Пятница, 3 мая, 2024

Блаженнейший Святослав к Миру: Не забывайте о нас, солидарность спасает жизнь!

Must Read

В интервью Блаженнейшего Святослава, Главы УГКЦ  для Ватиканских медиа, которое было записано на итальянском языке по случаю второй годовщины полномасштабного вторжения России в Украины говорится: О тревогах и об источнике надежды, а также о главных вызовах, стоящих перед Церковью в том, что касается сопровождения народа в перспективе лечения ран, нанесенных войной.

Разговор публикует Vaticannews.

«Мы просим у Господа мира для нашего народа, мы молимся, чтобы эта война как можно скорее закончилась, мы просим, чтобы Господь защитил нас от страданий, от смерти. Но важно осознавать, что Господь готов дать, нам то, что мы просим. И это даёт нам надежду».

Так Блаженнейший Святослав, Глава Украинской Греко-Католической Церкви, в разговоре с Ватиканскими медиа описывает просьбы, ежедневно возносящиеся к небу из уст людей, уже два года страдающих от полномасштабной войны.

Ваше Блаженство, уже два года многие люди в Украине почти каждый день просыпаются от звуков сирен и взрывов. Остальные с тревогой читают новости. Мнения многих относятся к своим близким, которые находятся на фронте или в очень опасных местах. Куда плывут ваши мысли, когда вы просыпаетесь, и о чем ваши первые молитвы?

Первой утренней молитвой, с которой я просыпаюсь, есть благодарная молитва. Потому что действительно каждое утро, когда ты просыпаешься живым, ты уже имеешь глубокую причину благодарить Господа, благодарить за дар нового дня, дар жизни, который ты должен превратить в дар себя Богу, своей Церкви, своему народу.

В последнее время я нахожу смысл этой благодарственной молитвы в этих словах пророка Исаии: «Ещё пока ты говоришь, Я отвечу: вот, Я» (ср. Ис 58,9). Это действительно то, что меня поражает и придаёт смысл другим молитвам, потому что это слово надежды: оно говорит о том, что Господь больше готов давать, чем мы просим. Очевидно, что мы просим Господа мира для нашего народа, молимся, чтобы эта война как можно быстрее закончилась, просим, чтобы Господь защитил нас от страданий, от смерти. Но прежде, чем начинать эту молитву с нашими просьбами, важно осознавать, что Господь больше готов давать, чем мы просим. Это внушает нам надежду.

Война несёт смерть, страдание, вызывает ненависть и рождает серьезные социальные проблемы. Как Церковь пытается противостоять всему этому?

Должен сказать, что в течение этих двух лет широкомасштабного вторжения, потому что на самом деле это уже десять лет войны, наша Церковь выработала определенный вид пастырства, который я бы назвал душпастырством горения.

Потому что нам приходится сопровождать плачущих людей, людей страдающих, людей, которые оплакивают утрату членов семьи, дома, оплакивают мир, в котором они жили. Это вызов, потому что очень легко быть пастырем для счастливых людей.

Возможно, сегодня западная культура требует, так сказать, «пастырства удовольствий», «пастырства комфорта», душпастырства для людей, живущих в мире потребления.

Святейший Отец часто говорит, что эта пастырская опека означает предостерегать современного человека от культуры отвержения языков хлама, который стремится всё большего удовлетворения с наименьшей ответственностью.

Но в контексте войны мы имеем дело с совсем другим вызовом: Мы ежедневно переживаем трагедию разрушения нашей страны, наших городов, ежедневно смотрим в глаза смерти, и, к сожалению, до сих пор нет чёткой перспективы, когда это всё закончится.

Поэтому мы имеем дело с ситуацией глубокой боли нашего народа и часто чувствуем себя бессильными перед лицом всего этого. Что мы можем сделать?

Иногда предпочтение присутствует, прежде чем что-то делать: присутствовать рядом с плачущими людьми, стараясь показать, что Господь рядом с нами. Подобрать подходящие слова для матери, которая оплакивает смерть своего ребенка, найти слова, чтобы подойти к молодому человеку, потерявшему ноги и не знающему, как жить дальше, или к ребенку, который собственными глазами видел смерть своей матери. Что можно сказать этому бедному ребенку, который не знает, как справляться не только с отношениями с другими людьми, но и с самим собой?

Это пастырство горения является вызовом, но это также пастырство надежды, потому что мы видим, что христианская вера призывает нас нести надежду воскресения посреди человеческого горя. Таков контекст нашей жизни, жизни Церкви и возвещение Евангелия среди этой великой трагедии войны в Украине.

Хочу также спросить, откуда вы черпаете силу, – Вы лично, священники, – чтобы сопровождать людей в течение этого темного периода?

Должен честно признать, что это загадка. Мы не знаем. Лишь когда ты обращаешь свой взгляд на тот период войны, который уже прошел – два года, то можешь истолковать и понять, откуда черпаешь свою силу.

Возможно, это тот же опыт присутствия Бога, который имел Моисей на Синае, когда Господь сказал ему: ты не можешь видеть моего лица и оставаться живым (ср. Исх 33,20).

Мы можем распознать это вдохновляющее нас присутствие, которое заряжает нас силой, лишь смотря на спину проходящего Господа, прошедшего сквозь твою боль. Должен сказать, что есть такие моменты, когда чувствуешь подзарядку: это, конечно, молитва и таинства Церкви.

Мы можем сегодня вновь подтвердить эту известную фразу христиан первых веков: Sin dominico non possumus, то есть без совершения Евхаристии мы не можем ни жить, ни действовать. Кроме того, частые исповеди: совершается великое открытие Таинства Примирения, которое исцеляет наши духовные раны, но также и раны человеческой психики.

Ибо мы каждый день живём в непосредственной опасности смерти. Например, я не знаю, буду ли ещё жив через час: такова наша реальность. Поэтому мы должны быть всегда готовы умереть и предстать перед лицом нашего Господа. Есть ещё третий момент, касающийся нашей деятельности: конечно, после каждой бомбардировки, после каждого ракетного удара мы испытываем страх, получаем новые психологические раны, но важно трансформировать эту энергию страха в действие. Многие сообщают, что после каждого ракетного удара они замечают повышение активности. Эту энергию, которая взрывается в тебе, когда ты слышишь грохот взрывов и содрогание твоего дома, нужно трансформировать в действие солидарности, в служение: делая добро, это помогает тебе исцелиться, трансформировать свою боль в солидарность с плачущими, трансформировать свой траур в христианскую любовь . Это превращение состояния в действие, но в положительное, конструктивное действие является тем, что даёт нам надежду. Возможно, эти три реальности можно воспринимать как секрет нашей стойкости, секрет сегодняшней христианской надежды украинского народа.

Итак, украинский народ не перестаёт надеяться, хотя имеет все причины отчаяния?

Должен сказать, что мы ранены, но не в отчаянии. Как говорит апостол Павел, мы унижены, но не уничтожены (ср. 2 Кор 4,9). Каждый день мы переживаем смерть Господа нашего Иисуса Христа в нашей плоти, чтобы пережить Его воскресение.

Народ, верующий в вечную жизнь, народ, верующий в воскресшего Христа, обретает надежду. И должен сказать, что надежда – это не пустое чувство, не слепое упование на то, чего не знаешь. Нет, не в этом состоит христианская надежда. Смыслом христианской надежды является жизнь Воскресшего: Мы непременно воскреснем. Мы уже носим эту надежду в нашей сегодняшней жизни, но полностью она откроется только в будущей жизни.

Поэтому христианская надежда – это добродетель, включающая волю, твой образ мышления, твой разум и твои чувства. Итак, именно христианская надежда открывает перед нами новые перспективы. В Украине часто можно услышать латинскую фразу Contra spem spero (Без надежды надеюсь), которая стала названием стиха известной украинской поэтессы Леси Украинки: мы надеемся по-христиански вопреки просто человеческому отчаянию. Таким образом, христианский глаз может в этих условиях рассмотреть свет веры, который, возможно, неверующий человек не может воспринять.

Архиерейский синод Епископов в Украине, заседавший в начале февраля, имел как главную тему пастырство семей. Какие главные вызовы есть в этой сфере и как Церковь стараетесь отвечать на эти вызовы?

Сегодня пастырская программа нашей Церкви, которую мы согласовали на уровне Синода, может быть подведена в перспективе исцеления ран войны.

Одним из приоритетов этого пастырского внимания является душепастырская опека горюющей семьи. Важно понять, как сопровождать семью, и мы провели глубокий анализ сложившейся ситуации в жизни украинской семьи.

Прежде всего, мы поняли, что большинство украинских семей, к сожалению, переживают ситуацию вынужденной разлуки. Большая часть мужчин сегодня воюет. Это значит, что эти семьи живут без ежедневного присутствия отца.

У нас есть массовая эмиграция: по оценкам, 14 миллионов украинцев были вынуждены покинуть свои дома. Подавляющее большинство переехало внутри страны, главным образом из восточных регионов в центральную и западную части. Далее, почти 6 миллионов человек уехали из Украины. Некоторые вернулись, другие уехали дальше, в другие страны. Это означает, что эти семьи разъединены, потому что мужчины не могут уехать за пределы Украины. Подавляющее большинство, 80% украинских военных беженцев в Европе – это молодые женщины с детьми. Это великая трагедия разлуки.

Официальная статистика свидетельствует, что в 2023 году в Украине было зарегистрировано более 170 тысяч браков, что является самым низким показателем за всю историю независимости страны. В отдельные годы регистрировали по 600 тысяч новых браков.

Но есть и другая статистика, которая очень встревожила: кроме уменьшения количества браков, было также 120 тысяч разводов. Столкнувшись с этим большим вызовом, украинское государство предлагает регистрировать брак за один день, то есть люди могут подать заявку онлайн и за один день их гражданский союз будет зарегистрирован в органах государственной власти.

Это, с одной стороны, кажется, облегчает регистрацию гражданского брака, но с другой стороны, тривиализирует саму концепцию семьи. Если за один день можно зарегистрировать брак, то на следующий день можно развестись, и может случиться, что к важной вещи человек будет относиться легкомысленно, без глубокого привлечения и ответственности.

Существует также другая ситуация, заставляющая нас задуматься. До войны самыми большими вызовами были два типа семей: Неблагополучные семьи, то есть те, которые переживали кризис, были на пороге развода, и которых Церковь должна была сопровождать, чтобы укрепить эту семейную связь; и семьи мигрантов, когда мать, женщина уезжала на заработки в Италию, Грецию и другие европейские страны, а мужчина с детьми оставался дома.

Возвратить мать в семью – это действительно вызов: как реинтегрировать этих людей в украинское общество, в свою семью. Но теперь мы имеем четыре новых вызова семейного пастырства.

Во-первых, это семьи, потерявшие родственника, молодые семьи, например, молодая жена, потерявшая мужа и не знающая, как объяснить детям, когда вернется отец. Таких молодых вдов в Украине сегодня называют черными тюльпанами. Это действительно трагедия, и мы должны сопровождать эти семьи.

Другая трагедия – это трагедия семей тех, кто получил тяжелые ранения на войне. Сегодня, согласно официальной статистике, в Украине 200 тысяч человек, бывших военных и гражданских, получили тяжелые ранения. И все бремя сопровождения и оказания социальной и медицинской помощи раненым ложится на плечи семьи.

Часто эти семьи остаются покинутыми государством, которое не в состоянии оказать должную социальную помощь. Эти тяжело раненные люди, нуждающиеся в специфической медицинской помощи, иногда не имеют даже достаточно пищи.

По оценкам, среди этих 200 тысяч раненых 50 тысяч потеряли конечности, особенно молодые люди, и нуждаются в реабилитации и специальном уходе. Сопровождать этих людей означает не только лечить тело, они нуждаются в профессиональной психологической терапии, а она не работает без духовного сопровождения. А как духовно сопровождать молодую 23-летнюю женщину, потерявшую руки? Это действительно большой вызов.

Также есть семьи, которые получили сообщение о том, что кто-то из их родственников пропал без вести на фронте, и от него нет никаких известий. Официально 35 000 человек считаются пропавшими без вести.

Вы не можете себе представить, через какой ад проходят мать и отец, не имеющие известия о своём сыне, или жена, живущая без вести о своём муже!

Представьте себе 25-летнюю женщину с двумя детьми, которая говорит: «Я не знаю, как молиться, потому что не знаю, жив ли мой муж или мертв. Я вдова или нет? Как мне организовать свою жизнь?». Это становится пыткой, потому что каждое утро ребенок спрашивает: «Когда вернется мой папа?». И эта женщина не знает, что ответить, не знает, как сказать ребенку, жив ли его отец или нет.

Каждый раз, когда объявляется о новом обмене пленными, когда появляются люди, ранее считавшиеся пропавшими без вести, эти надежды оживают, но вместе с надеждой появляется боль, разочарование и глубокое страдание.

Кроме того, есть ещё одна категория – семьи военнопленных и сопровождать их – это очень сложный вызов. Должен сказать, что в каждом приходе, который я посещаю, мне представляют бесконечные списки родственников, военнопленных. Я постоянно собираю эти имена, смотрю на эти лица молодых людей и передаю их Святейшему Отцу.

Время от времени я пишу письмо с новым списком военнопленных. Я благодарен Святейшему Отцу за его усилия по освобождению военнопленных.

О некоторых мы знаем, где они находятся, о других нет. Мы молимся, чтобы однажды они были освобождены и вернулись домой.

Такова картина страданий украинской семьи сегодня, так война коснулась сердца украинского общества, то есть семьи.

Другим измерением жизни украинского общества есть дети. Мы являемся свидетелями резкого снижения рождаемости в Украине. По данным государственной статистики, в 2023 году в Украине родилось 210 тысяч детей. На 2024 год ожидается всего 180 тысяч рождений. Треть от того, что было в Украине раньше.

Официально украинское правительство заявляет, что 527 детей погибли и 1224 получили ранения разной степени тяжести. Очевидно, что самым большим преступлением против достоинства ребенка является депортация российским правительством украинских детей из оккупированных районов в Россию, разлученных со своими родителями.

Украинские власти утверждают, что идентифицировали и проверили информацию о почти 20 тысячах детей, которые были депортированы в Россию во время широкомасштабной войны.

Общее количество детей, которые, по данным российских источников, были разными путями вывезены с оккупированных территорий в Россию, составляет примерно 700 тысяч.

Украинское правительство заявляет, что на 24 января 2024 года в Украину было возвращено 388 детей, что является относительно небольшим количеством. Мы благодарны за то, что Международный суд изучает это явление и уже назвал это преступлением против человечности.

Но мы должны молиться за этих детей, потому что они являются одними из самых слабых и уязвимых. А во время войны теми, кто больше всего страдает, получающими наиболее опустошительные раны, являются самыми слабыми.

Этот феномен детей войны в Украине ещё одна гуманитарная катастрофа, на которую мы, как Церковь, должны сегодня ответить, мы должны дать голос этим детям, лишенным голоса, помочь родителям найти своих детей, а также сопровождать их.

Я встречался с некоторыми детьми, депортированными русскими, а затем через различные международные механизмы, в том числе через миссию кардинала Маттео Дзуппи, они были возвращены в свои семьи. Эти дети действительно нуждаются в особой опеке, они заслуживают большого внимания, особого пастырского сопровождения, потому что в своём юном возрасте они пережили всю возможную человеческую жестокость, которую мы, взрослые, даже не можем себе представить, а некоторые из них испытали сексуальную эксплуатацию.

Это крик боли из Украины, который весь мир должен суметь услышать и прислушаться к нему.

С каким посланием Вы хотели бы обратиться к католикам всего мира в эту вторую годовщину с начала широкомасштабного вторжения?

Сделаем всё, чтобы остановить эту бессмысленную войну! Мы должны искать все средства, чтобы сдержать агрессора, потому что война всегда несёт с собой смерть, трагедию, уничтожение человеческой личности и всего общества. Я хотел бы, чтобы наши братья и сестры в Европе и во всём мире сегодня поняли, что война в Украине – это не только «украинская» война, то есть не просто явление, которое можно запереть в границах нашей страждущей страны: это вторгающаяся реальность в Мир. Это как извергшийся на украинской территории вулкан, но его дым и лава выходят за её пределы.

Эта война рано или поздно коснётся каждого, не только солдата на фронте и его семьи, но и каждого, кто живет вблизи или далеко от границ Украины, европейского общества и мира.

Поэтому мы просим о солидарности. Не забывайте о нас, потому что если нас забудут и покинут, то это землетрясение, которое мы переживаем сегодня в Украине, всколыхнет весь Мир.

Мы надеемся, что солидарность действительно спасает жизнь, солидарность может помочь нам найти решения, которые, возможно, мы сегодня ещё не нашли.

Не забывайте об Украине, не оставляйте нас в нашем трауре и нашей боли.

Об этом сообщает информационный ресурс Духовный фронт Украины.

Лента

Митрополит Епифаний в Великий четверг: “Христос умер, чтобы через смерть разрушить смерть”

Предстоятель Православной церкви Украины Митрополит Епифаний в Великий четверг совершил Богослужение в Свято-Софийском соборе Киева, во время которого произнёс...

Актуально