Пятница, 3 мая, 2024

Геноцид детства: РПЦ принимает участие в похищении украинских детей – интервью с религиоведом

Must Read

В этом интервью для “Духовного Фронта Украины” священник ПЦУ Иван Петрущак разговаривает с Владиславом Гавриловым – историком и исследователем, автором статей “Where are our people”, исследующим насильственные депортации украинцев российскими оккупантами. Владислав рассказывает о своих исследованиях этого трагического явления и утверждает, что российское преступление депортации задело сотни тысяч людей и детей. Он говорит, что в этих депортациях принимают участие и представители РПЦ, которые помогают временно размещать депортированных в своих заведениях и убеждают их, что это не похищение.

Владислав в интервью приводит факты, о частных случаях депортации детей и усилиях для их возвращения, а также о милитаризации детей в российских лагерях. В целом, его рассказ помогает лучше понять эти трагические события и пути их прекращения.

Слава Иисусу Христу, уважаемые подписчики Духовного Фронта Украины, меня зовут Иван Петрущак. Я священник Православной Церкви Украины. И сегодня у нас в гостях Владислав Гаврилов – историк, религиовед исследователь темы преступлений похищения русскими украинских детей.

Слава навеки Богу. День добрый.

Господин Владислав, я знаю, что вы являетесь автором статей в проекте “Where are our people” и вообще расскажите, чем занимается этот проект?

Фактически мы уже больше года ведём исследования по военным преступлениям российской федерации. И в частности, одно из самых больших преступлений, которое можно характеризовать как геноцид против украинского народа – это именно депортации — принудительные вывозы людей с оккупированных территорий.

Достоверно точные данные установить сложно, но по разным исследованиям мы знаем, что на данный момент уже вывезено от 2.8 до 4.7 миллионов человек. Из них, по меньшей мере, 150 – 200 тысяч детей. Некоторые источники подчёркивают, что даже до 700 тысяч могут быть дети.

Владислав Гарилов. Историк, исследователь, автор статей “Where are our people”.

В настоящее время установлено около 20 тысяч человек (детей). Есть такой сайт “Children of war” и там идентифицируют депортированных детей. То есть, говорится об этом, что фактически в 10 раз меньше цифра идентифицированных детей, чем реально вывезенных. То есть проблема ещё в том, чтобы этих всех детей, к сожалению, которых принудительно вывезли российские оккупанты, найти. И, по сути, в этом и заключается наша исследовательская работа, именно откуда вывозили, кто был вовлечён в этот процесс, куда вывозят этих детей и как именно российская федерация совершает эти преступления.

Следует отметить, что эти преступления не являются новыми, они практикуются ещё со времен Советского Союза. Мы знаем, что и в 20-30-х годах прошлого века СССР практиковал депортации с Запада Украины, практиковал депортации также и зажиточных крестьян, как он это называл – раскулачиванием. И сейчас Россия фактически калькует эти преступные практики коммунистического режима и повторяет эти преступления дальше и дальше, загоняя себя в такой, если бы режим государства-террориста. То есть фактически осуществляет геноцид против украинского народа.

В частности, известно также, что в этот процесс вовлечена и Русская Православная Церковь. Как именно она вовлечена? Известно, что Патриарх Российский Кирилл ещё с 2017 года имеет сотрудничество с МЧС (Министерством чрезвычайных ситуаций Российской Федерации). У них подписан договор об этом. И когда начали людей депортировать, вывозить уже с полномасштабным вторжением, то к нему, примерно за неделю до того, данные о предстоящем плане депортации поступали на почту подразделения Русской Православной Церкви, которое называется «Отдел по благотворительности и социальному служению». Его возглавляет Епископ Пантелеймон (Шатов) и у него в подчинении есть такая госпожа Полина Юферева. Именно на их рабочие почты приходили письма, в частности из Донецкой и Луганской области, по списку вывозимых людей. Когда этих людей уже вывозили непосредственно на территорию Российской Федерации, их встречали и сотрудники этого подразделения Русской Православной Церкви, также в некоторых местах присутствовали спецслужбы российские, т.е. временного размещения”. Фактически эти пункты являются “лагерями”, откуда очень трудно выбраться депортированным.

Иллюстративная фотография. Источник: kyivpost

В частности, нам известно, что 500 детей из Донецкой области были расположены в детском санатории Ромашка, Ростовской области и о том, что именно эти дети там находятся, мы узнали с сайта Ростовской епархии Русской Православной Церкви, когда Митрополит Ростовский Меркурий посетил этих детей. Это свидетельствует о том, что Русская Православная Церковь знает, вовлеченная в этот процесс, никак не реагирует, а наоборот даже способствует и помогает этому преступлению депортации детей и депортации украинцев.

Также нам известно о Марфо-Мариинском монастыре в Белгородской епархии, там, в частности тоже, более 1000 человек прошли этот пункт размещения и тоже были вывезены туда. Также мы знаем, что несколько семей из Мариуполя находятся в Костромской епархии, в доме ребенка.

То есть, по этим фактам, мы можем точно утверждать, что Русская Православная Церковь тоже, к сожалению, вовлечена в процесс депортации украинцев.

Кроме преступлений благословения войны они ещё взяли на свои души, преступление благословения депортации украинских детей.

Фактически, да. Мы можем видеть, что концепция продвижения “русского мира”, она уже не срабатывает, потому что они видят, что с российской агрессией к Украине пошло напротив сопротивление этой концепции. Никто не хочет видеть этого искусственного, сплошь вымышленного единения трёх православных народов, как они утверждали об этом и потому начинается второй этап. Они пытаются похитить наших детей, чтобы их уже воспитать с самого детства в этом духе, чтобы эти дети уже, соответственно, исповедовали эту концепцию русского мира и эти проимперские нарративы России и уже с детства принимали эту искаженную идеологию.

Источник: deportation.org.ua / Фото «Эвакуационного поезда» из Луганска в Гуково (Россия)

Также мы знаем, что в Российской Федерации, в том числе и за благословение Русской Православной Церкви есть такое парамилитарное подразделение для детей, как Юная армия. Юная армия – это «калька» на советскую пионерию, она прямо сейчас активно пропагандируется в современной России.  Детей там уже с самого детства милитаризуют, заставляют писать письма русскому солдату, который является оккупантом сейчас на территории Украины и туда активно присоединяется духовенство Русской Церкви, которое приезжает на эти пункты, где проходит подготовка этих детей и проводят там “духовные беседы”. Фактически продолжают идеологическую пропаганду России.

Известно ли о случаях, когда дети обращаются к украинским правозащитникам, когда они просят о помощи, о том, чтобы их освободили из тех, условий в которых они содержатся и о том, что их содержат там незаконно?

Очень сложно обратиться людям к украинской стороне, если они находятся в депортации, потому что часто российские спецслужбы забирают эту возможность, забирают телефон, интернет-связь. Но, в частности, в Украине есть такой проект, как Save Ukraine, который занимается именно алгоритмами возвращения детей и людей на территорию Украины и в частности также и наш проект способствует поиску, где именно эти люди находятся, и потом мы разными способами ищем, как именно их сконтактировать. Либо с международными правозащитными организациями, либо с украинской стороной и уже соответственно возвращать, пытаться хотя бы вернуть домой.

Сколько примерно было спасено детей из плена?

Приблизительно спасено несколько сотен детей, около 400. Где-то в таком диапазоне. Но, к сожалению, это катастрофически мало ввиду того масштаба и тех вывезенных цифр. То есть ещё очень и очень много. К сожалению, российская сторона максимально не идёт на контакт, она не предоставляет списки вывезенных людей, фактически это всё нужно собственноручно, разными исследовательскими, расследовательскими путями искать, где именно эти люди находятся, и пытаться их оттуда освободить.

Фото «эвакуационного поезда» из Луганска в Гуково (Россия)

И дети эти рассказывают, что священники из РПЦ участвуют в их захвате в плен?

Да, были случаи, когда именно дети, которые смогли вернуться на подконтрольную Украине территорию, или вообще уехать в страны Европы.  Вспоминали, что действительно в депортации к ним приходили российские священники, правили соответственно службы, молебны, рассказывали разные пропагандистские вещи и пытались их убедить, что на самом деле это “освобождение”. А также что они не депортированные люди, а “эвакуированные”, что на самом деле им там желают добра и хотят как-то “спасти” от войны. Хотя мы прекрасно понимаем, что это депортация и насильственное перевоспитание этих детей.

Мы ещё можем подчеркнуть ложь, которую используют российские оккупанты на захвативших их территориях. Наиболее распространенный способ, когда они говорят родителям, что они детей отправляют на летние каникулы, для того, чтобы они не находились в зоне боевых действий.

Такие истории есть из оккупированной, ещё в то время Херсонщины, также из оккупированной части Запорожской области, когда у родителей под предлогом вывести детей от боевых действий, их вывозили на территорию Крыма, или в Ростовскую область России. Обманывали и говорили что на две, три недели, а потом просто дети не возвращались и у родителей начинались проблемы, они стали понимать, что не могут вернуть этих детей.

Некоторые родители едут самостоятельно, пытаются вернуть этих детей, а у некоторых, до сих пор, вообще не удается ничего с этим поделать. Более того, есть риск, что этих детей могут насильно усыновить, или поменять им фамилию, имя, отчество, сделать поддельные документы. Такие факты тоже есть. И это тоже риск того, что детей можно потерять, к сожалению.

То есть не только с родителями они похищают, а по отдельности. Они, значит, разделяют семьи. И чем меньше ребенок, тем больше риск, что он может быть навсегда потерян у родителей?

Да. Совершенно верно. Мы, в частности, знаем историю о таком господине Евгении из Мариуполя. Когда русские войска оккупировали Мариуполь, он с детьми находился в городе. Он сам отец одиночка и у него трое детей. Они проходили фильтрационный лагерь и развели с детьми. Его поместили в печально известную Еленовку, в лагерь, где он отсидел примерно полтора месяца, примерно так. А детей вывезли сначала в оккупированный Донецк, а затем вывезли в санаторий Московской области. И повезло только то, что сын его как-то смог дозвониться отцу и сказать ему, что нужно приезжать за ними иначе их усыновят. И ему как-то удалось все-таки прорваться, освободиться и доехать, забрать этих детей и сейчас они живут в странах Балтии.

Это успешный случай и, слава Богу, что они смогли вернуть этих детей, но, к сожалению, таких случаев очень мало. И большинство детей, все же находится в депортации.

Людей депортировали из Мариуполя во Владивосток, фото росСМИ. Источник: Украинская правда

Как вы думаете, для чего россияне это делают? Это просто похищение человеческого ресурса, хотят ли они показать этим, и что-то ещё другое?

Мне кажется, здесь есть и этот фактор, что это самое похищение человеческого ресурса, лишение фактически украинцев будущего, лишение, количества лиц, проживающих на территории Украины. А второй момент – это попытка сделать их “янычарами”, то есть детей, которые не будут помнить своей родины, своих родителей. Они будут воспитаны в русле российской пропаганды, для того, чтобы, в том числе и их, использовать в следующих потенциально возможных военных конфликтах против Украины, как пропагандистским способом, так и человеческим ресурсом. Фактически, тех же маленьких мальчиков, которых они депортируют, затем отправить в российскую армию, снова воевать против Украины.

Митрополит Ростовский (РПЦ) Меркурий на встрече с депортированными детьми в ЦИК. Фото: deportation.org.ua

Международный Гаагский трибунал выразил подозрение Путину, и оно было связано с похищением детей.

Да есть такое подозрение. Даже ордер на арест, который был объявлен на имя Путина. И, в то же время, Марии Львовий-Беловой, которая является так называемым омбудсменом дел ребенка в России, поскольку именно это лицо способствует незаконной депортации детей и незаконному усыновлению.

В частности даже сама госпожа Мария усыновила 16-летнего парня из Мариуполя, сказав, что он так хотел, хотя мы все понимаем, что это ложное усыновление, и следствие принудительной депортации.

Так называемая уполномоченная при президенте России по правам ребенка Мария Львова-Белова / Фото: Новинка

Она кажется женщина священника Московского Патриархата.

Да. И в частности, она является женщиной священника Московского Патриархата, который ещё и работает довольно высокопоставленно. Он работает в Московской Патриархии, соответственно, я думаю, он тоже знает о Синодальном отделе социального служения и благотворительности Русской Православной Церкви, систематически способствующему депортации украинцев и размещению их в этих лагерях временного размещения, где всех депортированных людей размещают.

То есть она вполне сознательно и целенаправленно вовлечена в этот процесс, что может свидетельствовать о том, что она военный преступник вместе с президентом России.

Муж Марии Львово-Беловой

Все депортации детей, похищения, как они могут повлиять на верующих, которые ещё принадлежат к УПЦ (Московскому Патриархату)? Знают ли они об этих похищениях? Как вы считаете, эти преступления влияют на них?

Я думаю, что эти преступления все-таки должны стать основой и таким предметным продвижением в том, чтобы верующие Московского Патриархата, ещё на территории Украины, по меньшей мере, задавали неудобные, скажем так, вопросы к своему епископату. А также к руководству УПЦ (МП), почему они находятся в единстве с Русской Православной Церковью и почему до сих пор это единство, по сути, не разорвано и когда Российская Федерация и в том числе РПЦ, которая её благословляет, совершает военные преступления на территории Украины. И почему они до сих пор находятся в афилиации с этим учреждением, и почему они до сих пор не разрывают связи?

И соответственно, если эти верующие не получают конструктивных ответов на эти вопросы, то нужно по моему мнению идти из такой Церкви, потому что Церковь должна говорить правду, потому что, как говорится в Евангелии, лучше быть горячим или холодным, но не тёплым. Соответственно, если нет правды, или такая правда 50 на 50, то мы признаём, а конкретных военных преступлений, которые совершаются, мы не признаем и оправдываем, тогда в такой Церкви, я считаю, не следует оставаться, следует делать выбор.

Украинская прокуратура документирует преступления депортации детей? Ведутся ли какие-нибудь дела по каждому ребенку?

Насколько я знаю, когда официально обращаются по поводу незаконного вывоза, существуют случаи заведения дел по факту похищения детей.

Считаете ли вы, что раскол между УПЦ (МП) и ПЦУ, который в настоящее время у нас есть – разделенная Церковь, как-то влияет на ситуацию с похищением детей. Если бы Церковь была едина, как, по вашему мнению, это могло бы изменить эту ситуацию и эти преступления.

Я думаю, могло бы изменить ситуацию, когда, к примеру, у нас есть Православная Церковь Украины (ПЦУ), которая стоит на патриотических позициях и этому есть подтверждение. К примеру, военные капелланы ПЦУ, находящиеся непосредственно на линии столкновения и на линии фронта и служащие в подразделениях, непосредственно воюющих с российским оккупантом.

Если бы Церковь была едина, этаким монолитом, то все бы верующие на территории Украины выразили своё недоверие по первой соседней РПЦ.  Полностью бы разорвали связи и Евхаристическое общение с ней и соответственно, даже просто человеческое и дипломатическое общение с ней, потому что невозможно общаться с Церковью, поддерживающей оккупанта и военного агрессора. И ещё нужно отметить, что фактически то, что делает Патриарх Кирилл – это ересь этнофилетизма, потому что, по сути, Церковь в России слилась с российским государством, и является идеологическим инструментом российского влияния.

И если УПЦ не хочет быть в статусе тоже такого инструмента с аффилированным российским влиянием на территории Украины, то ей нужно делать выбор и соответственно уходить от общения с РПЦ. И для этого есть путь – это единство с Православной Церковью Украины, которая канонически признана, в которой Томос соответствующий и можно объединиться в этой православной Церкви. Дверь всегда открыта, как отмечал и Предстоятель Православной Церкви Украины, поэтому я считаю только таким путём можно противостоять русскому агрессору, будучи в единой Православной Церкви.

Роль Патриарха Варфоломея в этом единстве. Как вы считаете, мог ли он помочь украинским православным обрести это желаемое единство и вообще, мог ли он как-то повлиять на то, чтобы прекратить эти преступления, или хотя бы уменьшить количество, чтобы детей больше не похищали.

Я думаю, что, прежде всего, Патриарх Варфоломей мог бы повлиять даже тем фактом, что он признал ересь “русского мира” ересью и что это учение является, во-первых, ересью этнофилетизма, во вторых – это преступное учение, которое призывает к агрессии против других народов.

И потому уже, таким образом, он помогает тем, что он правдиво отмечает, кто действительно является питомником преступления, кто действительно является агрессором и кому нужно противостоять. Это первый момент.

А второй момент, конечно, он может объединить, как посредник верных православию украинцев в том плане, что дать такой определенный переходный период между УПЦ и ПЦУ. Ибо говорится, опять же, что дверь открыта, никто не осуждён, или осуждён за то, что он находился в лоне УПЦ.  А предлагается просто всё же на втором году полномасштабной войны, сделать действительно выбор и перейти к так же полноправной канонической Церкви. Церкви, которая признаётся, в том числе и Патриархом Варфоломеем и предоставляет возможность находиться в канонической Православной Церкви и вместе с Вооруженными силами Украины, с Украинскими властями и народом, вместе соединяться и противостоять российскому врагу.

Фото: ПЦУ / Митрополит Епифаний, Архиепископ Иероним и Патриарх Варфоломей

Что касается календарной реформы, вы считаете, что это будет камнем разделения, опять-таки, повлияет ли как-то на православных верующих. УПЦ МП относится к календарной реформе достаточно консервативно. По вашему мнению, будет ли это камнем преткновения или нет?

Я считаю, что это вряд ли будет камнем преткновения, но нужно дать как минимум переходный период. Не нужно всех людей сразу заставлять переходить на Новый Юлианский стиль, потому что мы должны понимать и ситуацию с прихожанами на местах, не только в больших городах, но и в малых населенных пунктах, где реализовать процесс перехода на новый календарь сложнее. Поэтому Православная Церковь должна, как всегда, инициировать конструктивный диалог, и как всегда проявлять понимание, то есть нужен переходный период, и я считаю, что меньше всего на это может пойти несколько лет, потому что люди должны привыкнуть к определенным вещам, к определенным традициям.

И если, соответственно, есть люди, которые празднуют по старому стилю так же праздники, то это не должно быть камнем преткновения среди единства православных христиан. Более того, мы знаем даже случаи, когда некоторые храмы, которые переходят из УПЦ (МП) к ПЦУ, определенное время сохраняют и службу на старославянском языке и затем её комбинируют с украинским языком, имплементируют некоторые ектеньи, молитвословие на украинском языке, поэтому что это так же практический процесс. И людям и священнослужителям нужно к этому привыкнуть, поэтому мы должны с честью и пониманием относиться к тому, что есть определенный переходный период для того, чтобы люди перешли.

Фото: ПЦУ / Глава РПЦ Онуфрий и Предстоятель ПЦУ Митрополит Епифаний

Но, конечно, мы должны понимать, что у нас есть главное и есть какие-то вещи, которые можно сказать второстепенные. Вот главное это у нас есть вера во Христа, вера в Святую Троицу, вера в общие догматические постулаты православия, а всё-таки даже календарные моменты — это такая более обыденная литургическая традиция, которая не должна быть камнем преткновения, среди единства православных.

Возвращаясь к теме похищения детей. Религиозные лидеры, насколько я знаю, недостаточно поднимают в целом, говорится просто об общих преступлениях Кремля, о том, что РПЦ благословляют убийства, а преступления, которые они совершают с похищением детей, недостаточно проговариваются и на международном уровне и даже в Украине недостаточно о них слышно. Возможно, это такая тема, которой интересуются специалисты, исследующие этот вопрос. По вашему мнению, нужно действовать, чтобы эта тема этих преступлений была, в общем, услышана и именно религиозные лидеры, возможно, поднимали свой голос в защиту беззащитных детей.

Фактически нужно, чтобы религиозные лидеры отмечали то, что в любом обществе ребенок и детство – это одни из самых святых, незыблемых понятий. И депортация в частности детей – это однозначный геноцид против любой нации, или народа где бы это ни осуществлялось.

И так, мы подчеркиваем, что РПЦ способствует российской агрессии в Украине, но когда мы об этом говорим и религиозные лидеры, в частности, об этом говорят, нужно акцентировать, что же именно она делает этой российской агрессией.

То есть в частности – это захват городов, насилия, изнасилования, грабежи, но нужно акцентировать, что это и принудительные вывозы. То есть и это может быть угрозой, что Украина и так, к сожалению, пострадала от войны и потеряла своих граждан, а здесь ещё их искусственно теряет, за счёт того, что россияне принудительно вывозят людей.

Если религиозные лидеры будут подчеркивать, что нужно остановить именно процесс принудительного вывоза людей, то это поможет нам сохранить хотя бы ту часть украинского общества, которое ещё осталось в нашем государстве.

Русская Православная Церковь, как мы видим, смотрит на опыт украинской армии и начинает калькировать институты военного капелланства в российских оккупационных войсках. Раньше это не было так ярко подмечено, но теперь россияне начинают очень накачивать российские оккупационные войска именно, скажем, капелланами РПЦ.

Мы знаем, что в российском министерстве обороны даже действует такой отдел по сотрудничеству с верующими военнослужащими. Его возглавляет такой человек, как Александр Суровцев и защитил докторскую диссертацию на тему “Духовные основы безопасности Российской Федерации”.

То есть мы видим, что именно идеология российского православия она милитаризирует российское общество и создание Храма ВС РФ — это тоже фактически символ милитаризации и скрытой милитаризованной агрессии, которая пропагандирует российское общество к осуществлению вооруженных агрессий против других народов.

Также мы знаем, что часто этими капелланами в российских войсках становятся бывшие спецназовцы, бывшие военнослужащие. В частности, я находил в исследованиях свидетельство о таком протоиерее Святославе Чурканове, который в своё время был спецназовцем и служил в Нагорном Карабахе, а сейчас он служит как капеллан в российской армии и накачивает их идеологической пропагандой. В частности, ещё в 2014 году он служил в незаконных вооруженных формированиях “ДНР” и “ЛНР” и накачивал их против “Правого сектора”, называя их “сатанистами”.

Так же мы знаем о недавно погибшем российском священнике Михаиле Васильеве. Он президентом Путиным был награжден как герой Российской Федерации, но также участвовал в военных конфликтах. Он был и в Сирии и в Чечне и был, в частности, и в Украине на стороне российских оккупационных войск.

Поэтому это тоже очень важный момент, о котором нужно помнить, что Русская Православная Церковь не только идеологически уже поддерживает военные преступления России, но и практически поддерживает и отправляет даже на войну своих русских православных священников.

Благодарю вас за комментарии, за отличный разговор.

Очень рад сотрудничеству и общению. Надеюсь на продолжение. Есть много тем и моментов, которые можно ещё обсуждать и привлекать к этому более широкую аудиторию.

Об этом сообщает информационный ресурс Духовный фронт Украины.

Лента

Российский “Газпром” отчитался о катастрофических убытках

Российский газовый монополист "Газпром" отчитался о первых за 25 лет убытках по международным стандартам финансовой отчетности. Корпорация потеряла 629...

Актуально