Пятница, 3 мая, 2024

Диалог о единстве Церквей: будущие священники УГКЦ посетили Экзарха Вселенского Патриархата

Must Read

В среду, 6 марта 2024 года, братья IV и V курсов Киевской Трехсвятительской духовной семинарии УГКЦ посетили экзарха Вселенского Патриарха в Украине – Владыку Михаила (Анищенко), Епископа Команского.

Об этом сообщает пресс-служба КТДС.

Событие состоялось в рамках курса религиоведения, который преподаёт Людмила Филиппович: Украинский философ, религиовед, доктор философских наук, профессор, заведующий Отделом философии и истории религии Института философии имени Г. С. Сковороды Национальной Академии наук Украины, Украинской ассоциации религиоведов, исполнитель Центра религиозной информации и свободы Украинской ассоциации религиоведов.

Во время встречи в помещениях Андреевского комплекса Владыка поделился с нами своей жизненной историей о крещении в 18 лет, обучении в Волынской духовной семинарии, а также дальнейшем продолжении студий в Афинах, Женеве и Фрайбурге. Рассказ касался и момента его иерейских рукоположений, полученных в 1997 и епископской хиротонии, в 2020. Сейчас Владыка пользуется 6 языками.

Во время автобиографического рассказа Экзарх Вселенского Патриарха одобрительно отметил уровень образования греко-католических священников и епископов, отметив: «Мне приятно встречаться и общаться с ними по всему миру». По мнению Епископа, успех Церкви можно оценить, тогда когда мы смотрим, насколько она является ориентиром для общества, на который она оказывает влияние на людей, даже если человек находится вне Церкви, но встречаясь с духовной личностью, становится лучше.

После рассказа Владыка предложил продолжить нашу встречу в формате вопрос-ответ. Некоторые вопросы, звучавшие Экзархом Вселенского Константинопольского Патриарха и его ответы, представлены ниже:

Бр. Фаддей Улишак (V курс): Что сказал Блаженнейший Святослав Шевчук в интервью западным медиа?

УПЦ МП не может пропагандировать московские мнения и взгляды в Украине, но, однако Государство или другие общественные структуры не могут вмешиваться в имущественные или другие дела любой Церкви: ни храмы, ни другие преждевременные блага. Каково отношение Вселенского Патриархата к этому?

 «У меня нет официальной позиции, но вот моё мнение: Бывают разные случаи и в Украине и во всём мире, то, что решается по делам имущественным, должно решаться государственной властью в рамках местного действующего законодательства, это вопрос не к Константинопольской Патриархии, но в первую очередь к поместному православию, к взаимодействующим юрисдикциям» — говорит Владыка.

Бр. Иоанн Будник (V курс): Владыка, у меня есть вопросы относительно путей взаимопонимания между православными церквями. Мы видим, что взаимопонимания нет, но как можно его достичь?

«Православная Церковь пользуется определенным духовным горизонтом. Например, есть канон, но его можно объяснить по-разному, ссылаясь на ту или иную точку решения. В то же время важно подчеркнуть, что Церковь не живёт одним годом, поскольку живёт тысячелетиями. Поэтому принятие решения очень ответственно. Также важно понимать, что есть человеческий фактор. Насколько быстро может реагировать православная Церковь, это трудный вопрос. Скорее это вопрос для следующих поколений, найти методы ответа на определенные аспекты межправославных отношений, или даже Церкви и общества. Мы должны мыслить не только в вопросах сегодняшнего времени, обусловленного экономическими или политическими факторами, потому что нам нужно наблюдать и смотреть, как реагировать на это на пользу в глобальном временном пространстве» – делится архиерей.

Бр. Владисалав Клюцук (IV курс): Если речь идёт о связях, этот год стал важен для нашей страны, поскольку как УГКЦ, так и ПЦУ перешли на новый календарь. Следующий год будет юбилейным, поскольку будет 1700 лет от первого Никейского собора. Планируется встреча между Западной и Восточной Церквями. В этом контексте говорим об экуменизме и о единстве, которое сейчас выглядит очень маловероятной перспективой. Однако могут быть сделаны шаги навстречу между Церквами.

Как Вы считаете, мог ли быть такой шаг в налаживании вопроса о праздновании праздников согласно одному единому календарю, как для Восточной, так и Западной Церкви?

Это предполагает, что одна из сторон должна уступить особенно вопросу празднования Пасхалии. Как вы думаете, насколько это возможно, и кто должен сделать шаг на встречу, чтобы мы праздновали вместе?

 «Для этого, прежде всего, нужно готовить Церковное сообщество, поскольку есть потребность понимания и мирян и священнослужителей, поэтому есть потребность в просветительской деятельности по экуменизму. Ремарка: Об экуменизме мне вспомнили замечания моего профессора из Фюрбургского университета, он говорил «Эта идея возникла в протестантском пространстве, для единения в социальной деятельности между церквями, но со временем этот термин стали употреблять в значении поисков путей единства и возобновления евхаристического общения».

«Что касается календаря, то следует отметить, что суть есть Пасхи в праздновании, а не в дате. Следовательно, календарь, это лишь орудие. Его функция утилитарна. Хотя, празднование величайшего христианского праздника – Воскресение Христова вместе, – может стать ещё одним шагом на пути поиска возможностей для восстановления единства» – поделился своими размышлениями Владыка Михаил.

Бр. Виталий Олейник (IV курс): Когда речь идёт о единении, когда Томос готовился, я помню, что были определенные противоречия. РПЦ всяческими методами противостояла решению предоставления Томосу Православной Церкви в Украине. Многие православные Церкви смотрели на реакцию РПЦ и соответственно строили своё решение. Тем самым РПЦ сеяла и сеет раздор в семье Православных Патриархатов мира. Есть ли какой-то диалог у Вселенского Патриархата по РПЦ? Какова позиция Патриарха Константинопольского в отношении таких противоречий со стороны РПЦ? Вы ведете, как представитель Вселенского Патриарха Варфоломея диалог с УПЦ МП?

«Есть одна Вселенская Церковь, в которой есть отдельные административные аппараты в разных странах. Многие Церкви по-разному могут жить и действовать во внутренней жизни, и через действия отдельных руководителей этих поместных Церквей есть угроза начать воспринимать Церковь как конфедерацию отдельных общин, а действия отдельных иерархов-администраторов с позицией всей Поместной Церкви. Вселенский Патриархат рассматривает все юрисдикции как одну единую Вселенскую Церковь, поэтому Патриарх не прекращает поминовение Патриарха Кирилла (РПЦ) в Литургии, он есть в диптихе. Никто не разрывает евхаристическое общение. Прервать его можно только тогда, когда выходят из Церкви вообще или когда рождается ложь, которая подаётся как учение Церкви. Я общаюсь с иерархами и Московского Патриархата, хотелось, чтобы мнение оппонентов было донесено, более детализировано друг к другу, по волнующим их вопросам» – подытожил Экзарх.

После вопросов, братья-семинаристы помолились вместе с Владыкой литургическим произведением Ἄξιόν ἐστιν (Достойно есть) – на греческом языке. Епископ был поражен пением братьев и подарил каждому участнику встречи богослужебный апостол издания Ставропигии и икону. Затем Экзарх Константинопольского Патриархата провёл экскурсию по Андреевскому храму и показал алтарь, где совершаются Богослужения каждое воскресенье и по праздникам.

Об этом сообщает информационный ресурс Духовный фронт Украины.

Лента

В ПЦУ объяснили, почему каждый день Страстной недели называют Большой

Продолжается последняя неделя перед Пасхой – Страстная неделя или Большая. Она посвящена почитанию последних дней земной жизни Спасителя: Его...

Актуально