25-летний военный капеллан, отец Василий Сметанюк из Ивано-Франковской области вместе с собратьями принимал участие в освобождении Харьковщины. Сейчас сражается на юге страны. О том, как стал военным священником, и какие вызовы одолевает ежедневно на передовой, он рассказал Общественному.
Отец Василий Сметанюк родился в селе Слобода Коломыйского района. После окончания Ивано-Франковской духовной семинарии имени священномученика Иосафата был пастырем в приходе Петра и Павла в селе Княждвир. С первых дней полномасштабного вторжения России в Украину ездил на фронт волонтером, впоследствии вступил в ряды ВСУ как капеллан 77 батальона Сил территориальной обороны ВСУ.
“В армии я получил позывной отец Симон”
– Я решил стать военным капелланом ещё в семинарии. Уже тогда я был одним из организаторов братства “Центр душ пастырства силовых структур”, где объединились те, кто решил стать капелланами.
С началом Великой войны я утвердился в решении соединить служение Богу со службой Отчизне. Как раз в то время была необходимость занять место военного священника в 77-м батальоне ТРО, на что я согласился.
В армии я получил позывной отец Симон. В Новом Завете он упоминается, как помогающий Христу нести крест на Голгофу.
Моё служение с войском – это особый вид пастырства. На войне люди ежедневно видят смерть, чувствуют опасность, страх, а потому особенно нуждаются в Божьей опеке и поддержке. Священник помогает солдатам в этом.
“Каждый капеллан ещё ищет своё место в таком сложном организме, как военное подразделение”
— Никогда не мог себе представить, что Рождество я буду праздновать в приграничной деревне Харьковской области, откуда только что выгнали российских захватчиков. Деоккупированные деревни смотрятся “непрезентабельно”. Много бед принёс на нашу землю враг, который ему волей Божией обязательно вернется. Пришлось много поездить – посещал бойцов на позициях. И каждый раз с моим приездом чувствовался подъём настроения и какая-то праздничность.
Есть такое выражение: “На войне нет атеистов”. И это – правда. В минуту особой опасности каждый обращается к Богу.
К настоящему времени роль священника в армии обозначилась ещё не в полной мере. Раньше ведь у нас не было опыта такой тяжелой войны. Поэтому каждый капеллан ищет своё место в таком сложном организме, как военное подразделение. На мой взгляд, именно сейчас формируются традиции и основы военного капелланства.
Тяжелее всего в этой миссии — гибель собратьев. Они не только мои прихожане как в мирное время. Это — собратья, с которыми живу на одних позициях, сплю в блиндажах и делю солдатскую еду.
“Как капеллан, я должен постоянно быть образцом для солдат – в жизни, на службе, в быту”
— Согласно Уставу военный капеллан не должен иметь оружия, но мне выдали автомат, учитывая опасность, связанную с нашим расположением. У меня нет помощника, хотя это предусмотрено Уставом.
Как капеллан, я должен быть образцом для собратьев – в жизни, на службе, в быту. Я не могу позволить себе ничего, что повредило бы авторитету. Кроме службы Господу, капеллан также должен быть помощником и опорой для командира.
Помимо смелости, священник должен быть мудрым, сильным духом и верой, чтобы поддерживать это также среди собратьев по оружию и кресту. Он должен быть также товарищем каждому солдату.
Когда наше подразделение ведёт бой, я молюсь. Прошу Бога, чтобы битва была нетрудна, и умоляю сохранить жизнь наших военных.
Греко-католический священник для местного населения — конечно, большая новость
— Местное население ко мне относится, я бы сказал, с любопытством. Большинство из них впервые видит военного капеллана, тем более католика. Последнее вызывает повышенную заинтересованность, потому что, нигде правды, влияние русской церкви на восточных и южных землях Украины было ощутимо. Греко-католический священник для местного населения – конечно, “большая новость”. У всех один вопрос: “Когда закончится война?” Люди справедливо полагают, что Богу это известно. Но даже нам, его слугам, неизвестно.
Однажды пришлось крестить ребенка местных жителей в деоккупированной деревне, в которой не было храма. Крестными родителями стали бойцы нашего подразделения – из местных никто не согласился. Кстати, воинов нашего подразделения крестить не приходилось — все наши бойцы из Западной Украины.
“Имею немало доказательств того, что Бог нас защищает”
— Вера в Бога на войне важна. Есть много доказательств того, что Бог нас защищает. Один из них, когда я освятил автомобиль военных. А вскоре солдаты рассказали мне, что рядом с машиной разорвался российский снаряд. Авто не повредило никаким обломком.
Ещё один случай, который произошел со мной. Возвращаясь с капелланских курсов на Волчанск ночью, в тумане, я был очень устал, и сбился с дороги. Почувствовал реальную опасность – мне показалось, что я заехал на территорию противника. Такие случаи у нас были. Это угрожало смертью или пленом.
Я обдумывал, не сжечь ли документы, оставить автомобиль, спрятаться в лесопосадке, а днём пробираться к своим.
Но, помолившись, решил двигаться в ближайшую лесопосадку. И тут попал на наш блокпост. Там стояли украинские бойцы. Они были для меня, как ангелы-спасители.
“Бог с нами, потому что наше дело – священное”
— С родными я стараюсь не затрагивать тему войны. В разговоре с женой Олей интересуюсь делами дома, чем-то посторонним. Понимаю, что им тоже тяжело.
Сейчас чаще всего сейчас повторяю фразу: “Победа будет за нами!” И искренне верю и знаю, что Бог с нами, потому что наше дело – священное!
Победу я буду праздновать, безусловно, в молитве благодарения Богу за победу и за счастливое будущее нас всех и Украины. А ещё — вспомню всех павших в этой войне украинцев.
Об этом сообщает информационный ресурс Духовный фронт Украины.