Пятница, 3 мая, 2024

Вымышленный персонаж Деда Мороза, является примером успешной Советской пропаганды, для прикрытия репрессий Сталинского режима

Must Read

Прошло более 80 лет со дня «рождения» Деда Мороза. Этот персонаж появился в СССР, его начали популяризировать в зловещем 1937 году, в разгар сталинских репрессий.

Об этом сообщает информационный ресурс Духовный фронт Украины.

Дед Мороз был введён крупнейшими пропагандистами того времени. Сценарий празднования Нового года готовили Сергей Михалков, автор сталинского гимна СССР и популярных детских книг.

А также, Лев Кассиль.

Который был, один из ведущих советских детских писателей. В его первой «методичке», которую распространили по всему Советскому Союзу, появился впервые Дед Мороз вместе с реабилитированной елкой, которая перестала называться «рождественской», а стала называться «новогодней».

В Украине, декоммунизация произошла довольно успешно, советские мифы продолжают рассеиваться, но этого персонажа она не касалась. Почему?

На этот вопрос нам ответил Сергей Рябенко, интервью с которым впервые было опубликовано на сайте Радио Свобода в 2018 году. Тогда он был сотрудником Института национальной памяти Украины, а сейчас работает в секретариате уполномоченного по защите государственного языка.

– Вопрос в том, что этот персонаж действительно впервые в Советском Союзе официально появился в 1937 году, но на самом деле был использован образ сказочного персонажа, который существовал еще задолго до Советского Союза. Просто он не был таким популярным.

Почему это произошло в 1937 году? Потому что мы помним, что в 1937 год – это период крупнейших политических репрессий в Советском Союзе, когда велась борьба, в том числе и с церковью, потому советской власти очень было необходимо каким-то образом устранить или попытаться минимизировать влияние церкви, церковных традиций, связанных с празднованием Рождества.

И поэтому вот в 1935 году появился такой тезис, который озвучил один из соратников Сталина, Павел Постышев, о том, что нужно организовывать празднование Нового года с новыми советскими традициями. И тогда появился этот Дед Мороз. То есть, основная идея, которая закладывалась тогда, и имела цель попытаться извлечь из официального сознания святого Николая, который был связан с такими рождественскими религиозными традициями.

Почему именно этот образ, этот персонаж, остался и после Советского Союза? Потому что, очевидно, что если где-то в начале, идеологически в этом персонаже, скрывалась именно суть замещения им святого Николая.  То чем дальше, тем все меньше можно было говорить о том, что этот персонаж, Дед Мороз, который нес на себе какую-то идеологическую нагрузку, и был олицетворением какой-то не такой уж советской традиции.

Поэтому после 1991 года, после распада Советского Союза, персонаж воспринимается просто как один из персонажей Нового года, один из таких сказочных героев, который просто ассоциируется с новогодней традицией.

Сейчас, когда после распада Советского Союза религиозные традиции начали постепенно возвращаться в нашу общественную жизнь, постепенно занимать какое-то место в ней, популярности уже приобретают образ святого Николая, который уже связан с несколько иной традицией, чем Дед Мороз.

Почтовая советская марка 1990 года с изображением Деда Мороза, приуроченная к Новому году, и 1991-м, после которого СССР уже прекратила свое существование.

– Действительно святой Николай уже начинает понемногу вытеснять с украинского сознания Деда Мороза. Более того украинский народ празднует и ожидают подарков от святого Николая, чем от вымышленного персонажа Михалкова, Деда Мороза. Но мой вопрос касается другого, стоит напоминать о том, в каких обстоятельствах родился этот культ Деда Мороза, и о том, как умело действовала советская пропаганда для того, чтобы таким образом очеловечить этот режим?

– Я думаю, что в любом случае уместно вспоминать, и говорить о том, каким образом советская пропаганда была сконструирована, и как она пыталась, а в некоторых случаях и достигала той цели, которая перед ней ставилась, именно для того, чтобы понять, какой механизм действия этой пропаганды, и каким образом она влияла на общественное сознание и каким образом случилось так, что в определенных случаях, эта советская пропаганда достигла таки своей цели.

Если говорить о 1937 годе, то можно конечно говорить, и о появлении Деда Мороза, о тех обстоятельствах, в которых всё это произошло, собственно для того чтобы помнить, что в 1937 году в Советском Союзе было одно из крупнейших пиков политических репрессий, а именно в этом году одно из крупнейших количеств людей, которые стали жертвами этих репрессий.

Поэтому эти процессы достаточно связанными между собой, и стали переплетенными. И я думаю, что в любом случае стоит об этом вспоминать, об этих политических репрессиях, в том числе и для того, чтобы в будущем исключить в любой способ повторения того, что произошло в 1937 году.

– Стоит ли бороться с этим образом Деда Мороза, лучше оставить это уже в той тенденции, которая сейчас активно действует в Украине, когда новое поколение выбирает традиционного для Украины не Деда Мороза, а святого Николая?

– Я думаю, что в любом случае не прерогатива какого-то государственного органа бороться с какими-то сказочными персонажами. Я думаю, что Вы абсолютно правильно сказали о том, что есть молодое поколение, которое уже достаточно является активным, мобильным, и которое пользуется не только какими-то печатными средствами массовой информации, которое подвластно «савку», а также телевизионному пропагандированию, где, также всё куплено и подвластно. А активным интернет пользователем, которые могут узнать для себя практически любую информацию, которую хотят знать, и в которой нуждается внутренний голос разумного индивидуума, здравомыслящего и расценивающего данные жизненные ситуации.

И я думаю, что благодаря молодому поколению этот процесс будет идти далее, и будет осуществляться своеобразное возвращение святого Николая на место, который должен занимать в общественном сознании, рано или поздно, а это произойдет в скором будущем. И Дед Мороз останется неким ещё одним, сказочным персонажем. Сказочных персонажей достаточно много и здесь дело такое, сказочные персонажи являются сказочными персонажами и не более того.

Газета «Енакиевский рабочий» от 1 января 1952 года, орган городского и районного комитета КП б/у, городского и районного комитетов Совета депутатов трудящихся Сталинской области (ныне Донецкая область).

Источник: Духовный фронт Украины

Лента

В ПЦУ объяснили, почему каждый день Страстной недели называют Большой

Продолжается последняя неделя перед Пасхой – Страстная неделя или Большая. Она посвящена почитанию последних дней земной жизни Спасителя: Его...

Актуально