Воскресенье, 5 мая, 2024

Коллаборант в рясе: об уголовном деле священника РПЦ Александра Лунегова

Must Read

Автор: Андрей Бочкарь

Эта статья – не богословское и не научное исследование. Это скорее размышления о том, что произошло в украинском обществе на примере одного человека. А потому написана простым разговорным языком.

Война дала всем “второй шанс”. Не секрет, что для многих жителей Украины даже после захвата Россией Крыма и установления марионеточных кровавых диктатур на Донбассе соседняя страна оставалась, если уже не «братской» — все же воспринималась финансово и военной сильной; и у многих там оставались родственники. Также и российская пропагандистская риторика о «не все так однозначно» и «всей правде мы не знаем» довольно сильно закрепилась у изголовья большого процента наших сограждан. Особенно на это повлияли два фактора: заморозка активной фазы боевых действий в 2015 г. (война стала чем-то далеким, как где-то в районе пояса астероидов между Марсом и Юпитером), и … Московский Патриархат, который в Украине официально называется Украинской Православной Церковью (сокращенно УП).

Глава УПЦ Митрополит Онуфрий с невероятным упрямством отказывался называть Путина агрессором, а также чтить память погибших защитников Донбасса. Его примеру последовали другие епископы и священнослужители подчиненной ему Митрополии. И делали это не только потому, что такова позиция руководства (в конце концов, в Украине нет такого слепого поклонения власти, как в России), но и сами придерживались таких же совково-монархических и одновременно церковно-имперских взглядов, ведь они ещё и официально транслировались Московским Патриархом Кириллом Гундяевым в виде проекта «русский мир» о губительности которого было написано ещё в первые дни 2011 года [2]. Именно поэтому в тотальном большинстве церквей Московского Патриархата в Украине духовенство и верующие были твердо убеждены, что Россия – друг, Путин – сильный и мудрый «царь-батюшка», что в Крыму всё население само отказалось от Украины, а на Донбассе идёт «гражданская война », а в 2014 году произошел «незаконный государственный переворот».

Но когда 24 февраля 2022 года люди проснулись от российских ракет и увидели захватническую армию убийц, палачей и мародеров — тогда уже только неизлечимые «ватники» обрадовались этому. Большинство будто прозрело и начало исправлять ошибки прошлого: переход на украинский язык в общении, самостоятельный отказ от всего что-то связывало со страной-нападающим (в частности, и от родственников-рашистов), стали активно интересоваться именно украинской историей и культурой.

Итак, война дала всем второй шанс: быть действительно достойным гражданином Украины, или … окончательно зацементироваться как адепт рашизма.

Ни для кого не секрет, что на оккупированных территориях само духовенство УПЦ активно пошло на сотрудничество с врагом, поэтому этим священникам и епископам потом приходилось либо бежать с российскими войсками при освобождении города или села, либо быть осужденным после деоккупации. Наиболее известными стали коллаборанты Харьковщины (Митрополит Елисей Иванов), Луганщины (Митрополит Пантелеймон Поворознюк, протоиерей Андрей Павленко), Херсонщины (архимандрит Алексей Федоров, протоиерей Геннадий Шкиль) и Запорожской области (священники-сепаратисты, священники-сепаратисты) Ефрема Яринка, хоть и бежавший из епархии, номинально остаётся Епископом Бердянским в составе УПЦ (что является частью РПЦ).

Как в государственно-социальной (гражданской) среде, так и в церковной есть два типа сепаратистов: те, кто с хлебом-солью встретили оккупанта и пошли на откровенное сотрудничество с ним; и «спящие», или «латентные» — те «ватники», которые не оказались под оккупацией, однако являются Путинистами и рашистами в сердце. Последние могут быть просто «диванными экспертами» (менее активная категория) или собирать данные для врага в тылу или создавать нужный россиянам информационный повод (более активный и опасный слой).

Чем ближе территориально к России, тем больше спящих сепаратистов среди духовенства УПЦ. И это не просто обобщение – это наблюдение. Если взяли только одну Днепропетровскую область, то УПЦ там имеет целых три епархии с пятью (!) епископами. Духовенство чуть ли не 90% храмов этих епархий максимально избегают темы войны на проповедях, придерживаются принципа «мы вне политики», потому что, молвил «Церковь вне политики». Верные не слышат слов пастырей о том, что в стране уже откровенная война, само священство разделяет все те псевдохристианские идеи о «триединой Руси», «братских народах» и пытаются успокоить свою совесть тем, что якобы действуют «по благословению священноначалия», что напрямую связано с Москвой, и не собирается менять это в своей жизни.

Так, Митрополит УПЦ в Днепре Ириней Средний был лишен украинского гражданства, ведь у него обнаружили паспорт России [3]. Митрополит в Кривом Роге Ефрем Кицай недавно попал в скандал на въезде в Киев, когда в его телефоне нашли целую кучу российских номеров и передали дело в СБУ [6]. Митрополит в Каменском Владимир Орачов в этом плане хитрее: имея Луганскую прописку, он ещё с 2014 года знает, что есть в поле зрения украинских спецслужб — однако Кафедральный Собор (где он настоятель) почти весь наполнен рашистами; и встаёт вопрос: кто же их всем этому научил?

Конечно же, нельзя говорить, что УПЦ и Днепропетровщина вся наполнена такими индивидами: в епархии того же Иринея Среднего есть великий священник Андрей Пинчук, который своей неутомимостью активно волонтерит и помогает многодетным семьям, инвалидам и пострадавшим от войны, с самого ее начала в 2010 году. Однако… сейчас тот же Ириней запретил в священнослужении отца Пинчука и пытается отстранить его от руководства приходом. Причина проста: откровенно проукраинская гражданская и христианская позиция (а не рашистская РПЦ’шна) в пастырстве. Есть священники, которые пытаются переходить на украинский язык в проповеди и чтении Священного Писания; кто-то внедряет большее распространение украинского в Богослужении. Однако… среди общего количества духовенства этих трёх епархий и всей УПЦ они крайне редки случаи, «глас[ом] вопиющего в пустыне» (Ин. 1, 23), испытывают откровенное пренебрежение или даже преследований от своих собратьев по служению и юрисдикции.

18 мая 2023 Васильковский районный суд Днепропетровской области вынес приговор протоиерею Александру Лунегову, настоятелю церкви преподобного Александра Свирского, что в селе Манвеловка Васильковского района Днепропетровской области: 5 лет лишения свободы без конфискации имущества [4]. Осужденному инкриминировали две статьи: первая часть ст. 436-2 («оправдание, признание правомерной вооруженной агрессии российской федерации против Украины, начатой в 2014 году, отрицании временной оккупации части территории Украины») и третью часть этой статьи (то же преступление, совершенное повторно). Но история на этом не завершилась: 28 июня появилась информация, что прокурор подал апелляцию на решение суда и требует заключить в тюрьму священника уже на восемь лет, да ещё с конфискацией имущества [5]!

Как это произошло, и каковы обстоятельства этой истории? Предлагаю уважаемым читателям ознакомиться с этим.

С Александром Лунеговым мы учились вместе в одном классе в Харьковской духовной семинарии УПЦ. Он был одним из немногих старших по возрасту одноклассников, ведь большинство было вчерашними выпускниками средней школы. Именно поэтому к его мнению прислушивались. По крайней мере, так было сначала. Некоторое время он пытался совмещать работу и обучение (причем, учился он неплохо), однако со временем это давалось ему всё труднее. Сложный характер и попытки выдавать себя не за того, кем был на самом деле (представлялся то директором, то администратором — хотя на самом деле должность была более скромной) привело к тому, что его отчислили. Насколько знаю, возобновить обучение ему так, и не удалось.

Ещё одна деталь: сам г-н Лунегов из Кривого Рога, и некоторое время работал в епархиальном управлении тогда еще Епископа Ефрема Кицая. Думаю, что именно там он увидел самую неприятную сторону жизни и отношений духовенства и решил, что эти злоупотребления и моральные падения являются нормой жизни христианина и священнослужителя.

Отчисления вызвало у него озлобленность и постепенно повело в сторону деградации. Впоследствии в Днепропетровской епархии фигуранта будущего судебного дела рукоположили на священника и назначили на сельский приход в Манвеловке (так понимаю, на два одновременно — второй в честь святителя Иоанна Милостивого в пгт Письменное Синельниковского района [7, с. 641; 4]).

Весна 2014 показала нам настоящее лицо восточного соседа как циничного захватчика Крыма и создателя квазигосударственных образований на Донбассе. Впервые мы узнали, что из двух украинских областей была создана т.н. “ДНР” и “ЛНР”. Той весной мы в интернете пообщались с отцом Александром впервые после его исключения из числа студентов семинарии и в последний раз в жизни. Разговор был напряжен: он оказался человеком максимально сепаратистских взглядов; и именно от него (к счастью, только от него) узнал о проекте «Днепропетровской Народной Республики» — «знамя» которого у него было на аватаре у «VK» и представляло собой жалкую кальку из «знамени ДНР». Тогда ещё враг не был остановлен, и действительно существовала серьезная угроза, что Днепропетровская область станет следующей для введения российских войск для создания очередной псевдореспублики. Тон о. Лунегова был очень ригористическим. Фактически его риторика сводилась к советскому постулату «кто не с нами — тот против нас». Никакие аргументы бездействовали. Так я узнал, что ещё один одноклассник по семинарии стал «ватником». И особенно неприятно было это понимать на фоне того, что во время нашей учебы ни ректор Митрополит Харьковский Никодим Руснак, ни преподаватели не учили нас такому (а светские педагоги, напротив, почти все откровенно стояли на патриотических позициях).

Митрополит Ириней награждает протоиерея Александра правом ношения палки (Богослужебная награда).

Именно поэтому, когда 27 июня уже в этом году узнал решение Васильковского суда, то не был удивлен ничуть. Просто было жаль, что человек за это время не изменился к лучшему.

Из приговора следует, что уже после полномасштабного вторжения России Лунегов в разговорах оправдывал действия Путина и его армии мародеров, насильников и убийц гражданского населения. Один из этих разговоров состоялся с эвакуированной женщиной из Гуляйполя Запорожской области, которая приехала на Днепропетровщину после очередного ракетного обстрела рашистами; между прочим, эти обстрелы (в частности, и из РСЗО «Град») не прекращаются до сих пор.

12 июня 2022 года, в День Святой Троицы, эта дама «подошла к батюшке и говорила с ним. Объяснила, что ищет жилье, потому что в Гуляйполе все разбили. Он предложил поехать в Россию через Запорожье, Мариуполь и так далее. На вопрос, кто виноват в уничтожении […] сказал, что придёт Россия и наведет порядок. Когда она отказалась, то сообщил, куда и к кому можно обратиться. До этого звонил по телефону кому-то в Запорожье. В приватном разговоре после службы он обвинял руководство Украины в войне и говорил, что скоро придёт Россия» [4].

Насколько понял, Служба безопасности Украины заинтересовалась Лунеговым как раз за несколько дней до этого инцидента в День Пятидесятницы. В приговоре речь идёт о двух сообщениях зафиксированных в правовом поле: 09 июня 2022 г. заместитель начальника УСБУ в Днепропетровской области сообщил об обнаруженном уголовном правонарушении священника, «который согласно полученным в ходе осуществления контрразведывательных мер в условиях военного положения отрицает вооруженную агрессию российской федерации Украины»; и уже на следующий день, 10 июня, в Единый реестр досудебных расследований были внесены данные о преступлении.

Тогда, в конце весны — начале лета, ситуация в стране в какой-то мере стабилизировалась, и «силовые» структуры стали активно следить за «ждунами» и потенциальными коллаборантами, обнаруживая как корректировщиков ракетных обстрелов, так и тех, кто предоставлял врагу любую нужную информацию. Об этих мерах было известно всем.

Но отца Александра это не останавливало.

26 июля 2022 года в утреннем разговоре в г. Письмене (где, насколько понял, он постоянно жил) этот «ватник» снова вернулся к любимой теме и «осуществил ряд высказываний, направленных на оправдание, признание правомерной вооруженной агрессии Российской Федерации 2014, отрицание временной оккупации части территории Украины» [4]. То есть рассказывал стандартные российские нарративы, что «Крым — это Россия», «Украина сама виновата в том, что началось» и т.д.

Во второй половине августа того же года (однако, не ранее 20 числа) под ником Alex Nord наш герой написал комментарии на YouTube, где он оправдывал, вооруженную агрессию Российской Федерации против Украины, оправдывал временную оккупацию части территории Украины»[4].

Учитывая факт прослушивания телефона Митрополита Павла Лебедя, вполне возможно предположить, что прослушивали и телефон Манвеловского священника (по сообщению Председателя СБУ генерала Василия Малюка это делается дистанционно — то есть даже не нужно на время забирать аппарат [13]). Так случилось и в этот раз, что подтверждается приведенными в приговоре данными. В судебном приговоре отмечается, что 22 сентября 2022 года (т.е. за неделю до визита правоохранителей) было зафиксировано заключение судебной лингвистической (семантико-текстуальной) экспертизы № 214, в котором анализируется проведение негласных следственных (розыскных) действий, проведенных еще 16 августа! В тот день проповедник рашизма снова не сдержался и высказывал свои антиукраинские взгляды, а экспертиза подтвердила, что «в зафиксированном телефонном разговоре содержатся утверждения и высказывания, что совокупно является оправданием, признанием правомерной вооруженной агрессии российской федерации против Украины, отрицания территории Украины». ].

Через неделю после анализа телефонного разговора произошло роковое для о. Александра: 29 сентября 2022 г. его посетили правоохранители и провели обыск дома и во дворе. Удивительно, никакой пророссийской литературы или чего-то подобного не было найдено. Следователи попросили телефон, и Лунегов отдал его добровольно. И тут оказалось, что пресвитер подписан в Telegram и Viber на целый ряд рашистских пабликов: МИР Z, Z, Army, НОВОСТИ РФ, а также чат-бот VoZмездие. Через последний московиты собирают сведения о Вооруженных Силах Украины, а сами группы «содержат антиукраинское содержание и распространяют российскую пропаганду» [4]. Все сообщения, написанные владельцем аппарата, были сфотографированы и зафиксированы.

В результате изучения телефона расследование установило его принадлежность Александру Анатольевичу (в частности, путем экспертиз и изучения цифровых данных именно этой модели), а на суде родственник Лунегова по линии отца подтвердил, что номер мобильного оператора (на который зарегистрированы профили в мессенджерах и социальных сетях) принадлежит задержанному. Следствие доказало, что в конкретное время им были написаны антиукраинские и пророссийские тексты в Telegram и Viber.

На следующий день, 30 сентября 2022 года, иерей был задержан. Начался долгий процесс сбора и анализа данных: опрашивались свидетели, проводились дополнительные экспертизы.

Позволили ли Александру носить электронный браслет и находиться под домашним арестом, как это было сделано для Митрополитов Павла Лебедя и Иоасафа Губеня? Получить подобные данные не удалось. Но в приговоре указано, что до вступления его, в силу осужденному следует «оставить заключение под стражей» [4], а «срок наказания […] считать с момента фактического задержания, то есть с 30.09.2022 года» [4]. Выходит, что всё это время любитель «русского мира» находится в следственном изоляторе.

Трудно судить, ушел ли о. Лунегов на полное сотрудничество со следствием (как, например, тот же Митрополит Иоасаф Губень), однако зная приговор суда и дальнейшие действия вполне можно предположить, что он это если и делал, то не всегда; возможно, ждал, когда его уволят «русские, которые своих, не бросают»…

Анализ полученных данных и свидетельские показания полностью доказывали вину священника РПЦ. Ему были инкриминированы две статьи: «оправдание, признание правомерной вооруженной агрессии российской федерации против Украины, начатой в 2014 году, отрицании временной оккупации части территории Украины» (ч. 1 ст. 436-2 Уголовного кодекса Украины) и «действия, предусмотренные частью первой или второй настоящей статьи […] совершены повторно […] с использованием средств массовой информации» (ч. 3 ст. 436-2 кодекса) [4; 8]. По первой статье предусматривается наказание в виде двух лет лишения свободы, по второй уже пять (без конфискации имущества).

18 мая 2023 г. состоялось окончательное заседание суда. На нём обвиняемый «свою вину в совершении инкриминируемых ему преступлений при указанных выше обстоятельствах признал полностью. Объяснил, что в содеянном раскаивается. Подтвердил обстоятельства совершения преступлений, указанных в обвинительном акте. Объяснил, что понимает, что не надо этого делать, комментарии он писал сам […] Хочет продолжить служение, а потому просит не лишать свободы» [4]. А служение священник-рашист хотел продолжить в том числе и потому, что всё это время на него не было наложено запрета в священнослужении епархиальным Епископом Иринеем (запрет наложили уже после суда, или, по крайней мере, просто это написали на сайте епархии [11] — ведь ещё до Пасхи этого запрета не было. Да и какой мог быть запрет, если Митрополит Средний — сам откровенно промосковский? Говорят, что по канонам на время следствия нужно налагать запрет на священнодействие. Полностью разделяю такое мнение. Однако не смог найти ни одного канона, в котором было бы указано, что на священнослужителя, обвиняемого государственным (именно государственным, а не церковным) судом, на время расследования должен быть возложен запрет. Манипуляции Цыпина по 14 правилам Сардикийского и 28 и 147 канонов Карфагенского Соборов относятся сугубо к церковному судопроизводству. Есть лишь позднее решение Устава Духовных Консисторий Русской Церкви имперского периода: «Духовному лицу, обвиненному в преступлении, запрещается священнослужение в соответствии с обстоятельствами, содержащимися в обвинении и открываемыми в ходе следствия. Распоряжение об этом предоставляется по собственному усмотрению (выделено мною – АБ)» [12, 533]. Очевидно, для Митрополита Иринея обвинения протоиерея Лунегова в рашизме не являлись основанием для наложения запрета на время судопроизводства.

Но суд не поверил искренности раскаяния отца Александра — он явно во время общения с ним на допросах и судебных заседаниях считал себя правым (может даже по новой «моде» в УПЦ начал считать себя «гонимым»?..), или обходился какими-то полумерами. Так или иначе, и судьей был сделан особый акцент на этом: «суд учитывает то, что ввиду продолжающейся вооруженной агрессии против Украины со стороны Российской Федерации, а также наличия обоснованных сомнений в искренности раскаяния [подсудимого — АБ] в совершении преступлений, возникшие у суда во время допроса и общения с ним в судебном заседании» [4]. Именно поэтому «суд не видит возможности освобождения обвиняемого от наказания с испытательным сроком» [там же].

Как уже отмечалось ранее, по обеим статьям предусматривается 7 лет лишения свободы. Но судья проявил милосердие, применив 70 статью Уголовного кодекса, позволяющую «по совокупности преступлений путем поглощения менее строгого наказания более строгим назначить окончательное наказание в виде 5 (пяти) лет лишения свободы без конфискации (такая ошибка в тексте — АБ) имущества »[4].

Таким образом, Лунегову присудили 5 лет с сохранением собственности, из-за сомнения в искренности раскаяния не позволили назначить испытательный срок, а «срок наказания […] считать с момента фактического задержания, то есть с 30.09.2022 года» [4]. «Вишенкой на торте» стало то, что за три экспертизы (компьютерной техники и две лингвистических (семантико-текстуальных) отец-«ватник» должен оплатить 17 286,7 гривны).

Священник Лунегов (возможно, во время суда).

Реакция отца Александра была не только мало христианской — даже по обычным человеческим меркам откровенно безумной. Он заявил, что ««когда в Америке Дональд Трамп снова станет Президентом», то правоохранители, причастные к его задержанию, а также судьи, будут расстреляны» [9]!

Как известно, россияне надеются на то, что Трамп снова станет Президентом Соединенных Штатов Америки, ведь тот известен своим поклонением перед диктаторами (в частности, и перед Путиным). Что ж: один осужденный надеется на помощь другого находящегося под следствием — достойная «парочка»! Осталось только сообщить Дональду, как в Украине страдает бедный протоиерей Александр. А само упоминание о Трампе на суде свидетельствует о том, что сам г-н Лунегов искренне верит российской пропаганде, что Украина якобы находится «под внешним управлением США» — потому и апеллирует к гипотетическому Президенту на Американском континенте. Один знакомый, знакомый с этим процессом, не только подтвердил это заявление осужденного, но и отметил, что тот позволил себе не только такие обращения в адрес суда.

Такое неуважение к Богу и Его Церкви, которая учит совершенно противоположному такому поведению, суду и обществу, и к самому себе не могла пройти незамеченной. А потому неудивительно, что 28 июня 2023 появилась информация о том, что прокурор подает апелляционную жалобу на этот приговор, и будет просить суд изменить наказание на максимальное из предусмотренных за эти преступления: 8 лет заключения с конфискацией имущества [9 ]! Учитывая истерику Лунегова в суде, вполне вероятный шанс того, что суд сможет удовлетворить просьбу прокурора.

Война дала всем “второй шанс”. Но не все им воспользовались достойно. Протоиерей Александр Лунегов не то чтобы не смог это сделать — он не захотел. Не захотел сознательно, хорошо понимая, что этот отвратительный, откровенно антихристианский и бесчеловечный «русский мир» в Украину завозят на танках, проповедуют ракетами и пулями, а учат ему в застенках. Знал ли он об этом? Конечно же, знал. Невозможно в настоящее время быть подключенным к интернету и не встречать эти новости (даже из рашистских информресурсов). Знал – и сознательно «закрывал глаза» на эти факты «ради высшей цели»; или, ещё хуже, считает, что всех, кто любит Украину, действительно, надо уничтожить. Думаю, в о. Лунегу все равно прижились оба мнения. И это падение в бездну для христианина и для пастыря (уже не говоря о гражданской позиции).

Напоследок хочется, чтобы эта история получила как можно большее распространение. Любое коллаборантство должно быть разоблачено и справедливо осуждено в соответствии с доказанными фактами преступления. Священнослужители отвечают не только за себя: это еще и общественные деятели, слово и мнение которых влияет на численное количество людей. И, если такой священник или Епископ становится отравлен наихудшей ересью современности («русским миром»), самой радикальной смесью фашизма (этатического, где главным во всех сферах является государство) и нацизма (где единственной привилегированной нацией может быть только одна) покрыта оболочкой христианской религии (не духом, а именно оболочкой) в виде рашизма, то невольно вспоминаются слова Христа о таких людях: «Если свет, что в тебе – тьма, то насколько велика и тьма?» (Мф. 6, 23). Покается ли о. Александр за свои деяния? По-человечески слабо верится; остаётся только христианская надежда.

Лично мне хочется, чтобы его узнали в Московской Патриархии и внесли в списки на обмен. Как раз на днях глава Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ в РПЦ В. Легойда заявил о том, что они «совместно с профильными органами государственной власти (российской — АБ) предпринимают усилия в целях обмена священников и православных общественных деятелей из Украины…». Большая часть работы в области обмена пленными происходит вне публичной сферы»[10].

Если Александра Лунегова смогут обменять хотя бы одного плененного Россией человека из Украины, то можно будет считать, что он не зря прожил свою жизнь, принеся эту большую пользу факту своего обмена на того, кто действительно любит Украину.

Использованные источники и литература:

  –   Богослужебное Евангелие (Апракос). – Киев: Миссия «Ставропигия Вселенского Патриархата в Украине», 2023. – 440 с.

  –   Бочкарь А. Что представляет собой “Русский мир”? Истоки, современное состояние, уроки [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.religion.in.ua/main/bogoslovya/7780-shho-yavlyaye-soboyu-ruskij-mir-vitoki-suchasnij-stan-uroki.html. Дата доступа: 02.06. 2023 г.

   –  Уже официально: фамилии четырех Митрополитов УПЦ МП, лишённых гражданства Украины из-за российского паспорта [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://apostrophe.ua/ru/news/society/2023-04-26/uje-ofitsialno-familii-chetyireh-mitropolitov-upts-mp-lishennyih-grajdanstva-ukrainyi-iz-za-rossiyskogo- pasporta/295799. Дата доступа: 02.06. 2023 г.

   –  Приговор именем Украины. Дело №172/449/23. Производство №1-кп/172/41/23 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://reyestr.court.gov.ua/Review/110936177. Дата доступа: 02.06. 2023 г.

   –  Давиденко К. Пророссийски настроенный священник из Днепропетровской области хочет усилить наказание [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://dnepr.express/ru/post/prorosijski-nalashtovanomu-svyashenniku-z-dnipropetrovskoyi-oblasti-hochut-posiliti-pokarannya. Дата доступа: 02.06. 2023 г.

   –  Десятый за этот год сторонник русского мира в рясе: Пограничники на Киевщине в очередной раз обнаружили пророссийского попа [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://df.news/2023/06/27/desiatyj-za-tsej-rik-prykhylnyk-russkoho-mira-v-riasi-prykordonnyky-na-kyivshchyni-vkotre-vyiavyly-prorosijskoho-popa. Дата доступа: 02.06. 2023 г.

   –  Днепропетровская епархия: Информационно справочное издание. – Днепроперовск: Издательский отдел Днепропетровской епархии, 2008.– 648 с.

  –  УГОЛОВНЫЙ КОДЕКС УКРАИНЫ (Ведомости Верховной Рады Украины (ВВР), 2001, № 25-26, ст.131) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://zakon.rada.gov.ua/laws/show/2341-14#n3891. Дата доступа: 03.06. 2023 г.

  –  Пророссийски настроенный священник из Днепропетровской области хочет усилить наказание [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://dnepr.express/ru/post/prorosijski-nalashtovanomu-svyashenniku-z-dnipropetrovskoyi-oblasti-hochut-posiliti-pokarannya. Дата доступа: 04.06. 2023 г.

   –  РПЦ работает над обменом священников-коллаборантов из УПЦ (МП) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://df.news/2023/07/01/rpts-pratsiuie-nad-obminom-sviashchennykiv-kolaborantiv-iz-upts-mp. Дата доступа: 03.06. 2023 г.

   –  Список священнослужителей в священническом сане Днепропетровской епархии Украинской Православной Церкви (по состоянию на 22 июня 2023 г.) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://eparhia.dp.ua/svyashhenniki. Дата доступа: 03.06. 2023 г.

  –   Цыпин В., прот. Курс Церковного права. Учебное пособие. – Клин: «Христианская жизнь», 2004. – 700 с.

  –   Как собирают информацию российские агенты в Украине [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://youtu.be/0SkEoGiplhI. Дата доступа: 03.06. 2023 г.

Об этом сообщает информационный ресурс Духовный фронт Украины.

Лента

Сегодня ночью от агрессии РФ пострадала и Днепропетровщина

Ночью российские военные атаковали Днепр и Днепропетровскую область ударными дронами "Шахед". Из-за падения обломков сбитых дронов возникли пожары и...

Актуально