Среда, 15 мая, 2024

Епифаний: Если хотим, чтобы Господь был к нам милостив – мы должны признавать свои грехи

Must Read

Молитва есть способ нашего общения с Творцом, через который мы не только проявляем нашу веру, наши чувства к Богу, нашему Небесному Отцу, не только благодарим за полученные блага и просим о помощи в нуждах. В общении с Богом мы получаем духовное обновление, укрепление в добре через действие благодати Святого Духа. Поэтому молитву и пост Господь Иисус Христос определил как два главных средства, через которые человек может победить дьявола.

Об этом заявил Предстоятель Православной Церкви Украины Митрополит Епифаний в своей проповеди в воскресенье о мытаре и фарисее, сообщает пресс-служба ПЦУ.

Дорогие братья и сестры! Слава Иисусу Христу!

Вчера во время Бдения мы слышали, как впервые в этом богослужебном году после чтения из Евангелия пелись слова: «Покаяние открой мне дверь, Жизнедеятельное Христе!» А это значит, что началась наша подготовка к Великому посту – времени особого покаяния, усиленной молитвы, времени для подвига сдержанности и духовного очищения.

Заботясь о нас, своих детях, Церковь не просто призывает нас поститься, молиться, каяться, не только устанавливает для достижения успеха в этом определенные правила, проверенные духовным опытом многих поколений, но также даёт нам наставления от Слова Божия, от Священного Писания, через которые побуждает нас к добру и предостерегает от зла. Такое руководство, в частности, и притча о мытаре и фарисее, которую ныне слышим мы во время литургии.

Чему же мы должны научиться у нее?

Прежде всего, потому, что следует молиться Богу. Молитва есть способ нашего общения с Творцом, через который мы не только проявляем нашу веру, наши чувства к Богу, нашему Небесному Отцу, не только благодарим за полученные блага и просим о помощи в нуждах. В общении с Богом мы получаем духовное обновление, укрепление в добре через действие благодати Святого Духа. Поэтому молитву и пост Господь Иисус Христос определил как два главных средства, через которые человек может победить дьявола.

Чтобы лучше понять, каковы плоды молитвы, посмотрим на пример общения как такового. Каждый из нас общается с другими людьми – с родными, с близкими, с учителями и наставниками. И каждый из собственного опыта знает, что общение с любимыми людьми, с близкими и друзьями приносит в нашу душу радость, умиротворение. Делясь любовью и добрыми чувствами, мы сами ничего не теряем, но наоборот – приумножаем благо. Это происходит так же, как одна свеча на подсвечнике зажигается от другой: у той, от которой зажигается огонь, не становится меньше света и тепла, но с каждой новой зажженной свечой одно и другое только приумножаются.

Если искреннее общение с людьми приносит такие очевидные добрые плоды, то тем более большое благо приносит нам общение с Богом, каким является молитва. Во время молитвы мы не только свидетельствуем пред Господом о том, что содержится в ее словах, но открываем Творцу наше сердце, соединяемся с Ним. И как ответ на искреннюю молитву мы получаем Его любовь, Его благодать. Мы зажигаем светильник души от Света Невечернего. Мы наполняемся теплом от источника неисчерпаемого.

Такова первая установка притчи, к размышлению над которой призывает нас ныне Церковь – молитесь Богу! Ибо как воздух, пища и питие нужны для жизни нашего тела, так молитва нужна для нашей духовной жизни.

Но не всякое обращение к Богу имеет одинаковое значение и приносит одинаковые плоды. И в этом – второе руководство притчи. Спаситель показывает нам примеры двух людей, каждый из которых пришел в храм молиться, каждый из которых обращался к Богу, но молитва одного была угодна Господу, чем другого. И фарисей, и мытарь обращались к Богу. Один считался среди людей благочестивым, потому что выполнял кое-что из предписаний Божьего закона. Другой считался явным грешником. Но молитву грешника Господь выслушал, а гордость фарисея осудил. Зная это, мы должны обращаться к Богу с чувством смирения, не превознося свои достижения, даже если и делаем добро, но помня о своих грехах, нуждающихся в исправлении. Поэтому мы имеем обычай употреблять слова молитв, составленных святыми и испытанных Церковью, чтобы обращаясь к Богу, мы как плод молитвы получали лучше, а не попадали, как фарисей, в искушение.

И третье руководство из притчи, особенно полезное для нас, прежде чем мы начнём Великий пост, – это руководство не осуждать ближних. Ибо фарисей хотя и делал некоторые добрые дела, предписанные законом, но плоды этих дел погубил осуждением мытаря и других грешников, над которыми во мнении своем восхвалялся. «Бог гордым противится, а смиренным дает благодать» (1 Пет. 5:5) – так учит нас Писание. Поэтому если хотим, чтобы Господь был к нам милостив – должны осуждать и признавать свои грехи, как это делал мытарь, каясь, а не возвеличиваться над ближними, как фарисей.

Бесспорно, что ещё многое можно было бы сказать о науке, которую даёт нам услышанная в этот воскресный день евангельская притча. Но если даже эти три вещи запомним и будем их соблюдать – о необходимости молитвы к Богу, молитвы правильной, соединенной со смирением и покаянием – то и от этого будем иметь большую духовную пользу и много хороших плодов.

Дорогие братья и сестры!

Все мы слышали и знаем о тех вызовах, которые предстали перед Украиной в связи с угрозой со стороны России. Этой угрозы не следует недооценивать, и поэтому мы, как народ, должны быть готовы дать отпор противнику, если он все же решится, нарушая законы Божьи и человеческие, приумножить свои преступления, если решится от скрытой войны, которую Москва ведет против Украины уже восьмой год подряд, перейти к открытой войне. Мы должны быть готовы и не бояться, не давать страха или тем более панике завладеть сердцами.

Потому что правда – на нашей стороне, на стороне украинского народа, который борется за свой дом и свою землю, а не за чужое, борется за свободу, а не за порабощение. А там, где, правда – там Божья помощь и победа.

Но хотя мы готовы к сопротивлению агрессии и будем защищать свою землю – наша цель – не война, а мир. Мир не в оккупации и рабстве, в которых мы уже находились на протяжении веков нашей истории, но мир справедлив.

Как только мы с вами размышляли о важности молитвы. Очевидно, что такое дело, как победа над агрессором и достижение справедливого мира, также невозможно без Божьей помощи и без молитвы.

Потому как Предстоятель благословляю в праздник Сретения Господня во всех храмах нашей Поместной Церкви снова, как мы это недавно делали, преподнести усиленные молитвы за Украину, за победу правды и справедливый мир, за наших воинов. Боже Великий, Единый, нам Украину храни!

Аминь.

Об этом сообщает информационный ресурс Духовный фронт Украины.

Лента

Россия готовит физические атаки на Запад – Глава спецслужбы Британии

Россия готовит физическое нападение на страны Запада, разведки которых обеспокоены связями российских спецслужб с кибератаками и диверсиями. Об этом заявила...

Актуально