Пятница, 3 мая, 2024

Александр Невский – символ русского православия или империализма?

Must Read

Наконец-то в Украине начало доходить, что нужно очиститься от влияний русской имперской культуры. Ибо эта культура, так или иначе, несёт на наши земли кровавый «русский мир».

Но этого упорно не хочет делать т.н. Украинская Православная Церковь МП (УПЦ МП), которую правильнее именовать Русской Православной Церковью в Украине. Она реально продолжает оставаться частью русского православия, используя русскую религиозную символику, которая часто связана с имперскими идеями. Один из ярких примеров в этом плане – фигура святого Александра Невского.

Сейчас в Украине, в том числе и в Киеве, есть немало храмов УПЦ в честь этого святого. В своё время меня поразил один из таких храмов, находящийся на поле Хотинской битвы 1621 г. Казалось, насколько уместен он в месте, где объединена армия Речи Посполитой и украинских казаков под руководством Петра Конашевича-Сагайдачного остановила продвижение турецких войск, не дав им захватить территорию Восточной и Центральной Европы? Ведь Александр Невский в своей политической деятельности имел скорее восточную (золотоордынскую) ориентацию, дистанцировавшись от Запада.

Реальный Александр Невский?

Письменные источники донесли нам не так уж много информации об этом князе, давая возможность историкам и политикам прибегать к различным интерпретациям. Что они удачно делали и делают.

Попробуем, опираясь на скупые письменные упоминания, реконструировать биографию Александра Невского.

Александр Невский в летописном своде

Источник фото: wikipedia.org

Родился он в Переславле-Залесском (на территории нынешней России). Был сыном князя Ярослава Всеволодовича, правнуком Юрия Долгорукого. Точная дата его рождения неизвестна – по крайней мере, никаких письменных источников на этот счёт нет. Хотя вероятной датой появления князя на свет считается год 1221 г. Это, кстати, дало основания нынешним российским властям помпезно отметить 800-летие со дня рождения Александра Невского в прошлом году.

Принадлежа к княжеской династии «Владимирового племени» (в России и у нас эту династию именуют Рюриковичами – хотя для такого именования, казалось, и нет достаточно оснований), этот князь активно участвовал в тогдашней политической борьбе на землях Руси, занимая престолы в Новгороде в 1236-1240, 1241-1252, 1257-1259 гг., в Пскове в 1242 г., во Владимире-Суздальском в 1252-1263 гг. Номинально считался великим киевским князем в 1249-12 63 гг. Правда, в Киеве так и не осел.

Конечно, быть “агнцем” среди тогдашних политических “волков” было непросто – особенно когда ты стремился занять высокие положения. А такие Александр Невский и занимал. Жизнь князя отличалась политическими интригами, междоусобной борьбой, в т. ч. и со своими близкими родственниками, например, родным братом Андреем. По крайней мере, назвать поведение его благочестивым сложно.

В русской историографии Александр Невский прежде всего известен как полководец, выигравший в 1240 г. битву со шведами на Неве (отсюда и якобы именование – Невский), а в 1242 г. – битву с немецкими крестоносцами на Чудском озере. Однако на самом деле имя Невский появилось у него не от названия этой битвы. Его земельные владения находились у Невы. Отсюда и такое название князя. Примечательно, что это имя носили и его потомки. Значение этих сражений, их грандиозность специально преувеличивается русскими историками. По крайней мере, письменные источники не дают оснований говорить об особом их значении. Это, скорее, были незначительные военные столкновения, которых в то время было достаточно. При этом если достоверность битвы на Чудском озере не подвергается сомнениям (упоминания о ней есть не только в нескольких русских летописных источниках, но и в немецкой стихотворной хронике), то этого не скажешь о Невской битве. Упоминание о нем фигурирует только в одном русском источнике – к тому же оно фрагментарно и вызывает определенные сомнения.

Александр Невский так и не пошел на сотрудничество с Западом, Папой Римским в противостоянии с Золотой Ордой – хотя ему это предлагали. Как это, кстати, сделал его современник – Даниил Романович, князь Галицкий. В свою очередь Александр Невский решил сделать ставку на монгол в борьбе за власть на Руси. Однако он не был заклятым противником католиков, как это иногда представляют в русской религиозной литературе. По крайней мере, князь в своих владениях допускал строительство католических храмов.

Весной 1248 г. Александр Невский направился к золотоордынскому хану Батыя, с которым у него установились хорошие отношения, а дальше — в столицу Монгольской империи Каракорум, где получил ярлык на киевский великокняжеский стол. В то время разоренный монголами Киев пришел в упадок. Поэтому бывшая столица Руси не представляла большого энтузиазма для Александра Невского. Этого чиновника больше интересовало мощное Владимиро-Суздальское княжество. Однако последнее монгольские правители отдали его младшему брату Андрею. В 1252 г. Александр Невский начал борьбу с Андреем за Владимир-Суздальский. Похоже, он опирался на хана Батыя. Многотысячное монгольское войско, т. н. «Неврюевая рать», разбила войска владимирско-суздальского князя Андрея и его брата, тверского князя Ярослава. Андрей вынужден был бежать в Швецию. А владимирско-суздальский княжеский престол занял Александр Невский. Это, а не сражение на Неве или Чудском озере, стало главным моментом в его политической биографии.

Закрепившись во Владимире-Суздальском, Александр Невский удержал за собой Новгород. Он позволил монголам провести перепись населения Владимиро-Суздальского и Новгородского княжеств и обложить их тяжелой данью. Неудивительно, что для обитателей Новгородщины этот князь стал антигероем.

Александр Невский участвовал в политической борьбе, которая велась в Монгольской империи между потомками Чингис-хана. В 1262 г. он поддержал золотоордынского хана Берке, вступившего в противостояние с другими Чингизидами, то есть потомками Чингиз-хана. Чтобы обсудить координацию своих с ним действий, князь уехал к этому хану. Возвращаясь из Золотой Орды, Александр Невский тяжело заболел и умер в Городке Волге. А перед смертью принял монашескую схиму, получив имя Алексей. Поэтому, казалось, логичнее при канонизации князя следовало бы представить его имя Алексей, а не Александр.

Даже русские историки не всегда однозначно трактуют деятельность этого чиновника. Конечно, есть такие, которые глорифицируют его антизападничество, акцентируя внимание на битвах на Неве и Чудском озере. Но есть и такие, которые отрицательно оценивают золотоордынскую ориентацию князя. Указывают на то, что именно он разрешил монголам обложить налогами население Руси, фактически подчинив Золотой Орде Новгородскую землю, так и не завоеванную монголами.

Что касается «духовных подвигов» Александра Невского, то о таких в современных ему документах речь не идёт. Принятие же схимы перед смертью – это была распространенная практика среди русских власть имущих. И в этом он был не одинок.

Канонизированный, но святой ли?

Александр Невский можно считать ярким символом российского политического православия и российской пропаганды. Его канонизировали, причислив к лику благоверных, задолго после смерти – в 1547 г. на соборе в Москве. Кстати, тогдашнее московское православие фактически считалось неканоническим, ведь московские митрополиты рукополагались без согласия Вселенского патриархата. При этом оно не имело права на автокефалию. Также следует понимать, что тогдашние московские митрополиты зависели от верховных правителей Московии. В это время здесь правил такой известный царь, как Иван Грозный. Понятно, что канонизация Александра Невского свершилась не без его указания. Зачем она нужна была ему? Александра Невского трактовали как предтечу династии столичных князей. Потому его канонизация поднимала престиж этой династии.

Конечно, канонизация Александра Невского сопровождалась творением разнообразных благочестивых легенд, подлинность которых трудно проверить. В частности, рассказывалось, что в 1380 г. пономарь в монастыре Рождества Богородицы в городе Владимире во сне увидел князя. Тогда оказалось, что мощи Александра Невского нетленны. Их положили в специально приготовленную раку. Однако, как свидетельствуют летописные источники XVI ст., 23 мая 1491 г. она сгорела. Но вскоре эти сообщения были переписаны. А их говорилось, что рака с мощами князя не сгорела, а была повреждена во время пожара. Появилась легенда об исцелении священника Афанасия, находившегося при царе Александре Грозном во время Казанского похода. Мол, он, находясь в городе Владимире, вложил свою руку в отверстие гроба Александра Невского. И потому рука исцелилась. Правда, эта легенда появилась задолго после события – её записали в Степенной книге XVIII ст. Появилось и житие князя – правда, далекое от реальности.

Судя по сообщениям, фактически первая рака (деревянная) с мощами Александра Невского была изготовлена ​​лишь в 1695 г. Через два года изготовили новую раку. 20 сентября 1723 г. ее перевезли из Владимира в Шлиссельбург, а 30 августа следующего года – в церковь Александро-Невского Свято-Троицкого монастыря в Санкт-Петербурге (сейчас Александро-Невская лавра). Все это делалось по повелению царя Петра I. В 1790 г. изготовленную из серебра в 1753 г. раку перенесли в новоосвященный Троицкий собор этой обители.

Св. Александр Невский. Фреска, 1666 год, Москва, Кремль, Архангельский собор, роспись юго-западного столба Источник фото: wikipedia.org

Процветала антирелигиозная кампания, рака Александра Невского открыли. Там обнаружили 12 небольших костей разного цвета, которые, вероятно, принадлежали разным людям. При этом имелись две одинаковые кости правой руки. Рака как ценное и дорогое произведение была передана в Эрмитаж, где находится до сегодняшнего дня. Мощи же находились в фондах музея истории религии и атеизма в Ленинграде. Лишь в 1989 г. их вернули в Троицкий собор Александро-Невской лавры.

Впоследствии часть мощей святого была передана в Успенский собор во Владимир, храм Александра Невского в уральском селе Шурала и даже в храм такого же имени в Софии (Болгария).

В 2007 г. по благословению московского патриарха Алексия II мощи князя возили по городам России и Латвии.

Превознося фигуру Александра Невского, представители Русской Православной Церкви нередко акцентируют внимание на том, что князь вроде бы был противником католиков и ревностно отстаивал православие. То есть сознательно выделяется антикатолический аспект в его деятельности.

Александр Невский в российском имперском пантеоне

Заметную роль в популяризации фигуры Александра Невского сыграл царь Петр I. В Петербурге по его повелению был основан Александро-Невский монастырь, который, как уже говорилось, стал лаврой. Учреждение такой монашеской обители в столице Российской империи имело политический символизм. Ведь Петр I воевал со шведами. А Александр Невский как раз в районе Петербурга вроде бы и разгромил шведов. Так в этом городе и нужно было поставить монастырь, ставший одним из самых больших и авторитетных монастырей России. Как уже говорилось, именно туда по повелению Петра I перенесли мощи канонизированного князя. Сам же Александр Невский числился небесным покровителем Петербурга.

В Российской империи длительное время, с 1725 по 1917 гг., даже существовала государственная награда – Орден Святого Александра Невского.

В XIX в. Россия осуществляла экспансию на Балканы. Составной её частью была и религиозно-идеологическая экспансия. При этом имя святого Александра Невского эффективно использовалось. Так, в столице Болгарии Софии в 1912 г. завершилось сооружение величественного собора Александра Невского. Это вроде бы была “благодарность” болгар за российскую помощь в борьбе с турками. Сооружение же храма производилось преимущественно русскими архитекторами. Сам же собор являлся своеобразным свидетельством русского влияния в Болгарии. Правда, в 1916 г., во время Первой мировой войны, когда Болгария оказалась в состоянии противников России, Народное собрание этой страны решило переименовать храм в честь святых Кирилла и Мефодия – на что резко отреагировал синод Русской Православной Церкви, заявив, что такое действо есть “большим грехом”. Однако переименование произошло. Но после войны, в 1924 г. собору было возвращено предварительное наименование. Сейчас это кафедральный собор Патриарха Болгарской Православной Церкви.

Храм св. Александра Невского в Софии

Источник фото: wikipedia.org

Во времена царской России сооружались храмы Александра Невского на “проблемных территориях”. Таковы, в частности, были земли Польского царства, где в 1830-1831 и 1864 гг. разразились антироссийские восстания, а местное население не принимало православие. В 1912 г. завершилось строительство величественного собора Александра Невского в Варшаве. Это было самое высокое помещение в столице Польского царства – оно достигало 70 метров. Однако в 1924-1926 гг., во времена существования независимого Польского государства, этот храм был разобран, поскольку считался (и совершенно справедливо!) символом русского правления над поляками. Собор Александра Невского был построен в 1881-1884 гг. в промышленном центре Польского царства Лодзи. Он сохранился и кафедральный собор Лодзино-Познанской епархии Польской Православной Церкви.

Читайте также: «Метки» экспансии Антизападная и экспансионистская природа русского культа Александра Невского. Побеждавший иностранных интервентов князь-воин стал привлекательным для посвящений в его честь полковых и домовых церквей. Особенно – на «западных рубежах» и, по возможности – и за ними.

Имя Александра Невского активно использовала российская пропаганда во время Первой мировой войны. Акцент, в частности, делался на том, что он сражался с немецкими рыцарями в районе Чудского озера и победил их. А раз так, то под покровительством Александра Невского русские воины победят немцев и их союзников.

Советизированный Александр Невский

Имя Александра Невского (правда, не как святого, а как князя-полководца) использовала также советская пропаганда в сталинские времена. В 1938 г. в Советском Союзе режиссером Сергеем Эйзештейном был снят художественный кинофильм “Александр Невский”, посвященный битве на Чудском озере. Можно сказать, что он стал советским житием князя. Хотя сценарий фильма был примитивный, однако искусство режиссера, отличная игра Николая Черкасова в главной роли, прекрасная музыка Сергея Прокофьева сделали его шедевром советской киноматографии.

Сцена из фильма

В то время советское руководство готовилось к войне на Западе. Поэтому антизападный пропагандистский фильм был как раз кстати. Собственно, это был фильм о грядущей войне. Есть там ряд деталей, указывающих на то. Прослеживается в этом фильме и тогдашняя советская доктрина о войне “малой кровью на чужой территории”. Представлено там представление о тевтонских рыцарях (немцах) как желающих все захватить и подчинить себе. Сам же Александр Невский выступает как “народный князь”. Он удит с простолюдинами рыбу. Всех любит, справедливо. И все его любят. Даже к немцам он относится гуманно. Говорит: “Ну что взять из этих кнехтов? Подневольные. Надо их отпустить, пусть расскажут, что мы так хороши”.

Однако в 1939 г. Гитлер и Сталин временно пошли на примирение, разделив некоторые земли Центральной и Восточной Европы. На время фильм потерял свою актуальность. И все же во время германо-советской войны 1941-1945 гг. он уже работал по полной. В 1942 г. в Советском Союзе был основан орден Александра Невского.

Советский орден Александра Невского, основанный в 1942 году

Источник фото: Wikimedia

“Имя России”

В 2008 г. состоялся телеконкурс “Имя России”, где желающие голосовали за главного русского героя. Есть информация, что побеждал Иосиф Сталин. Но такая победа делала Россию в глазах мира одиозной. Организаторы конкурса решили подыскать более приемлемую фигуру. И им оказался Александр Невский. Он действительно находился среди лидеров симпатий россиян. Его помнили ещё из школьной программы, сработал здесь и старый фильм Сергея Эйзештейна. Власть устраивал этот князь как символ «величия России» и одновременно как правитель, имевший антизападную ориентацию. По крайней мере, таким его подавала и РПЦ, и советская пропаганда.

В современной России было снято несколько фильмов об этом деятеле. Во время российско-украинской войны в 2016 г. Александр Невский был провозглашен покровителем сухопутных войск Российской Федерации. Показательно – не правда ли?

В 2021 г. 800-летие со дня рождения Александра Невского было отмечено в России на высоком уровне. В Петербурге торжества длились целую неделю. В Александро-Невской лавре освятили икону и открыли бюст князя. В городе проходили концерты, литературные и исторические вечера в честь этого юбилея, фестиваль реконструкторов “Невская битва”. Даже на улицах ездил специальный трамвай с изображением Александра Невского – правда мнимым, как и другие изображения, поскольку какого-либо прижизненного портрета этого чиновника не сохранилось.

Икона Невского

Разные юбилейные мероприятия проходили по всей стране. Едва ли не самый масштабный из них – всероссийский молодежный творческий конкурс. А в Псковской области, на берегу Чудского озера, был открыт мемориальный комплекс “Князь Александр Невский с дружиной” и музей с диорамой “Ледовое побоище”. На открытие прибыли сам президент России Владимир Путин и московский патриарх Кирилл. Празднование этого юбилея имело заметные антизападные акценты. Ведь Россия снова оказалась в противостоянии со странами НАТО. И здесь символический образ антизападника-князя был как раз кстати.

Вот и возникает вопрос, а для чего Украине антизападник и псевдосвятой Александр Невский, считающийся “именем России”? Тем более, в условиях нынешней широкомасштабной российской агрессии против нашей страны. И почему УПЦ, которое сейчас декларирует свою “самостоятельность”, продолжает пропагандировать этого Александра Невского, являющегося символом имперской России?

Источник: РИСУ / Петр Карлюк

Об этом сообщает информационный ресурс Духовный фронт Украины.

Лента

В Норвегии разоблачили сеть российских шпионов

Норвежская полицейская служба безопасности (PST) обнаружила агентов российской разведки в Западной части страны. Спецслужба считает, что Россия может готовить...

Актуально