Пятница, 3 мая, 2024

ДЭСС: на деоккупированных территориях, мы должны говорить о духовной деколонизации

Must Read

10 июня в Укринформе состоялась открытая дискуссия по теме: «Религиозные организации во время войны: примеры сплоченности и риски для устойчивости» с участием уполномоченных представителей Киевского областного Совета Церквей и религиозных организаций.

Об этом сообщает сайт Государственной службы по этнополитике и свободе совести.

Обсуждался вопрос о декоммунизации украинских церквей и духовной деколонизации украинского пространства. Участники дискуссии выразили необходимость координации совместных действий между государственными органами, религиозными организациями и общественным сектором для достижения духовной деоккупации временно оккупированных территорий и духовной деколонизации украинского религиозного пространства.

Украинские церкви и религиозные организации играют особую роль во время войны. Они вышли на передовую, и оказывают помощь тем, кто в ней больше всего нуждается. Среди волонтеров, ныне пользующихся наибольшим доверием и уважением в обществе – представители христианских, мусульманских, иудейских общин, которые сотрудничают не только в пределах своих общин, но и строят тесные человеческие и межконфессиональные связи.

«Жизнедеятельность религиозной общины имеет свои видимые и невидимые формы. Если мы говорим о негативном влиянии на видимые формы, то можем констатировать, что около 400 культовых сооружений были разрушены, около 100 из которых не подлежат восстановлению. В то же время мы не можем не говорить о пытках и преследованиях священников, совершаемых на оккупированных территориях. Также мы говорим о наглой религиозной аннексии епархий на временно оккупированных территориях. Относительно невидимых форм, при вынужденном перемещении граждан Украины, мы говорим о прерывании устоявшихся традиций, необходимых для деятельности религиозного объединения», — отметил Виктор Войналович, первый заместитель председателя Государственной службы Украины по этнополитике и свободе совести.

Чрезвычайные условия военного положения обусловили кардинальные изменения в содержании и формах деятельности религиозных организаций. Церковь не только в очередной раз стала опорой для верующих, сформировала правильные смыслы для общества, но превратилась в масштабный гуманитарный хаб, нарабатывала новые формы духовной опеки.

Заместитель председателя Киевской областной военной администрации Жанна Осипенко отметила, что в Киевской области зарегистрированы уставы 1958 религиозных организаций, входящих в состав 39 религиозных управлений и центров. Также при КОДА есть Областной совет церквей и религиозных организаций, в который входит 19 структур.

“С первых дней полномасштабного вторжения религиозные организации работали совместно с государственными органами и решали гуманитарные вопросы, предоставляли волонтёрскую и капелланскую приюты, обеспечивали питание для переселенцев”, – подчеркнула она.

Митрополит Переяславский и Вишневский Православной церкви Украины Александр (Драбинко) рассказал, что на Киевщине возобновляется религиозная жизнь — многие верующие приходят на исповеди, в целом храмы наполнены людьми. Также духовность украинцев проявляется во время похорон военных, когда люди, несмотря на принадлежность к конфессии, становятся перед ними на колени и молятся. В то же время развитие религиозной жизни Митрополит видит в формировании слоя капелланов, а также в деятельности украинских священников за границей, выполняющих гуманитарные миссии, в частности, крещащих вынужденных переселенцев.

Также во время встречи участники конференции обсудили вопросы декоммунизации украинских церквей. Виктор Войналович подчеркнул, что сейчас встал вопрос и о духовной деколонизации украинского пространства.

«Наряду с тем, что мы должны сегодня говорить о перспективах деоккупированных территорий и о задачах на временно оккупированных территориях, мы также должны заниматься религиозным вопросом в более широком формате — говорить о духовной деколонизации украинского пространства в целом. Влияние российских православных идеологий имели место практически на всех территориях Украины, поэтому общими усилиями мы должны освобождаться от них», – сказал он.

Митрополит Александр в свою очередь отметил, что присоединение и декоммунизация православной церкви Московского Патриархата является одной из важнейших задач на Киевщине.

«Имея жесткую вертикаль власти, Московский Патриархат удерживает духовенство от следования по желанию верующих. Поскольку большинство общин, которые выражают своё желание присоединиться к поместной православной церкви, сдерживаются священниками МП или священники отказываются следить за своими верующими, создается определенный дискомфорт и в администрациях, и вообще в наших епархиях, которые есть на территории области. Люди привыкли к священнику. Он своим поведением занимает деструктивную позицию», – подчеркнул он.

По словам ректора открытого православного университета Святой Софии-Премудрости, отца Георгия Коваленко, переходящие в ПЦУ религиозные общины сталкиваются с тем, что интерьер церквей покидает российские имперские символы. Именно поэтому процесс декоммунизации, по его мнению, должен касаться и внутреннего облика церквей и названий храмов.

Участники публичного обсуждения актуализировали потребность в координации совместных действий органов государственной власти, религиозных организаций, общественного сектора в решении неотложных задач духовной деоккупации временно оккупированных территорий и духовной деколонизации украинского религиозного пространства.

Об этом сообщает информационный ресурс Духовный фронт Украины.

Лента

В ПЦУ объяснили, почему каждый день Страстной недели называют Большой

Продолжается последняя неделя перед Пасхой – Страстная неделя или Большая. Она посвящена почитанию последних дней земной жизни Спасителя: Его...

Актуально