Статья Стелиоса Такетзиса на orthodoxtimes.com рассматривает проблему распространения дезинформации об отдельных церковных иерархах, в частности Архиепископе Америки Элпидофоре. Анализируются конкретные случаи фейков и их опровержение. Отмечается, что за этим стоят системные попытки дискредитировать иерарха, несмотря на поддержку скрытого большинства. Рассматривается исторический опыт и последствия этой проблемы.
Термин «феечные новости» может быть неологизмом, но его корни уходят в давние времена под греческим названием «pseudangelia», что означает «ложное сообщение». Исторические упоминания, например ложь о смерти Александра или лживое письмо Агамемнона, подчеркивают его длительное присутствие. С одной стороны, фиванцы говорили, что Александр Македонский умер, чтобы поднять моральный дух своих воинов (это для них не очень хорошо обернулось). С другой стороны, в письме Агамемнона к Клитемнестре говорится о том, чтобы их дочь Ифигения была отправлена в Авлиду, чтобы выйти замуж за Ахилла, тогда как настоящей целью было принести её в жертву.
Для нас, жителей Константинополя, последствия фейковых новостей очень близки. Ложное сообщение 1955 года об уничтожении места рождения Мустафы Кемаля из-за бомбы в Турецком консульстве в Салониках привело к разрушительным последствиям, разжёг насилие против греков; Разъяренная толпа в Константинополе начала уничтожать, насиловать и убивать греков, живших в городе. Они ограбили, осквернили, разрушили наше имущество, кладбища и учреждения. Константинопольский погром ознаменовал значительный упадок нашей общины в Константинополе.
К сожалению, фейковые новости поразили снова, на этот раз против Архиепископа Америки Элпидофора, харизматичного и уважаемого лидера, на мой взгляд, не только из-за его титула, но и из-за его личности.
Недавнее название не правдиво предположило, что Афон назвал его «persona non grata» в письме, присланном Вселенскому Патриарху. Речь шла о предстоящем визите Архиепископа в Салоники и паломничестве на гору Афон.
Однако правда обнаруживает безосновательную ассоциацию с отражением на фотографии по крещению, которое состоялось в Греции два года назад. Родители младенца были однополой парой.
Между «отражением на фото» и «персоной нон грата» есть огромная разница. В эпоху небрежной журналистики и непроверенного распространения новостей эта выдумка вышла из-под контроля, распространяясь, несмотря на вопиющую неточность. Немногие журналисты нашли время, чтобы расследовать или исправить дезинформацию.
Интернет-газета voria.gr отмечает: «Мы не говорили, что Архиепископ нежелателен, как это ошибочно распространяется в СМИ. Мы принимаем людей других вероисповеданий. Мы никогда не могли бы запретить въезд иерарху, не говоря уже об Архиепископе Америки. Мы просто выразили обеспокоенность решением, которое он принял, но ни в коем случае не просили Вселенского Патриарха сказать ему не приезжать». Об этом voria.gr подчеркнули источники с горы Афон, оценив, что соответствующая информация «поступает с другой стороны Атлантики», то есть из США.
Абсурд достиг комических вершин, и я уверен, что Мольер написал бы для нашего случая театральную пьесу «Мнимая персона нон грата». К сожалению, проблема очень серьезная и нуждается в решении.
К сожалению, это не редкий случай. Это часть систематической попытки оклеветать Архиепископа Америки, повторяя прошлый опыт. Социальные медиа усиливают эту ложь, создавая иллюзию раскола внутри греческой общины в США. Это напоминает поджигателя, кричащего «пожар» после поджога.
Однако я не в состоянии знать точных причин и мотивов тех, кто оговаривает Архиепископа Соединенных Штатов.
Очевидно, Архиепископ, пытаясь решить проблемы Архиепархии, нанёс ущерб интересам некоторых людей, выгнал некоторых людей из зоны комфорта, лишив привилегий, создал врагов.
В то же время, однако, большое количество верующих считает его новым, многообещающим лидером, с видением и желанием работать, борющегося за будущее Церкви и эллинизма Америки. Будущее, объединяющее важную историю Патриархата с современным обществом и греческое наследие с сегодняшней американской реальностью.
Значительное молчаливое большинство любит и поддерживает Архиепископа Элпидофора и его работу. Я вижу это, я это слышу, я это чувствую. Однако как долго это молчаливое большинство может оставаться пассивным? Над этим вопросом следует поразмышлять, поскольку мы становимся свидетелями влияния этих обманчивых нарративов и потребности в более тонком понимании правды.
Об этом сообщает информационный ресурс Духовный фронт Украины.