Вторник, 18 мая, 2021

Благовещение Пресвятой Богородицы — престольный праздник одной из самых любимых и выдающихся достопримечательностей Киева — Золотых ворот

Must Read

7 апреля христиане восточного обряда отметили Благовещение Пресвятой Богородицы — большой праздник, который является третьим по значению после Пасхи и Рождества Христова. Однако для киевлян эта дата является символической ещё по одной причине. Благовещения является престольным праздником одной из самых любимых и выдающихся достопримечательностей столицы — Золотых ворот.

https://i1.wp.com/df.news/wp-content/uploads/2021/04/Zoloti_vorota_Kyiv_111-scaled.jpg?resize=1024%2C822&ssl=1

Об этом можно прочитать в публикации докторши исторических наук Надежды Никитенко на сайте Национального заповедника «София Киевская».

Профессор Надежда Никитенко, историк-культуролог, ведущий специалист-исследователь Национального заповедника «София Киевская».

https://i1.wp.com/gdb.rferl.org/A81468DC-0597-46DB-BED1-51556C84675F_w1023_r1_s.jpg?resize=696%2C391&ssl=1

Доктор исторических наук Надежда Никитенко.

Исследовательница обратила внимание, что Золотые ворота Киева, как и все храмы, имели свой престольный праздник, что почти никогда не обращали внимание. Великому празднику Благовещения Пресвятой Богородицы, открывает собой историю спасения, посвящено надвратную церковь, которая венчает памятник и является её святым престолом.

Согласно летописи «Повесть временных лет» (далее — ПВЛ) существует традиция датировать Золотые ворота 1037 годом и считать их сооружением Ярослава Мудрого. 1037 неправильно считают древнейшей упоминанием о памятнике. На самом деле древняя весть о Золотых воротх Киева находится под 1018 годом в польской хронике Анонима Галла (начало XII в.).

В ней созвучно летописи и немецкая хроника Титмара Мерзебургского (1018) рассказывается о войне за власть Ярослава Новгородского с его братом Святополком Киевским, которого поддержал тесть — польский князь Болеслав I Храбрый.

14 августа 1018 года они взяли Киев, но сами ворота не брали, потому что киевляне, которые видели в Ярославе узурпатора с Севера, открыли их победителям и Болеслав ударил мечом о Золотые ворота в знак восхищения города. От удара меч выщербился, отсюда его название – «Щербец».

Этот коронационный меч польских королей сохранялся в первой столице Польши Гнезно и стал одним из символов Польского королевства. Поэтому древнейшее известие 1018 года о Золотых ворот вполне достоверное.

Результаты современных исследований показывают, что строительство киевских укреплений с Золотыми воротами было начато и почти совершенное Владимиром Великим, дело которого завершил его сын Ярослав.

Как и Софиевский собор, укрепления с Золотыми воротами и надвратным храмом возникли в конце правления Владимира — в начале княжения Ярослава в 1011-1022 гг. Это были священные года Кириопасхы, когда, как и в день Воскресения Христа, мистически совпали с Благовещением и Пасхой, что бывает очень редко.

Если проанализировать летописная запись 1037 года, где сначала говорится о строительстве «города большого» (то есть укреплений) с Золотыми воротами и Софии, и только после этого — о надвратной церкви Благовещения, можно сделать вывод, что некоторое время главные ворота новой киевской крепости функционировали без надвратного храма.

Судя по всему, так было недолго, всего несколько лет. Недаром современник построения Золотых ворот митрополит Киевский Илларион в своем «Слове о Законе и Благодати» называет ворота не Золотыми, а Великими, поскольку позднее название (Золотые) появилось, наверное, после возведения надвратного храма с позолоченным куполом.

Если Владимир построил Золотые ворота, то Ярослав поднял на них церковь Благовещения, освященную на Кириопасху в 1022 году. В этот день Илларион сказал в церкви Благовещения перед киевской элитой своё «Слово», составленное на два текста, которые читались на Благовещение и Пасху, что тогда совпали.

Золотые ворота Киева так же, как и одноимённые главные ворота Иерусалима, Константинополя, Трира, Спалато (Сплита), воспринимались «вратами Спасения». Они представляли собой боевую башню с проездом, которую венчала надвратная церковь Благовещения.

В литературе распространено мнение, что надвратные храмы — постройки, присущие исключительно древнерусскому зодчеству. Историк архитектуры Ю.Асеев считал, что строительство надвратных церквей не было типичным для византийской архитектуры, не характерное оно и для Европы этого времени. На самом деле есть отдельные примеры того, что надвратные храмы существовали в Византии, на Афоне и в Европе. Сам тип здания, сочетающий в себе ворота и храм, вполне вероятно, заимствованный из Византии.

Согласно библейской традиции, Золотые ворота — это те, через которые в Вечный город (Иерусалим) въехал Христос, то есть они считаются Вратами Господа. Так величается Богородица, которой посвящено храм над Золотыми воротами Киева. Через них, то есть через «Богородицу», входили в город. Когда солнечные лучи проникали в проезд, люди верили, что через Золотые ворота входит в город Христос Спаситель — Солнце Правды, что символизировало вечный триумф христианства.

От Золотых ворот до Святой Софии шел путь триумфа, который был главной на улице Киева. Триумфаторов-победителей и почетных гостей киевляне встречали у Золотых ворот крестным ходом, неся иконы и хоругви, и пели церковные гимны. Процессия направлялась в Софийский собор, где её встречал Киевский митрополит с мощами святых и церковными реликвиями. Крестные ходы завершались входом в главный митрополичий собор «яко в Горний Иерусалим».

В соборе правилась торжественная служба, освященная грандиозными мозаичными образами Христа Вседержителя и Богородицы Оранты — Нерушимая стена. Так уже во втором десятилетии XI в. родилось священное сердечко Киева как Нового Иерусалима.

Главные ворота в Киеве названы Золотыми, бесспорно, по аналогии с главными городскими воротами Царьграда. Владимир и Ярослав стремились построить не просто город, а столицу христианского государства, подобную Константинополю — Нового Иерусалима.

В древности, наследуя византийскую традицию, на воротах размещали священные изображения. Нет сомнений, что на фасаде Золотых ворот были размещены фресковое или, скорее, мозаичное изображение Богоматери. О нём упоминает летопись, рассказывая о военных действиях 1151 года.

Великий князь Изяслав Мстиславич вместе со своими союзниками — князьями Вячеславом Владимировичем и Ростиславом Мстиславичом — у Золотых ворот вели переговоры с послом Юрия Долгорукого. Во время переговоров Вячеслав, оглянувшись на святую Богородицу, которая была над Золотыми воротами, сказал: «А ей нас судить, Пречистой Владычицы, с сыном своим и Богом нашим, в сей век и в будущий». Вероятно, на Золотых воротах помещалось изображение Богоматери с Младенцем (Одигитрии).

В мае 2016 года на фасаде Золотых ворот Национальным заповедником «София Киевская», поддержанным государственной и церковной властью и широкой общественностью, установлено мозаичное панно «Богородица Никопея», и это событие получило большой резонанс в обществе.

https://i1.wp.com/cdn.segodnya.ua/img/gallery/7187/89/693567_main.jpg?resize=640%2C427&ssl=1

Установка мозаичного панно «Богородица Никопея» на Золотых воротах. Фото: Вадим Кириленко.

Автор панно — заслуженный художник Украины Л. Тоцкий, а научным консультантом выступила Доктор исторических наук Надежда Никитенко. Мария держит Младенца Христа перед собой, как щит.

Икона «Богородица Никопея» (Победоносная) считалась чудотворной, такой, что хранит народ и государственность. Следовательно, установление этой иконы на Золотых воротах Киева имеет для нас глубокое символическое значение.

За материалами Доктора исторических наук Надежды Никитенко, для информационного ресурса Духовный фронт Украины.

Лента

Епископ РПЦвУ Сильвестр, идёт на нарушение моральных норм, когда критикует Фанар — Богослов архимандрит Кирилл Говорун

Богослов архимандрит Кирилл Говорун отреагировал на критику действий Вселенского патриархата со стороны ректора КДАиС епископа РПЦвУ Сильвестра (Стойчева). Последний...

Актуально