Вторник, 30 апреля, 2024

Если сейчас расторгнуть договор аренды, МП сможет вывезти мощи и иконы – митрополит Нестор

Must Read

В начале апреля группа депутатов Верховной Рады зарегистрировала проект постановления, в котором потребовала от Кабинета министров “разорвать с Украинской Православной Церковью Московского Патриархата договор аренды комплексов сооружений Почаевской Успенской лавры”.

Почаевская лавра в Тернопольской области насчитывает 18 сооружений. Право на аренду УПЦ (МП) получило до 2052 года. Значение Почаевской лавры для запада страны, такое как Софии Киевской для всей Украины. Это символ, на котором строится христианская история региона, сообщает «Общественное».

Православная церковь Украины, надеющаяся стать правопреемницей Почаевской лавры, в конце марта начала процесс регистрации на территории комплекса своего монастыря. Создали религиозную организацию «Почаевская Свято-Успенская Лавра Тернопольской епархии ПЦУ».

В Тернополе мы встретились с Митрополитом Тернопольским и Кременецким Нестором (Писиком), которого синод ПЦУ утвердил священно архимандритом этой структуры. Расспросили, как он видит юридическую сторону дела о возвращении лавры, готов ли делить её с Греко католиками и какие признаки «русского мира» замечает в УПЦ (МП).

Итак, сейчас в Почаевской лавре два руководителя – вы и Митрополит Почаевский Владимир (Мороз). Но вы в Тернополе, а он – в Почаеве. Знакомы ли вы с ним?

Нет, мы не встречались. Духовенство Московского Патриархата вообще мало идёт на контакт. Даже Митрополита Сергея (Митрополит Тернопольский и Кременецкий УПЦ МП — ред.), который здесь, в Тернополе, встречал четыре раза за 17 лет, как я здесь. Он избегает таких контактов.

Когда вы находились в Почаевской лавре?

Несколько лет тому назад.

Сейчас нет желания уехать?

Конечно, есть. Но в роли незваного гостя это не принесёт никакой пользы.

Как паломник? Зная о решении нашего синода, там, наверное, будут препятствовать, чтобы я помолился. Поэтому жду, когда произойдут перемены и можно будет приехать, имея для этого основания.

Когда вы раньше бывали в лавре, какие имели чувства? Насколько аргументированы слова о «русском мире» и «центр межконфессионального разбрата» в Почаеве?

С братией, священниками и работниками монастыря я не общаюсь. Хожу молиться к святыням или провожу гостей и рассказываю им о лавре. Некоторые недоброжелательные взгляды ощущаются, когда там замечают чужого. Но давления или попыток помешать не было.

Мы общались с прихожанами на территории Почаевской лавры. Одни говорят о единстве русского и украинского народов, молятся за главу РПЦ Кирилла. Но даже к Путину у них нет претензий, потому что, мол, украинцы гибнут не по вине России, а за свои грехи. Другая часть искренне возмущается: почему их называют Московским Патриархатом, если УПЦ в мае прошлого года на Соборе разорвала отношения с Москвой. Считается, что это информационная кампания, чтобы забрать у них церкви.

Это риторика, которую им доносят священники. Собор, якобы решивший отойти от Московского Патриархата – это способ замаскироваться. На самом деле, эти отношения никуда не делись.

У голов их прихожан остается связь с Россией. Для них Москва ближе, чем Киев. Когда возникает противостояние при переходе общины вместе с храмом (с УПЦ МП в ПЦУ — ред.), это свидетельствует о том, что разрывать отношения с Россией у них нет никакого желания.

Мы видели на фотографиях после обысков службы безопасности в разных храмах, сколько там пророссийской литературы и агитационных материалов. Даже события, связанные с войной, они воспринимают с другой стороны.

С ними тяжело общаться. Наверное, потому, что сами не знают, кто они и по какую сторону борьбы находятся. Хотят убедить, что независимы от Москвы. Но как церковь не желают брать ответственность, дистанцируются от национальных и народных вопросов.

В их официальных документах и заявлениях не подчеркивается любовь к собственному государству, народу. Они за всё хорошее и против всего плохого. Но называть агрессора агрессором, признавать, что на украинское государство напала Россия, не готовы. Всевозможными способами обходят этот ответ.

Так же нет никакого решения, осуждающего тех священнослужителей, которые перешли на сторону врага. То есть церковь отмалчивается. Конечно, они не бегают с триколорами, не кричат, что за Россию. Но не готовы сражаться против оккупанта. Заняли позицию выжидания.

Вы говорите об отношениях с Москвой. Как они поддерживают связь с РПЦ?

Прежде канонически. То есть признают своей главой Патриарха Кирилла. Кроме решения Собора, нет никаких заявлений или писем Митрополита Онуфрия в другие церкви о том, что они провозгласили независимость и просят её признать.

Все решения Русской Церкви повторяет синод УПЦ (МП). То есть, когда Русская Церковь разрывает отношения с какой-то из поместных церквей, это автоматически дублируют в Киеве.

Они продолжают сослужить. Недавно была информация, что Вадим Новинский, диакон Московского Патриархата, служил в Русском храме в Цюрихе. То есть продолжают общение официальное и неофициальное. До сих пор все архиереи Московского Патриархата в Украине находятся на официальном сайте РПЦ как архиереи Русской Церкви в Украине.

Что бы вы сказали людям, которые не разбираются глубоко в процессах вокруг церкви, не понимают и искренне возмущаются, почему в лавре не может быть УПЦ (МП), если всю жизнь они ходили в эту церковь, и пойти в ПЦУ для них — отречение от веры?

Такая же риторика была вначале 1990-х на западе Украины, когда происходили конфликты с Греко католиками.

Если большая часть села хотела иметь православную церковь, а несколько семей — греко-католическую, то последние говорили, что не отвергнут веру, и не будут ходить в эту церковь. Это вроде бы означает, что они правильны, а все остальные неправильны.

Московский Патриархат планомерно десятилетиями воспитывал своих прихожан в том, что они единственно правильная церковь, а остальные нет. Всех, кто думает или учит не так, как Москва, нужно отвергать.

Но когда они будут видеть, что монастыри живут и развиваются, что святыни не мертвы, что в храмах совершается молитва, а люди живут праведной жизнью, что церковь проповедует учение Христово, думаю, будут готовы присоединиться к нашей церкви. В них должно произойти внутреннее перерождение. Это процесс не однажды. Напротив, если кто быстро переходит, это должно настораживать.

Как вы оцениваете назначение исполняющего обязанности наместника Киево-Печерской лавры Архимандрита Авраамия, который несколько дней до этого был в УПЦ (МП)?

Мы с ним не знакомы. Но из наших разговоров с Блаженнейшим я знаю, что он давно общался с некоторыми из братии, и они были готовы перейти. Однако с Митрополитом Павлом не все могли сделать это, открыто.

То, что Архимандрит Авраамий перешел одним из первых, и на него посыпались все проклятия и обвинения, показало, что он смел. Но я уверен, что он к этому шагу был готов давно.

Насколько реально в ближайшее время расторгнуть договор аренды Почаевской лавры по УПЦ (МП)? Достаточно ли решения Верховной Рады с обращением к правительству?

Рано говорить о расторжении договора. Мы не знаем, в каких условиях монастырь пользуется помещениями и территорией Почаевской лавры.

Ситуации в Киево-Печерской и Почаевской лавре имеют разницу. Когда Киево-Печерскую лавру отдавали в использование там, функционировал музей, и имущество было учтено, всё передавали по описанию. Поэтому есть точные сведения, что именно при расторжении договоров Московский Патриархат должен вернуть государству.

А когда в 1990-х заключался договор о пользовании Почаевской лаврой, он касался только помещений. Грубо говоря, передали только стены. Балансовая стоимость Почаевской лавры – 1,2 миллиона гривен. И если сейчас расторгнуть договор, они могут сказать: возвращаем то, что получили по документам, то есть помещение. А мощи, иконы, сосуды, на которых совершается Богослужение, исторические ценности, собранные за столетие существования лавры, будут иметь право вывезти.

Поэтому с Почаевской лаврой нельзя одним решением рубить с плеча. Это создаст много проблем для государства в отношении этих святынь.

Так какой выход?

Сначала нужно создать государственную комиссию, которая по старым источникам установит, какое имущество было перед тем, как Почаевскую лавру передали в пользование монастыря. То есть, что именно представители Московского Патриархата должны оставить, когда их обязуют оттуда уехать.

Процесс сложен. Наверное, нужно привлекать историков, искусствоведов и людей, касающихся профессий, которые смогут провести соответствующий анализ.

То есть, Верховная Рада сейчас делает определенный фальстарт?

Если я правильно понимаю, есть только представленный законопроект, ситуацию изучают. Думаю, когда дойдет до рассмотрения, народные депутаты поймут, что действительно не всё так просто.

Способ, о котором вы говорите, займёт годы?

Да, на это могут уйти годы. Надо установить, какие вещи были. И выяснить, остались ли оригиналы, а не копии.

Иначе мы потеряем то, что было приобретено братией лавры и жертвователями на протяжении веков. Скажем, мощи преподобного Иова и преподобного Амфилохия тоже не были учтены. Даже самая Почаевская икона. Это святыни национального значения, они должны остаться в Почаеве.

Известно, что украинская греко-католическая церковь тоже претендует на Почаевскую лавру. Аргументирует, что главный Успенский собор строили Греко католики. В информационном поле ощущается даже определенный конфликт между ПЦУ и УГКЦ.

Да, они не очень рады решению нашего синода и моему назначению. Действительно, Почаевская лавра 110 лет принадлежала УГКЦ. Но 700 лет в сумме до того и после она была (и основывалась) православной святыней. И Почаев всегда оставался его символом.

Если сейчас ставить вопрос о том, какие греко-католические святыни когда-то были православными, то нужно все монастыри Запада Украины отдавать православным церквям, потому что большую часть своей истории они были именно такими. Но мы на них не претендуем. Только Почаевская лавра должна быть православной святыней.

Вы рассматриваете возможность того, что в лавре будут поочередные Богослужения Православной церкви Украины и Греко католиков?

Приходской храм в городе или деревне – это одно дело. А монастырь совсем другое дело. Это и храмы, и кельи, в которых обитают монахи, и хозяйственные помещения. Попеременно пользоваться — это то же самое, что попеременно жить в квартире. До обеда одна семья, а после обеда – вторая. Монастырь не может принадлежать нескольким конфессиям, он должен действовать в пределах одной церкви, иначе развалится.

Если же говорить о храмах, то Почаев является святыней для всех украинцев. Каждый, к какой церкви он не принадлежал, имеет право приехать и помолиться. Почаевская лавра должна стать таким местом, каким на Тернопольщине Зарваница. Она принадлежит греко-католической церкви, но если православный священник со своими прихожанами хотят помолиться, им предоставляют храм, где они совершают Богослужение по православному обряду.

То же, я думаю, будет в Почаеве. Мы будем давать возможность молиться и совершать Богослужения греко-католическим священникам, которые будут приезжать с прихожанами в качестве паломников.

Сейчас в Почаеве могут отказать даже в записках для молитвенного поминовения от католиков, Греко католиков и прихожан Православной Церкви Украины. Такое объявление долго висело в Успенском храме. Сейчас его там нет, но есть у Почаева в Свято-Духовском мужском монастыре УПЦ МП. Местная верующая нам объяснила, что это нормально, мол, она же не носит записки католикам или ПЦУ.

Христос принимал всех, никого не прогонял. Даже если были случаи в Евангелии, в которых он якобы относился к кому-то строго, то всё равно в конце проявлял любовь, потому что человек нуждается в этой любви. Ненависть, попытки кого-то унизить – это не христианство. Только в любви мы исполняем закон Христов.

Показателен в этом Афон в Греции. Паломникам, которые приходят туда, дают воды, что-нибудь поесть. Только когда они обращаются с просьбой принять участие в Богослужении, их спрашивают, из какой церкви — то есть могут сослужить.

Если человек готов исповедоваться и причащаться в нашей церкви, признаёт истинность этого таинства, его должны принимать с радостью.

Об этом сообщает информационный ресурс Духовный фронт Украины.

Лента

Глава УГКЦ призвал к обмену пленных «всех на всех» накануне Пасхи

Глава Украинской Греко-Католической Церкви Блаженнейший Святослав призвал к предложенному Папой Франциском обмену «всех на всех», по крайней мере, в...

Актуально