Вторник, 7 мая, 2024

Богоявление – это откровение Бога, как Святой Троицы, и явление мира Бога воплощенного, Господа Иисуса Христа, – Митрополит Епифаний

Must Read

В день праздника Богоявления, Крещения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, 19 января 2023 года, Священноархимандрит Свято-Успенской Киево-Печерской Лавры Блаженнейший Митрополит Киевский и всея Украины Епифаний возглавил Божественную литургию в главном храме.

На сайте ПЦУ опубликовали сегодняшнюю проповедь Священноархимандрита Свято-Успенской Киево-Печерской Лавры Блаженнейшего Митрополита Киевского и всея Украины Епифания.

Текст Проповеди:

Дорогие братья и сестры! Слава Иисусу Христу!

Сердечно поздравляю всех вас с Богоявлением, с Крещением Господним, с Иорданом!

Сегодня мы торжественно чествуем евангельское событие, которым начинается принародное открытое служение Спасителя, начинается Его проповедь. До Крещения в Иордане Господь жил в тайне, не являл Себя миру. Но Он же послал пред собою Предтечу, пророка Иоанна, который аскетической жизнью и проповедью покаяния и возвещением приближения времени пришествия Мессии готовил народ к принятию Христа.

Итак, первое значение названия нынешнего праздника – Богоявления – состоит в том, что Сын Божий, Спаситель, Христос-Мессия являет Себя миру открыто, начинает проповедь Евангелия – благой вести о спасении. Бог являет Себя миру не через знаки и образы, не через видения, не через слова пророков, но непосредственно, потому что Он стал человеком. Так об этом говорит и Писание: «Бога никто никогда не видел; Единородный Сын, Который во чреве Отца, Он явил» (Ин. 1: 18). Также и Сам Спаситель, отвечая на просьбу апостола Филиппа показать им Отца Небесного, говорит: «Видевший Меня видел Отца» (Ин. 14: 9).

В древности только избранные святые могли видеть Бога лицом к Лицу. Например, так, по слову Писания, «говорил Господь с Моисеем лицом к лицу, словно говорил кто с другом своим» (Исх. 33: 11). Но благодаря Боговоплощению, потому что предвечный Бог Слово, Второе Лицо Пресвятой Троицы, родился от Духа Святого и Марии Девы и стал человеком, всякий человек, желающий прийти к Господу, желающий видеть Его – может по вере это сделать через Христа.

Кроме этого Богоявления, совершенного во Христе, сегодняшний праздник напоминает нам о еще одном явлении – открывшемся Иоанну Крестителю. Ибо сразу после крещения Спасителя Иоанн увидел в раскрытых небесах «Духа Божия, восходящего, как голубь, и спускавшегося на [Иисуса]. И вот голос раздается с неба, говорящий: это Сын Мой возлюбленный, в Нем благоволение Мое» (Мф. 3: 16 – 17).

В ветхозаветное время проповедь о Боге, Едином в Троице, была прикровенной, таинственной, возвещенной в знаках и образах только избранным. Ибо пока человечество находилось во тьме поклонения идолам и почитания многих ложных богов, не могло оно вместить истину о Троичности истинного Бога. Но теперь это откровение возвещается людям, Бог являет Себя на Иордане именно как Троицу: воплощенный Сын приходит и крестится, Дух Святой в виде голубя восходит на Него с небес, а Отец возвещает Свою волю по отношению ко Христу, свидетельствуя о Его истинном сыновстве.

Поэтому Богоявление, которое мы сегодня чтим, имеет два аспекта – это откровение Бога, как Святой Троицы, и явление мира Бога воплощенного, Господа Иисуса Христа, Который с этого момента начинает свое служение, открытое для всех и во все времена.

Иорданом мы называем этот праздник потому, что крещение Спасителя произошло на реке Иордан. Это также имеет многогранное духовное и символическое значение.

Когда Господь вывел народ Свой из рабства в Египте и привел в обещанную землю, то вхождение это, переход от прошедшего рабства к земле, которая определена была стать домом для народа Израиля, они произошли через Иордан чудесным образом. Об этом рассказывает книга Иисуса Навина в 3 главе так: «Народ переходил напротив Иерихона; священники же, несшие ковчег завета Господня, стояли на суше посреди Иордана твердой ногой. Все [сыновья] Израилевы переходили по суше, пока весь народ не перешел через Иордан» (Нав. 3: 17).

Поэтому именно Иордан избирает Господь, чтобы засвидетельствовать не просто переход к земле обещанной, но открыть всякому верующему приближающееся вход к Царству Небесному. Вход этот происходит через веру, покаяние и второе рождение – от воды и Духа, то есть через таинство крещения.

Иоанн Предтеча совершал в Иордане крещение ветхозаветное, обряд, подтверждающий покаяние и очищение от скверны. Однако крещение Иоанна не было таинством, ибо новозаветное крещение было утверждено Спасителем только после Его воскресения, прославления и восхождения Святого Духа на апостолов. Поэтому крещение Спасителя, которое мы сейчас вспоминаем и прославляем, носит уникальный, неповторимый характер, хотя и носит название такое же, как и ветхозаветный обряд, и новозаветное таинство.

Оба они связаны с очищением от грехов через покаяние и погружение в воду. Однако Христос есть Сын Божий безгрешный, потому, как слышим ныне в Евангелии, Иоанн удивляется, почему Иисус хочет креститься. Но Господь говорит ему: «Обложи ныне, ибо так должно нам исполнить всякую правду» (Мф. 3: 15).

Итак, в крещении на Иордане не Христос принимает освящение от воды – ибо как творение может освятить Творца? Как вода может освятить Сотворившего ее? – но Сын Божий Сам освящает воду как физическую, материальную основу жизни. Ибо вода наполняет всякое живое существо, и для обновления всего творения Бог благословляет воду, освящая Своим таинственным восхождением.

В память об этом событии и мы совершаем по случаю Крещения Господня чин великого освящения воды, призывая на все воды благословения Иорданова и благодать Святого Духа. Чтобы через видимое употребление этой воды, великой святыни, как называет ее традиция Церкви, через ее питие и окропление ею, человек и материальный мир по вере получали освящение от Бога.

Вот такой многогранный нынешний праздник. Оно не только напоминает о давнем событии, но и лично для каждого из нас обновляет свидетельство о явлении Бога в мир. Обновляет через проповедь и через материальное напоминание, как велика агиасма – богоявленская святая вода. Однако все это будет для нас хорошими плодами только при условии нашего личного покаяния и обновления. Ибо именно с проповедью покаяния, с призывом к перемене, к отречению от грехов и зла, связано было служение Иоанна Крестителя и с этого призыва: «Покайтесь!» – начинает Свою проповедь Христос Господь.

Мы видим, как много зла есть в окружающем мире, как много горя и страданий оно приносит. Но для того, чтобы успешно бороться с внешним злом, нужно также искоренять его в самих себе, а это как раз достигается через покаяние. Поэтому желаю всем нам, дорогие братья и сестры, с помощью Божией добиваться успеха в деле борьбы со злом. И да благодать Божия, сила Духа Святого действуют в нас, помогая нам, очищая и освящая!

Дорогие братья и сестры!

Сегодня мы вторично совершаем Божественную литургию в этом соборном храме Печерской Лавры. Во времена великого горя и страданий, которые принесла в наш общий дом война, развязанная проповедниками идеологии «русского мира», мы видим в этих служениях знак духовного утехи, Божьего благоволения и вдохновения на дальнейший труд по обновлению этой святыни. Молимся, дорогие братья и сестры, за нашу Печерскую Лавру и за ее обновление. Пусть Господь, по покровительству Пречистой Своей Матери, молитвами отцов наших Антония и Феодосия и всех угодников Печерских благословит успехом наш труд!

Дорогие братья и сестры!

На днях среди моря страданий, которые Россия принесла с войной в наш родной дом, две трагедии особенно тронули человеческие сердца. Террористическое нападение Москвы на город Днепр – город, который с гордостью носит имя нашей благословенной реки, второго Иордана и крестильной купели Украины-Русы – это нападение унесло жизни многих невинных, детей и взрослых. Также жертвами авиационной катастрофы в Броварах стали взрослые и дети. За жертв этих трагедий, за тех, чья жизнь трагически оборвалась из-за беззаконной войны, навязанной нам Россией, сегодня мы преподнесем свои заупокойные молитвы, хотя обычно это не присуще праздничному служению. Пусть Господь примет души погибших в Царстве Своем и упокоит со святыми! Пусть в Своих Небесных Домах примет Бог души всех воинов, положивших свою жизнь в борьбе за Украину, за правду и свободу, и всех мирных жителей, от нашествия чужестранцев в этой войне погибших! Вечная им память!

Аминь.

Об этом сообщает информационный ресурс Духовный фронт Украины.

Лента

Враг сбросил более 260 оскольчатых боеприпасов на южные области. ФОТО

Продолжая террор мирного населения прифронтовых территорий Днепропетровской, Запорожской, Херсонской, Николаевской областей, враг применил 303 FPV-дроны, 18 ударных БпЛА типа...

Актуально