Суббота, 18 мая, 2024

Господь не запрещает нам исследовать, не требует от нас слепого, бездумного доверия, но даёт нам свободу познания истины – Епифаний

Must Read

Когда поиски и исследования человека направлены не к истине, а преследуют цель его искажения или отвержения – тогда наступает духовная слепота и глухота, не позволяющая понять и принять даже ясные и очевидные вещи.

Об этом говорится в проповеди Блаженнейшего Митрополита Киевского и всея Украины Епифания в шестое воскресенье после Пасхи.

Дорогие братья и сестры! Христос воскрес!

В этот воскресный день мы вспоминаем исцеление Спасителем слепого, от рождения, не имевшего зрения. Но, как можем слышать из евангельского чтения, наше внимание сосредотачивается не столько на самом факте исцелении, которое действительно является чудом, но все же подобно другим чудесам Господним, – сколько сосредотачивается внимание на том, как это чудо было воспринято.

Внешне речь идёт о событии исцеления слепого, не имевшего телесного зрения. Но сущность евангельского повествования – в привлечении нашего внимания к слепоте духовной. Той слепоты, которую обнаруживают фарисеи и некоторые другие исследователи чуда. И от которой, Писание предостерегает нас.

38 стихов из 9-й главы Евангелия от Иоанна читаются сегодня, и большая часть этого чтения посвящена исследованию того, как и почему слепой стал зрящим. И как этот факт соединить с фарисейскими представлениями о правилах субботы и об истинном Мессии. Мы, люди времени, когда наука и доводы разума и результаты опытов многими воспринимаются как абсолютное, можем убедиться, что не все исследования и не всегда ведут к познанию истины. Бесспорно, что научные поиски и желания исследовать дают нам ответы на многие вопросы о природе, прошлом и настоящем. Но только тогда эти ответы правдивы, когда их целью является познать правду. А когда исследователи и аудитория верующих им предвзяты, тогда разнообразные поиски и аргументы не раскрывают истину, а пытаются скрыть её.

Именно так вели себя фарисеи. Они считались знатоками Писания, опытными в законах и правилах. Но когда их знания и опыт столкнулись с необходимостью объяснить чудо исцеления слепого человека в субботу, то есть в день, когда по их представлениям этого делать было нельзя – фарисеи всю свою энергию и упорство направили не к познанию истины, а к защите своих собственных убеждений.

Они искали свидетелей события, чтобы в их рассказе найти какую-нибудь зацепку для своей позиции, они опрашивали родителей исцеленного слепого, они расспрашивали его самого. Но все эти исследования имели целью не познание истины, не раскрытие правды, а поиск доказательств для оправдания предвзятого отношения фарисеев к Господу Иисусу Христу.

Изначально эти ревнители родительских традиций были уверены, что Исцеливший слепого – грешник, ибо Он якобы «нарушил субботу». Следовательно, всю энергию поисков фарисеи направили на то, чтобы найти доказательства своей правоты. А когда не нашли этих доказательств – то изгнали исцеленного Христом слепца, просто отбросив наглядные неопровержимые факты.

В минувший воскресный день мы слышали рассказ об общении Спасителя с женщиной-самарянкой. И в этом рассказе тоже можно было услышать об исследовании – самарянка задаёт Иисусу ряд вопросов. Но обратим внимание на то, насколько исследование самарянки отличается от исследования фарисеев! По форме, внешне, они делают якобы подобное дело – расспрашивают о фактах и дают оценку всему услышанному. Но, по сути, отношение их совершенно противоположно.

Самарянка ищет истины. И потому находит ответы на свои вопросы и прямо и непосредственно получает откровение от Спасителя, что Он и есть ожидаемый Мессия. Фарисеи ищут оправдание для своих убеждений по поводу правил субботнего покоя, которые якобы были нарушены исцелением слепого. И ради своего предубеждения они исключают факты. Они хотя и имеют глаза и уши, но действительно – смотрят и не видят, слушают и не слышат. Они расспрашивают и исследуют не для того, чтобы познать истину, а для того, чтобы отвергнуть её.

Итак, дорогие братья и сестры, мы видим на двух примерах Евангелия, что Господь не запрещает нам исследовать, не требует от нас слепого, бездумного доверия. Он даёт нам свободу познания истины, Он отвечает на наши вопросы, когда они действительно направлены на познание истины, а не на её искажение. Но тогда, когда поиски и исследования человека направлены не к истине, а преследуют цель его искажения или отвержения – тогда наступает духовная слепота и глухота, не позволяющая понять и принять даже ясные и очевидные вещи.

Поэтому пример, который мы видим сегодня из Евангелия, предостерегает всех нас от такой слепоты, от фарисейской предвзятости, а побуждает к открытости для истины. И если мы чего-то не знаем и не понимаем – то должны просить у Бога открыть нам глаза, объяснить, указать на правильный путь. А Он, Кто Сам имеет имя Истина – даст нам познание правды и направит нас к лучшему.

Дорогие братья и сестры!

Сегодня мы почтим память апостола и евангелиста Иоанна Богослова, любимого ученика Христова, а завтра будем прославлять святителя Николая, правило веры, по случаю воспоминания о перенесении его мощей. Эти два святых подают нам пример истинного следования за истиной, благодаря чему они и сами познали глубины Божественного Откровения, и послужили другим, как истинные учителя. Поэтому чествуя и прославляя их, просим у них наставничества и помощи и для нас. Чтобы никогда нам не быть ослепленными духовно, но чтобы наши глаза всегда были открыты для познания правды Божией и следования за ней.

Аминь.

Об этом сообщает информационный ресурс Духовный фронт Украины.

Лента

Годовщина депортации крымских татар: МИД призвал мир усилить давление на Россию

80 лет назад тоталитарный советский режим под руководством Сталина насильственно депортировал из родной крымской земли коренных жителей Крымского полуострова,...

Актуально