Среда, 15 мая, 2024

Как Московский Патриархат «привлек» к войне Ватикан

Must Read

В этой дискуссии мы приводим текст, подписанный четырьмя университетскими профессорами – Томасом Бремером (Мюнстер), Региной Эльснер (Берлин), Массимо Фаджоли (Филадельфия) и Кристиной Штекль (Инсбрук), – которые просят, чтобы Рим пытался оставить открытым канал диалога не только с Русской Православной Церковью, которая откровенно вставшей на сторону Путина, но также с Церквями, которые находятся в Украине, начиная с некоторых краеугольных камней: мира, защиты человеческой жизни и признания правдивости фактов.

Интервью Папы Франциска газете Corriere della Sera от 2 мая заново открыло дискуссию по поводу позиций Папы и Святого Престола относительно войны в Украине. Как написал Джанфранко Брунелли (директор “IL REGNO”), на самом деле «Папа избрал неосторожность в ситуации, которая ему кажется реалистично пессимистичной».

В этой дискуссии мы приводим текст, подписанный четырьмя университетскими профессорами – Томасом Бремером (Мюнстер), Региной Эльснер (Берлин), Массимо Фаджоли (Филадельфия) и Кристиной Штекль (Инсбрук), – которые просят, чтобы Рим пытался оставить открытым канал диалога не только с Русской Православной Церковью, которая откровенно встала на сторону Путина, но также с Церквями, которые находятся в Украине, начиная с некоторых краеугольных камней: мира, защиты человеческой жизни и признания правдивости фактов, отмечает Re-blog.

За два месяца с начала российского вторжения Российская Православная Церковь не упустила ни одного случая утвердить, что в отношении ситуации в Украине Ватикан находится на её стороне. В то время как Ватиканская дипломатия и Папа Франциск пытаются подобрать слова и символы для описания этой войны, которую они, кажется, трактуют как результат геополитического конфликта интересов между Россией и Соединенными Штатами, Московский Патриархат остался непреклонен в своей решимости представить Ватикан как своего союзника и игнорировать доказательства противоположного. Достаточно рассмотреть следующую хронологию событий и заявлений: когда Папа Франциск посетил посла России при Святом Престоле 25 февраля, на следующий день после начала войны, этот визит на Западе был широко воспринят как дипломатическая мирная инициатива. Российская сторона подала отличную интерпретацию и подчеркнула, что Папа просто хотел лично узнать, что происходит на Донбассе и в других частях Украины. Постоянные призывы Папы Франциска к миру в Украине Российская Православная Церковь до сих пор интерпретирует как поддержку оправдания войны, начатой ​​Россией, согласно которой мир на Донбассе находился под угрозой украинских экстремистов и должен быть восстановлен с помощью российской «военной спецоперации».

Русская Православная Церковь также использовала в качестве рекламы визит Апостольского нунция в Россию монс. Джованни д’Аньелло к Кириллу 3 марта и видеоконференцию в середине марта между Папой Франциском и Патриархом Кириллом. Фото обоих событий широко распространялись в российских государственных и религиозных СМИ, сопровождаясь месседжем о том, что Московский Патриархат и Ватикан имеют общее видение важных мировых проблем – необходимости защиты традиционных ценностей, семьи, прав верующих – и что Ватикан, как, например, Демократическая Республика Конго придерживается позиции политического нейтралитета. В последние недели шла дискуссия о возможной встрече Папы Франциска с российским Патриархом Кириллом 14 июня в Иерусалиме. 22 апреля в интервью Папа сказал, что Святой Престол вынужден отменить встречу. Однако в тот же день Митрополит Илларион из Московского Патриархата сообщил, что встреча «перенесена» из-за событий последних двух месяцев и соответствующая подготовка ещё не началась.

Совсем недавняя публикация Российской академии наук, доступная в Интернете, оценивает международную ситуацию по войне в Украине. Интересно отметить, что публикация рассматривает также и Католическую Церковь как политический фактор. Автор доклада трактует отношения Московского Патриархата и Ватикана в нынешней ситуации так: «Ватикан и Московский Патриархат, как правило, позволяют руководителям национальных Церквей занимать разные политические позиции, но они сами предпочитают оставаться вне конфликта».

Сманипулируемая позиция Ватикана.

Просьбы членов Украинской Православной Церкви (находящейся в сопричастии с Московским Патриархатом) к Патриарху Кириллу вмешаться от имени Президента Путина здесь сводятся к «разным политическим позициям лидеров национальных церквей» и глухота Кирилла к таким мольбам называется «остаться вне конфликта». В этой публикации Российской академии наук, заявления Папы Франциска о мире и прекращении кровопролития интерпретируются как «достаточно мягкая позиция по сравнению с антироссийскими выступлениями многих европейских политиков», а роль Католической Церкви в большинстве своём трактуется как понятная о мотивах России.

Сам Папа Франциск сделал слишком мало для того, чтобы опровергнуть эту точку зрения, когда в интервью итальянской газете Corriere della Sera от 3 мая спросил себя, «лающий НАТО в двери России» заставил Путина начать вторжение в Украину, и утвердил, что «в Украине конфликт создали другие».

Одним словом, все эти примеры указывают на то, что Российская Православная Церковь сознательно и стратегически манипулирует заявлениями и действиями Ватикана, чтобы донести месседж о том, что Папа Франциск находится на стороне Патриарха Кирилла относительно войны в Украине. Даже когда в интервью Corriere della Sera Папа назвал Патриарха «алтарником Путина», итог этого интервью, предложенного российскими СМИ, заключался в том, что Франциск назвал Кирилла «братом». Кроме того, Российская Православная Церковь представляет себя — бок о бок с Ватиканом — как будущую силу мира: «Отношения между Русской Православной Церковью и Ватиканом могут послужить хорошей основой для дальнейшего формирования повестки дня для поддержания мира в отношении украинского кризиса».

Если Ватикан намерен положить конец манипулированию своей позицией со стороны Московского Патриархата, ответственные лица должны, прежде всего признать, что эта манипуляция имеет место и что политика дипломатического равновесия Ватикана приводит к манипуляциям со стороны Русской Православной Церкви. Даже более четких заявлений об осуждении российской захватнической войны в Украине само по себе недостаточно, потому что российская сторона просто игнорирует их, как и голоса своей Украинской Православной Церкви. Единственный способ покончить с манипулированием позицией Ватикана со стороны российских государственных и церковных СМИ – это прекратить продуцировать действия и заявления, которые можно интерпретировать как подпитывающие российскую пропаганду и делать очень четкие и недвусмысленные заявления.

Похоже, Папа Франциск интерпретирует войну в Украине как результат геополитического конфликта интересов между Россией и Соединенными Штатами. Такой взгляд на конфликт имеет важные пробелы. Обманчива сама идея, что Россия защищает законные интересы национальной безопасности в Украине и что НАТО якобы нарушило эти интересы своими прошлыми расширениями.

Безопасность согласно позиции Кирилла и Путина

Безопасность для кого? Россия, утверждающая, что ей нужны гарантии безопасности от расширения НАТО, на самом деле более двух десятилетий не смогла обеспечить безопасность, в том числе личное, достоинство и мир своему собственному населению и соседним странам. Оппозиционные политики, критически настроенные журналисты, активисты гражданского общества и простые граждане заставляли молчать, подвергали репрессиям и даже убивали. Даже внутри Русской Православной Церкви протесты были подавлены. Летом 2019 года несколько десятков священников Русской православной церкви подписали письмо протеста против жесткого разгона мирных демонстрантов накануне выборов в городские власти Москвы. Патриарх Кирилл осудил письмо как политизацию Церкви. Случаи подавления законного гражданского протеста учат нам, что мир и особенно Ватикан не должны признавать легитимными требования интересов безопасности РФ перед лицом откровенных нарушений Российским государством и личной безопасности её граждан. Кремль стремится к безопасности от расширения НАТО не для построения мира, но для продолжения репрессий в отношении собственного населения и дестабилизации соседних стран.

В последние недели дипломатические усилия Ватикана в отношении Москвы не сопровождались равноценным усилием в отношении других Православных Церквей региона: Православной Церкви Украины и её Митрополита Епифания, Украинской Православной Церкви в сопричастии с Московским Патриархатом и её Митрополитом Онуфрием, открыто критиковавшим молчание своего Патриарха. Святой Престол должен воспользоваться этой возможностью, чтобы объединить усилия со всеми Православными Церквами страны, обеспечить гуманитарные коридоры или оказать помощь в находящихся под осадой местах. Она должна неформально и неофициально поддерживать дистанцирующиеся от Москвы силы Украинской Православной Церкви. Нежелание Ватикана привлекать других православных действующих лиц в Украине идёт только в пользу Московского Патриархата. Святой Престол должен признать серьезность пасторальной ситуации в Украине, где православные испытывают жестокую военную агрессию со стороны страны, чей религиозный лидер, Патриарх Кирилл, говорит, что это насилие является частью его плана по их спасению (спасению от либеральных и демократических ценностей).

Кроме того, уделяя, по экуменическим мотивам, особое внимание иерархии МП, Ватикан становится зависимым от Московского Патриархата, который уже, даже в глазах Папы Франциска, глубоко скомпрометирован («Патриарх не может превратиться в алтарника Путина»), – сказал он Corriere della Sera). Таким образом, Святой Престол рискует навредить самому экуменическому проекту, а также собственным традициям и дипломатическому авторитету.

С экуменической перспективы.

Где мир, ценность жизни и правдивость в последних поступках Патриарха Кирилла? Он оправдывал войну в тех же терминах, что и российское правительство; он призвал русских солдат вести справедливую войну против «сил зла»; он подарил икону Нацгвардии для их миссии в Украине и представил эту войну как войну, в которой Россия является жертвой, а не агрессором.

Ватикан, который продолжает диалог с этой иерархией, игнорируя все другие ветви Русской Православной Церкви внутри и за рубежом Российской Федерации и игнорируя Православную Церковь Украины, рискует нанести огромный ущерб экуменическому проекту. Экуменизм также руководствуется идеей, что все христианские Церкви разделяют схожие взгляды на мир, ценность человеческой жизни и истину. На протяжении многих лет столичный Патриархат в одностороннем порядке трактовал эти ценности в очень ограниченном и только с точки зрения обычных христианских ценностей. В середине 2010-х годов Московский Патриархат, а также неоконсерваторы в США несколькими годами раньше мечтали о «святом альянсе» консервативных христианских сил с Ватиканом, мечте, прерванной понтификатом Франциска.

Понтификат Франциска ясно продемонстрировал этот разрыв, который был объявлен с официальной четкостью, но неоспоримо для неоконсервативного блока в США. В 2017 году директор La Civiltà Cattolica, отец-иезуит Антонио Спадаро и Марсело Фигероа, пресвитерианский пастор, являющийся директором аргентинского издания Ватиканской газеты L’Osservatore romano, определили эти альянсы, построенные исключительно на отвержении гомосексуализма, экуменизмом ненависти»;

Папа Франциск реструктурировал некоторые центральные органы внутри Ватикана так, чтобы ограничить влияние неоконсервативных боевиков «культурных войн». Этот тип экуменизма должен быть осуждён Ватиканом, обращая внимание на Восток. Открываясь сегодня в Московский Патриархат с точки зрения экуменизма ценностей, Папа Франциск рискует пропустить через черный вход те реакционные силы, которые он пытался с 2013 г. остановить внутри собственной Церкви.

Папа Франциск всё ещё надеется на экуменический диалог с нынешним руководством Русской Православной Церкви. В настоящее время не хватает важных условий для этого диалога: преданности миру, ценности человеческой жизни и правде. Умышленное и стратегическое манипулирование со стороны Московского Патриархата и российских СМИ поступающими из Ватикана месседжами должно вызывать тревогу. Трудно представить, что подлинный экуменический диалог и сопричастие между Православными Церквями можно восстановить без знаков метанной [покаяния – ред.] со стороны лидеров Русской Православной Церкви. Мы понимаем и уважаем долгосрочное расположение Папы Франциска к миру и противодействию гонке вооружений. Что же касается ситуации в Украине, то самой этой благосклонности недостаточно, потому что это, очевидно, играет в пользу тех, кто поддерживает войну. По этой причине Папе Франциску необходимо прояснить позицию Католической Церкви по отношению к Украине.

Авторы: Томас Бремер, Регина Эльснер, Массимо Фаджоли, Кристина Штокль.

Перевод: Тарас Курилец

Источник www.ethos.org.ua

Об этом сообщает информационный ресурс Духовный фронт Украины.

Лента

Вселенский Патриарх прибыл в Лиссабон для участия в межрелигиозном диалоге (Фото)

Вселенский Патриарх в сопровождении почетного сопровождения прибыл в аэропорт Лиссабона утром 14 мая этого года по приглашению Международного центра...

Актуально