Четверг, 9 мая, 2024

Лучший и совершенный путь веры – избегать крайности – Митрополит Епифаний

Must Read

Через неделю после Пасхи, через чтение из Евангелия мы вспоминаем пример уверования Апостола Фомы в Христово воскресение из мертвых. Почему это событие, важно и какие уроки мы можем извлечь из него? Главный урок состоит в том, что из-за сомнений Фомы утверждается истинность смерти и воскресения Господа Иисуса Христа.

Об этом шла речь во время воскресной проповеди Предстоятеля ПЦУ.

Из описаний событий у четырех евангелистов мы убеждаемся в том, что среди даже ближайших учеников Спасителя не было тех, кто действительно ожидал Его воскресения из гроба на третий день, был бы твердо убежден в том, что оно произойдет и тем более побуждал бы к подобному уверенности других. Из всех участников евангельских событий мы видим только начальников народа Израиля, членов Синедриона, которые в сам день пасхального празднования не ленятся прийти к Пилату, потому что они вспомнили: «обманщик, когда ещё был жив, сказал: через три дня воскресну» (Мф. 27:63). И именно эти противники Христа опасаются, что Его ученики похитят Его тело, чтобы так через обман совершить истинное пророчество.

В то же время и апостолы, и женщины-мироносицы, будучи свидетелями смерти их Учителя, находились в трауре. Мироносицы спешат к гробу не воскресения ради, а для того, чтобы выполнить погребальные ритуалы, которые обычно совершались для умершего. Даже когда они видят, что большой камень, прикрывавший вход в гробницу, был отвален, а сама она – пуста, то думают не о воскресении, а как Мария Магдалина, – что кто украл тело Христово.

Новость о воскресении из мертвых заставляет их трепетать. От ужаса они даже не способны поделиться услышанным ни с кем, кроме Апостолов. Из которых двое, Петр и Иоанн, бегут к гробу и видят его пустым, из-за чего только тогда верят, что воскресение действительно произошло.

Некоторые критики Евангелия пытались объяснить распространение веры в воскресение Иисуса в духе таком, как это делали члены Синедриона перед Пилатом. Вроде бы среди учеников Христовых было настолько распространено ожидание Его воскресения, что они в экзальтации стали видеть видение, будто Он жив и говорит к ним. Или что Его тело было кем-то из учеников украдено, чтобы пустая гробница дала им повод рассказывать о воскресении.

Реальные события представляют нам совершенно другую картину – как раз апостолами и ближайшими учениками только с определенными внутренними усилиями воспринимается новость о воскресении. Даже когда они слышат её от других свидетелей, то сами не могут поверить, пока не получают дополнительных доказательств.

Мария Магдалина плачет у пустого гроба и в отчаянии даже не узнает воскресшего Христа, восприняв Его как садовника. Петр и Иоанн убеждаются в воскресении не тогда, когда им об этом извещают женщины-мироносицы, но когда они сами видят гробницу пустой. Лука и Клеопа даже после свидетельства женщин-мироносиц и Петра с Иоанном продолжают сомневаться, и это сомнение выражают в разговоре со Спасителем по дороге к Эмаусу.

Следовательно, сомнение Фомы, которого народная традиция, поэтому прозвала «неверующим» – не единственное среди учеников Христовых проявление какого-то упорного отрицания. Напротив – это сомнение в разной степени характерно для всех Спасителей последователей.

Почему он возник? Ибо на основании пророчеств Ветхого Завета всеобщим убеждением иудеев было то, что истинный Мессия бессмертен. Когда Господь Иисус Христос, проповедуя перед народом, свидетельствует о своём будущем распятии, то «народ ответил Ему: мы слышали из закона, что Христос пребывает во веки; как же Ты говоришь, что должно возвыситься Сыну Человеческому? Кто есть Сын Человеческий?» (Ин. 12:34).

Поэтому ученики Христовы были растеряны и охвачены отчаянием. Они верили, что их Учитель является Мессией, они были свидетелями того, как Он Сам воскрешал умерших, в том числе четырехдневного мертвеца Лазаря. Но смерть и погребение Спасителя в гробе поразили их, ибо противоречили их ожиданиям. Если Иисус действительно есть Мессия – то почему Он допустил Свою смерть? Ведь, по их мнению, как Сын Божий действительно мог даже сойти с креста или иным чудесным образом не допустить Своей смерти. Но Христос умирает – и это настолько поражает сознание Его последователей, что даже явные доказательства воскресения и свидетельства других не сразу ими воспринимаются.

Ибо то, чего они ожидали, будучи обучены в иудейской традиции истолкования пророчеств о Мессии, сильно отличалось от того, что происходило перед их глазами. Они ждали царя земного, который восстановит независимость народа Израиля – а явил Себя Царь не от мира сего. Они ожидали какого-нибудь чудесного знамения или освобождения, которое побуждает уверовать даже начальников народа. Как, изменяя Христу, очевидно, думал Иуда. Ибо если бы Иуда не надеялся на какое-то чудо – он бы не был охвачен таким сильным отчаянием после осуждения Христа на казнь, что даже покончил с собой.

Только когда свершилось всё – ученики Спасителя постепенно стали понимать, насколько их мысли и ожидания не отвечали тому, о чем было на самом деле сказано в пророчествах. Следовательно, не могло быть ни экзальтированного ожидания ими воскресения, которое привело бы к качеству видения. Тем более не могло быть похищение тела погребенного в гробе Христа.

Поэтому Господь безоговорочно утверждает истину Своего воскресения. Он снова и снова являет Себя ученикам, причем доказывает им реальность Своего возвращения к жизни через потребление пищи, через демонстрацию ран от гвоздей на руках и ногах, а также раны от копья, которым было проколото Ему ребра.

Сомнение Фомы становится поводом для ещё большего утверждения истинности воскресения умершего Спасителя, реальности этого воскресения и тождества Распятого и Воскресшего.

Ибо эта истина воскресения Христова в теле, а не духовно или призрачно, воскресение в том же теле, которое испытало страдания и смерть, а не в каком-то другом – становится краеугольным камнем последующей апостольской проповеди. Господь, как всемогущий, мог воскреснуть, исцелив раны Свои так, что не осталось бы никакого видимого знака от них. Он оставляет эти раны и знаки, чтобы они служили дополнительным доказательством истинности того, что Он был распят, истинно умер – но на третий день воскрес, победив смерть.

История уверования учеников Христовых в Его воскресение, и особенно сегодня упоминаемое обращение Фомы, показывает нам, что Господь не ожидает от нас веры бездумной, слепой. В то же время Он побуждает нас верить в истины, проповедуемые и совершенные Им, давая для этого необходимые доказательства через чудеса, через знамения, через рассказ свидетелей.

Но тех, кто верит в Его воскресение, не требуя многих и явных доказательств, а довольствуясь одним свидетельством, Спаситель называет блаженными, как Он сказал об этом Фоме: «Ты поверил, потому что увидел Меня; блаженны не видевшие и уверовавшие» (Ин. 20:29).

Всё это, дорогие братья и сестры, показывает нам лучший, совершенный путь веры – избегающий крайностей. Сознательная и убежденная вера защищает нас от облегчения дьяволом, от признания ложных знамений и ложных пророчеств.

Нет греха в том, чтобы в вопросах нашей духовной жизни мы не удовлетворялись лишь чьим-то руководством или указанием, но проверяли и исследовали, согласуется ли это с Божественным Откровением и с учением Церкви. Ибо, к сожалению, много тех, кто как во времена земной жизни Спасителя, так и ныне, глупо восхищались и восхищаются ложными учениями, обманчивыми видениями, ложными пророчествами, если все эти пророчества и видения ублажают их ожидания.

В то же время подлежат осуждению те, кто, имея показания и доказательства, остаются упрямыми в своём неверии. Бог открыл и явил все необходимое для того, чтобы всякий человек уверовал в Его Сына, в Мессию-Христа. И те, кто отказываются верить, делают это не потому, что недостаточно доказательств, но потому, что не хотят признавать истинность учения Христова и исполнять обязанности, которые, ради спасения, налагаются на человека Божьими заповедями.

Поэтому, дорогие братья и сестры, вспоминая сегодня обращение Фомы, должны взять для себя правило следовать именно такому, срединному, царскому пути веры. Не уклоняясь от него ни направо, ни налево, то есть ни к неоправданной доверчивости, ни к упрямому скептицизму.

Чтобы и нам, как тем, кто хотя и не видели воскресшего Господа телесными глазами, как видел Фома, – чтобы и нам постичь обещанное блаженство. Ибо мы по свидетельству Евангелия и Церкви истинно верим – Христос воскрес!

Аминь.

Об этом сообщает информационный ресурс Духовный фронт Украины.

Лента

США объявили вознаграждение в $10 миллионов за российского хакера

Министерство юстиции США выдвинуло обвинение российскому хакеру Дмитрию Хорошеву, известному также как LockBitSupp, LockBit и Putinkrab. Об этом говорится...

Актуально