских юрисдикций, но они не касаются природы Церкви, а являются следствием особенностей персонального мировоззрения отдельных лиц.

Надеемся, что церковное сообщество в Украине – иерархи, духовенство и миряне – смогут перерасти собственные предубеждения друг к другу, заложниками которых они сегодня ещё остаются.

Для реализации единения, на мой взгляд, необходимо преодолеть взаимные тридцатилетние образы. Необходимо ставить во главу угла пользу Церкви и народу Божию, даже если это вредит личным интересам отдельных лиц.

Кроме того, нельзя упускать из виду и отсутствие официального церковного осуждения сознательного коллаборации отдельных представителей духовенства, которые поддерживали или сотрудничали с агрессором; поддержку действий административного центра в вопросе разрыва евхаристического общения; юрисдикционную зависимость. Это следует исправить, поскольку это будет способствовать восстановлению доверия.

— Какие нужно сделать шаги, чтобы выйти друг другу навстречу? Что делать нам, мирянам — ждать каких-то действий своих пастырей или мы можем сами что-то делать на своём уровне? Что именно?

— Надо просто сделать шаги и выйти навстречу. Отчасти ответ на это прозвучал выше.

Не надо усложнять вещи. Надо чётко определиться, к чему мы стремимся (в данном случае единства), затем определиться со способами достижения наших стремлений (здесь возможные варианты) и наконец, прилагать усилия на всех звеньях ответственности для реализации избранного плана.

Всё элементарно. Главное – захотеть и начать реализовывать, а не только декларировать.

Если же желания единства нет, тогда можно и дальше продолжать заниматься демагогией, обвинять друг друга, доказывать обществу кто лучше: это будет громко, эффектно, но бесполезно для Церкви.

Об этом сообщает информационный ресурс Духовный фронт Украины.

Лента

35 отдельная бригада морской пехоты опубликовала официальное обращение по поводу недопустимости нападок в адрес генерал-лейтенанта Юрия Содоля

Мы – 35 отдельная бригада морской пехоты, которая с первых дней полномасштабного вторжения России в Украину успешно даёт активный...

Актуально