Среда, 26 июня, 2024

Если Бог долгое время не даёт нам то, чего мы просим, даже хорошего, то это значит, что Он предусматривает для нас что-то лучшее – Епифаний

Must Read

Накануне праздника Богоявления, знаменующего собой начало принародного, отрытого служения Спасителя и проповеди Ему Евангелия, мы получаем через призыв Иоанна Предтечи побуждение к нашему собственному покаянию. Чтобы мы, как люди, слышавшие проповедь Иоанна Предтечи, тоже были приготовлены для встречи с Господом, чтобы выровняли для Спасителя путь к нашему сердцу.

Об этом говорил Митрополит Киевский и всея Украины Епифаний в проповеди в тридцать первое воскресенье после Пятидесятницы перед Богоявлением.

Нынешний воскресный день готовит нас к великому празднику Богоявления – Крещению Господня. И чтение из Евангелия, которое мы теперь слышали, рассказывает нам об Иоанне Крестителе – великом пророке, которого Бог послал перед Мессией на проповедь, чтобы приготовить народ к встрече Спасителя мира. Именно поэтому Иоанн называется Предтечей, потому что он перед явлением Христа вышел на служение, призывая народ к покаянию и возвещая, что приблизилось время исполнения древних обетований Божиих.

Иоанн, как мы знаем из Евангелия, родился по особому Промыслу Божию в семье священника Захарии и праведной Елизаветы, родственницы Девы Марии Богородицы. То есть по плоти через отца он принадлежал к роду священника и был потомком первосвященника Аарона, а через мать был родственником Самого Спасителя и принадлежал к роду Давида царского.

Чтобы подчеркнуть особое служение, которое будет поручено Иоанну, Господь совершил то же, что когда-то совершил для праотца Авраама и жены его Сарры: супруги бездетные благословили уже в старости их рождением сына. В этом, кроме всего прочего, для нас есть важный урок: если Бог долгое время не даёт нам то, чего мы просим, даже доброго, как не давал детей праотцу Аврааму и священнику Захарии, то это значит, что Он предусматривает для нас Промыслом Своим что-то лучшее. Поэтому если и не получаем того, чего просим, сразу или вообще не получаем – то это следует смиренно принимать, полагаясь на волю Божью. Ибо Господь лучше нас знает, что нам действительно нужно, а что нет, и как нас лучше привести к спасению.

От юности своей Иоанн жил аскетично, довольствуясь только самой простой пищей, грубой одеждой и не имея даже дома. Ведя такой сдержанный, уединенный, аскетичный образ жизни, он готовился к исполнению своего призвания, но также подавал пример другим. Ибо уже через сам такой образ жизни, отличавший его от других людей, Иоанн проповедовал, показывая образец благочестия. Поэтому когда он вышел к народу с призывом к покаянию и стал говорить о приближении явления Мессии – многие верили ему, потому что видели, что это человек праведный, дела и слова которого не расходятся между собой.

Это, дорогие братья и сестры, и нам должно служить примером. Ибо часто мы имеем добрые мысли и желания, но не воплощаем их в жизнь. Как христиане, словами проповедуя веру в Бога, мы делаем нечто противоположное, когда дело наше противоречит Господним повелениям. Поэтому когда смотрят на таких христиан люди внешние или ещё не утвержденные в вере, то по делам их судят и о самом учении Евангелия, и о Церкви. И думают, что когда люди, познавшие Бога и Его закон, совершают явные грехи, то, что говорить о других, необученных или неверующих.

Поэтому пример Иоанна, который не только призывал к праведности, но и жил так, проповедовавший не только словами, но и делами, является для нас указателем и служит образцом для подражания. Особенно это касается монахов, потому что православная традиция чтит Иоанна Предтечу, как первого монаха и аскета, образец и пример для уединенной, пустынной жизни, преданной молитве и посту.

От лица Предтечи Господня перейдем к сущности проповеди, которую он провозглашал. А сущность эта – призыв к покаянию. Чтобы принять Мессию, чтобы исполнить волю Божию, грешники должны раскаяться, исправиться, очиститься от зла. И в знак того, что люди каялись и просили у Бога восстановления чистоты, Иоанн погружал их в воды Иордана, совершая ветхозаветный обряд очищения. Ибо крещение Иоанново не было таинством, как новозаветное крещение, но было обрядом, удостоверяющим омовение от нечистоты.

Обратим внимание, что апостол Марк называет проповедь покаяния, которую возвещает Иоанн Креститель, «началом Евангелия», то есть благовести. Прежде чем предстаёт перед народом Мессия и начинает Свою проповедь, Бог через пророка призывает людей очиститься в покаянии. Чтобы когда слово Господне прозвучит – оно, как зерно, не было потрачено впустую, но упало на приготовленную землю, могло прорасти, укорениться и дать богатый плод.

Это свидетельство побуждает нас осознавать важность покаяния для правильного понимания Божественного Откровения и наставлений Церкви. Христианин, не осознающий своих грехов, не раскаивающийся в них, не борющийся с искушениями – это христианин только по имени. Покаяние очищает наше сердце, наш разум, наши глаза духовные, и поэтому не только даёт понимание Божьей воли, открытой в Писании, но и силы и мудрость исполнять эту волю.

Поэтому, дорогие братья и сестры, накануне праздника Богоявления, знаменующего собой начало принародного, открытого служения Спасителя и проповеди Ему Евангелия, мы получаем через призыв Иоанна Предтечи побуждение к нашему собственному покаянию. Чтобы мы, как люди, слышавшие проповедь Иоанна Предтечи, тоже были приготовлены для встречи с Господом, чтобы выровняли для Спасителя путь к нашему сердцу.

И я желаю каждому из нас никогда не забывать о великой ценности раскаяния, о важности постоянной внутренней борьбы за чистоту души от соблазнов и страстей. Пусть эта борьба будет успешной и победоносной, а слово Евангелия пусть у нас будет хорошо укорененным и всегда приносит богатый плод во спасение!

Аминь.

Об этом сообщает информационный ресурс Духовный фронт Украины.

Лента

МУС выдал ордер на арест российских военачальников Шойгу и Герасимову

Международный уголовный суд выдал ордер на арест экс Министра обороны России Сергея Шойгу и начальника Генштаба русской армии Валерия...

Актуально