Воскресенье, 28 апреля, 2024

Греческий профессор: Поведение Москвы создало кризис и ряд расколов в мировом православии

Must Read

Православная церковь вступает в период новых внутренних потрясений с геополитическими последствиями на фоне вторжения РПЦ в Африку и эскалации споров об автокефалии в Украине.

Патриарх Александрийский и всея Африки Феодор II обвиняет Москву во «вторжении» в Африку, которое, по мнению западных аналитиков, подпитывает беспорядки и государственные перевороты в зоне Сахеля, со свежим примером в Нигере. Российский Патриарх Кирилл в проповеди отстаивал вторжение своей Церкви в Африканском регионе, чем вызвал реакцию Вселенского Патриарха, выразившего обвинение во “вторжении без какой-либо церковной легитимности”.

Елизавета Продром, Греко-американка, профессор международных отношений в Бостонском колледже со специализацией на религиозных, геополитических и правах человека, рассказывает «nyxthimeron» о кризисе в Православной Церкви.

«Сегодняшний режим в России инструментализовал православие для оправдания вторжения и войны», – говорит она. «И к сожалению, Патриарх Московский вместо того, чтобы осудить и противостоять войне, её поддерживает и, хуже того, благословил».

Как вы это объясняете?

– Отношение Кирилла является отражением его геополитического ожидания заменить Вселенского Патриарха, отражением неприятия Москвой первенства Вселенского Патриархата. Теория Третьего Рима подытоживает геополитическую игру, которую ведёт Московский Патриархат. На самом деле она является искажением, сознательным искажением исторической позиции Вселенского Патриархата как Нового Рима.

И это имеет последствия для православной церкви?

– Поведение Москвы, к сожалению, создало кризис и ряд внутренних расколов в мировом православии. Вместо того чтобы вести себя как религиозный институт, Московский Патриархат функционирует как светско-политический институт. Такое поведение может быть следствием большевистского опыта, который, возможно, создал внутренние травмы и организационные патологии в Русской Церкви. Личности также играют определенную роль – Путин и Кирилл заключили своеобразное дьявольское соглашение (фаустовское соглашение) ради своих амбиций. Но это нанесло ущерб Церкви и подорвало единство православия, а также помешало её глобальному имиджу. Со всем тем Патриарх Варфоломей продолжает ссылаться на Кирилла, который в неприемлемом заявлении назвал его раскольником. Сам факт, что он продолжает поминать Кирилла, свидетельствует о духовной любви и преданности Вселенского Патриарха единства Церкви.

– Как Вы расцениваете недавние заявления спикера МИД России о том, что кризис в Православной Церкви – это вина Фанара?

– Это неправильный анализ. Ответственность за кризис несёт Московский Патриархат. Московский Патриархат систематически сражается – в геополитическом и церковном смысле – с Вселенским Патриархатом. Начиная с 2016 года, с попытки саботировать Святой и Великий Синод на Крите своим отсутствием, систематической политики дезинформации о его результатах на цифровых платформах, давлении и угрозах в адрес других Православных Церквей, признавших решение об автокефалии Украинской Церкви. Важно подчеркнуть, что Московский Патриархат начал геополитическую церковную войну против Константинополя ещё до решения об автокефалии Украины, чтобы оспорить первенство Вселенского Патриархата. Вся эта стратегия имеет глубокие исторические корни. С 2016 года Москва ведёт войну против Константинополя. Реакция на Украину, поддержка и оправдание вторжения, создание епархии в Африке, цифровая дезинформационная кампания против Фанара – это свидетельствует об амбициях Москвы.

– Но, похоже, что внутренний конфликт, кроме Украины, переместился и в Африку.

– Создание российского патриаршего экзархата в Африке по случаю признания Александрийским Патриархатом автокефалии Украины – ещё один мощный пример ответственности Москвы за кризис в мировом православии. В том смысле, что Московский Патриархат ведёт религиозную геополитическую игру, связанную с геополитическими целями российского государства. Пример Африки отражает карательное и агрессивное поведение Российского Патриархата в отношении других Православных Церквей; особенно выживающих в сложных условиях, как в Святой Земле, Сирии и других местах, даже в балканских странах. Однако я считаю, что агрессивное поведение Москвы имело прямо противоположный эффект, чем тот, к которому стремился её патриархат. То есть Церкви понимают, что Москва ведёт жестокую геополитическую игру, в которой они не готовы активно участвовать, они не хотят стать жертвами, которой стала Украина, и они не хотят стать побочными жертвами в церковно-геополитической войне, которую Московский Патриархат начал против Вселенского Патриархата . И если они до сих пор не признали автокефалию Церкви Украины, это потому, что они понимают из событий в Африке и войны в Украине, что пока молчание – это выбор философии выживания.

– В исламе мы также видим инструментализацию Корана, особенно Турцией, в геополитических целях.

– Эрдоган использует ислам как средство реализации своих Нео османских видений гегемонистского лидерства в глобальном исламском мире, а также геополитических амбиций сделать Турцию великой державой в 21 веке.

Дианет (Министерство по делам религии) является проводником геополитического проекта Турции в культурно-политически религиозном пространстве мусульманского населения в Европе, Африке, Центральной Азии и во всем мире.

Осуждение со стороны Фанара

В речи на праздник Преображения Господня Варфоломей обрушился на Московского Патриарха, как по поводу русского вторжения, так и по поводу африканского вопроса. В частности, он сказал: “Мы являемся свидетелями отвратительной и пока бесконечной войны в Украине, где православное государство воюет, с родительским и патриаршим благословением официальной Церкви, с другим братским, православным народом. И вы понимаете, что я имею в виду Патриарха Московского Кирилла, который двумя руками благословляет эту отвратительную, злую войну, вместо того чтобы её осудить. Мы являемся свидетелями вторжения, вопреки всякой церковной легитимности, Православной Церкви, и опять же Русской Церкви, на борющуюся каноническую территорию Восточного Патриархата в Африке, которая является территорией юрисдикции Александрийского Патриархата. Почти пять лет мы чувствуем вкус неблагодарности и одностороннего прерывания общения со стороны Церкви-дочки, не из доктринальных соображений, а явно из соображений геополитической целесообразности, одетого, по сути, с недавних пор в плащ несвязанных и обидных обвинений в адрес Константинопольской Церкви матери, обвинений в “экклезиологической ереси”!”.

Разговаривал: Ставрос Тзимас / Источник: www.nyxthimeron.com

Об этом сообщает информационный ресурс Духовный фронт Украины.

Лента

Нацгвардейцы поразили 18 блиндажей врага и обезвредили более 28 вражеских FPV-дронов. ФОТО

На Лиманском направлении воины бригад «Хартия», «Азов» и «Буревой» НГУ за неделю утилизировали 18 блиндажей врага, более 28 единиц...

Актуально