Вторник, 30 апреля, 2024

“Меня проклинали, на чём свет стоит, утверждая, что я предал веру…”, – священник ПЦУ Владислав Шиман

Must Read

26 января 2019года состоялось судьбоносное для Свято-Покровского храма поселка Сарата, его Настоятеля протоиерея Владислава Шимана, прихожан храма, и, пожалуй, и всех жителей района собрание верующих. В тот день почти единогласно к 300 участникам собрания приняли решение о переходе в Православную Церковь Украины. И это был едва ли не самый первый такой факт в Бессарабии, да и по всей Украине…

Надо признать, что большинство прихожан, делая столь серьезный выбор в жизни, последовали за личностью Настоятеля. За более чем 20 лет своего служения в Сарате и округе он стал авторитетным, влиятельным, весомым лицом, как в духовной, так и в общественной сфере, пишет интернет издание Бессарабии “Махала”. Люди доверяют отцу Владиславу, уважают и прислушиваются к его мнению, ценят его нравственные и душевные качества, принципиальность в вопросах веры и общечеловеческих ценностей. Видимо, эта принципиальность и честный взгляд на роль церкви в современной жизни и стали причиной недовольства священником со стороны высших церковных чинов ещё задолго до начала российской агрессии в Украине. Слишком резки были противоречия между тем, что декларировалось УПЦ (МП) и тем, что воплощалось в реальной жизни. Пожалуй, не ошибусь в утверждении, что эти четыре года были для отца Владислава периодом большой борьбы за истину, за умы и сердца прихожан.  А также именно за храм, который он отстраивал и до сих пор приходится отстаивать в бесконечных судебных тяжбах.

– Скажите, батюшка, что в эти четыре года было для Вас самым трудным?

– В сложившейся ситуации самым тяжелым был тот сплошной обман, которым была проникнута информация вокруг меня. Когда некоторые жители Сараты, священники уверяли, что с меня сняли сан. Когда меня обвиняли в том, что я перешел в Католицизм, Греко католицизм, то ли в Баптисты и даже в Мусульманство…. На самом деле это смешно, но для меня было самым трудным восприятие того, что сейчас, в 21 веке, люди не умеют и не хотят анализировать происходящее. Мы живем в одной стране, какое у неё будущее, если люди не хотят разобраться в таких вещах, считая себя православными христианами? В более высоких, сложных, масштабных вопросах они вообще не смогут разобраться. Поэтому это очень хорошая почва для манипуляций.

Трудно было воспринимать и агрессивное “христианство” некоторых верующих. Все хорошо знают, что учение Иисуса Христа призывает, прежде всего, к любви и толерантности. А меня проклинали, на чём мир стоит, утверждая, что я изменил вере…. Хотя непонятно, почему перейти из одной юрисдикции в другую – это значит изменить вере. Хотелось бы напомнить, что до 1945 года здесь, в Бессарабии, каждый храм подчинялся Румынскому Патриархату. И когда всех их, гамузом, перевели в Русскую Православную Церковь, никто не говорил, что они предатели….

Многое из того, что пришлось пережить за эти четыре года – обычные манипуляции. В общем – всё нормально….

– С какими проблемами Вы сталкиваетесь сегодня?

– Если этот вопрос ко мне как священнику и Настоятелю Свято-Покровского храма поселка Сарата, то сегодня у нас есть несколько судебных тяжб. Мы судимся с обладминистрацией о бездействии. У нас есть ещё иски, но они пока “стоят”, потому что на них были поданы отзывы – есть нюансы. Некоторые иски в стадии рассмотрения, хотя большинство из них закрыто. В гражданском хозяйственном суде судится с нами за помещение храма житель Сараты Каланжов (майор Вооруженных сил Украины). Дело пока находится в суде.

В 2021 году мы планировали и начали подготовку к капитальному ремонту здания храма, в котором он нуждается как изнутри, так и снаружи. Но важнейшие проблемы – те, что связаны с войной и приближением нашей Победы – их решением проникнута вся наша деятельность. Помогать армии, помогать людям и, конечно, нести повседневную пастырскую службу – вот моя задача.

– Как складываются отношения со служителями церквей МП, с которыми Вы раньше активно общались, в том числе как благочинный Саратского округа?

– Вопрос интересный, его нельзя трактовать однозначно. Есть священники, которые искренне сочувствуют и даже симпатизируют мне. От Одесской епархии по отношению ко мне шел полный игнор, более того – воинственный, агрессивный игнор с поливом грязью из всех средств, к которым они имели доступ. Но, по крайней мере, двум священникам было позволено общаться со мной, чтобы контролировать процессы. Один из них уехал из нашего благочиния и прекратил общение. На мой вопрос, почему, ответил: “Мне не позволяют, у меня будут проблемы!” Всё это смотрится дико и примитивно.

Был даже анекдотический случай, когда неожиданно встреченный мною в магазине священник Русской Церкви (кстати, которому я когда-то помог получить очередную награду), стал прыгать через мешки, лишь бы обойти меня.

Целью метода полного игнора было психологическое давление, чтобы я сломался, допустил какие-то промахи, просил прощения. Но я не за что. Поэтому общения почти нет, по крайней мере, очень ограничено. И мне это даже импонирует – чище воздух вокруг…

– Чем сегодня живет Саратский Свято-Покровский храм?

– Вы знаете, что недавно мы провели большую православную ярмарку. Могу уже сказать, что кроме 124 тысяч гривен, собранных в тот день, прибавилось ещё 27 тысяч, то есть мы дали армии более 150 тысяч. Перед этим были праздничные, Пасхальные дни, в храм приходили многие люди. То есть церковь живёт повседневной жизнью, как она должна быть.

Конечно, хотелось бы, чтобы мы были более интегрированы в общественную жизнь. Хотелось бы воплотить больше основ, например, как тот лагерь отдыха для детей, который у нас функционировал. Но у нас война, много общих проблем, мы во многом ограничены. Поэтому главное сегодня – окончание войны. После Победы одним из первоочередных станет вопрос ремонта храма, потому что потребность в этом очень назрела. Все остальные – рабочие, жизненные моменты, которые возникают и разрешаются повседневно.

– Сколько сейчас в храм ходит прихожан? Увеличилось ли их количество с началом полномасштабного вторжения?

– Не буду лукавить – часть людей отошла, потому что осталась в Московской Церкви, где есть свой священник. Но у нас действительно прихожан стало больше – приходят люди из других деревень, других районов. Приходят по своим принципам и убеждениям. Вот 6 мая приехали жители Белгород-Днестровского, чтобы окрестить ребенка. Перед этим приехали люди из Татарбунар, чтобы обвенчаться. То есть у людей уже есть позиция, идут именно в Украинскую церковь. Что касается Сараты, то часть людей присоединилась к нам, часть (незначительная) отошла. Но ещё нужно учитывать то, что многие уехали за границу, население посёлка уменьшилось. Тем не менее, Пасхальное Богослужение было очень многочисленным, а это показатель…

– Разъясните как можно проще тем, кто далек от церковной жизни, в чем именно заключается отличие позиций УПЦ и ПЦУ?

– Есть разница во многих принципиальных вещах. Например, по отношению к Украине. Позиция Православной Церкви Украины очень проукраинская. А УПЦ называет свою позицию “миролюбивой”. Всё остальное – Календарь тот же, язык Богослужения – свободный (меня никто не заставляет проводить службы чисто на украинском языке). Постепенно мы переходим на украинский язык (это сложно, например, для церковного хора), но делаем это не принудительно. Без изменений совершаются таинства и т.д. Наших верующих пугали, что ПЦУ запретят иконы, некоторые даже пришли в храм и забрали подаренный образ.

Церковная жизнь осталась такой, как была. Но согласитесь, ПЦУ более свободна. Возможно, ли установить во дворе храма национальный флаг Украины? А у России они есть. То есть в России можно, а в Украине – нельзя! Это позиция двойных стандартов. И так – в отношении каждой отдельной темы. Например, столь важная, какая позиция по отношению к государству, или к войне, или к России как агрессору. Вы знаете, ПЦУ уже в первый день войны признала Россию агрессором, а Русская Церковь в Украине до сих пор не дала официального определения.

– Не мешает ли Вам в духовном служении деятельность депутата Саратского поселкового совета?

– Никаким образом не мешает, даже наоборот. Когда я шел в депутаты, хорошо понимал, что в состав совета выдвигаются люди с негативным отношением к украинской церкви. Поэтому он попросил поддержки и даже благословения от своих избирателей и выиграл. Став депутатом, я узнал много проблем и Сараты вообще, и отдельных людей. Уже в 2021 году удалось организовать материальную помощь 37-м людям, в тяжелом 2022 – 68-м. Не будучи депутатом, у меня не было бы таких возможностей.

Вы знаете и о полученной общиной субвенции в 3 миллиона гривен, которая была потрачена на нужды школы, детского сада, приобретение мощного дизель генератора с блоком управления. Я горжусь тем, что этого удалось добиться своим личным участием. Уже не буду говорить о продуктовых наборах, которые мы раздавали нуждающимся в войне и оказываем во время войны другую гуманитарную помощь, и осуществлять эту работу помогает именно статус депутата. Хочу подчеркнуть, что миссия священника – помогать и духовно, и телесно. Поэтому депутатская деятельность дополняет моё служение как священника. Кроме того, она не занимает столь много времени, ведь сессии поселкового совета проходят в среднем раз в квартал.

Другое дело, что люди, которых призваны представлять интересы общины, не осознают происходящие в обществе процессы. Честно вам скажу, депутаты очень ментально отстают от общества. Во многих из них на календаре ещё 23 февраля 2022 года. Они не понимают, что идёт война, и ко многим вещам нужно относиться совсем по-другому. Я пытаюсь это объяснять – где-то получается, где-то нет…

Возможно, как священник, я должен заниматься другими делами. Но, вспомним, многие священники были общественными деятелями. Депутатом Верховной Рады в своё время был Митрополит Агафангел, был он и депутатом Одесского областного совета, как и его друг, викарный епископ Алексей. Несколько созывов избиралась в Одесский городской совет матушка Серафима. Это никому не мешало нести духовную миссию. Это мешает мне. То, что я делаю, мешает некоторым людям очернять меня. Считаю, что депутатство мне, напротив, помогло увидеть много проблем. И если мне не удаётся их решить, то изменить что-нибудь в этом направлении я стараюсь.

– Сейчас можно услышать следующее: война закончится, но после войны может наступить более страшный период. Когда вернутся с войны защитники и увидят, что все внутренние проблемы остались. Что коррупция не преодолена, потому что как воровали, так и воруют, как брали взятки, так и берут… А ещё слышала от одного политического деятеля такое мнение, что у Украины после войны есть только год, чтобы справиться со своими недостатками, иначе она последует следом за Россией…

– Мы надеемся, что вернутся с войны ребята и наведут порядок. На самом деле они вернутся измученными, ранеными душой и телом. Через некоторое время они оправятся, как и общество. Некоторые из них начнут активно действовать. Не разочаруем ли мы их? Пожалуй, разочаруем. Крайняя сессия поселкового совета показала, что мы упорно топчемся на месте и “поём советскую песню”. Не смогли даже принять решение об обращении депутатов Саратского поселкового совета к Президенту, Верховной Раде, Кабинету министров, Совету национальной безопасности и обороны Украины по поводу запрета деятельности Российской Православной Церкви на территории Украины. Девять депутатов проголосовали «за», четыре – «против», девять воздержались…

Но у меня есть надежда, что руководство страны за это время найдёт какие-то “лекарства”. Да, нам дано не так много времени – прежде всего, на преодоление коррупции, самой нашей большой беды. Поэтому мы и должны привлекать молодежь – потому что политики старой формации так и пользуются определенными правилами, начатыми намного раньше, и они не хотят отдавать власть. Сила молодежи в том, чтобы она их заменила. Но она пока не готова. Поэтому мы должны воспитывать гражданское общество уже сегодня.

Я, к сожалению, сейчас не вижу людей, которые хотели бы решать эти проблемы. Люди построены так, что стремятся, прежде всего, решать свои личные проблемы. Они не понимают, что не решение проблем социальных приведёт к накоплению ещё больших личных проблем. Я, всё же надеюсь, что центральной властью будут приняты более радикальные меры к главам областным администрациям, после этого будут изменены многие районные головы и механизм заработает.

– Довольно часто можно услышать высказывания, что население Бессарабии – сепаратистское. Какого Вы мнения об этом?

– Нет, не согласен, я бы так не говорил. Все мы – жители единой Украины. У нас есть небольшие отличия и особенности – географические, ментальные. Конечно, мы живём в местности, где насчитывается много наций и народностей, и она была больше под влиянием пропаганды. Мы видим, как сильна и влиятельна российская пропаганда, она акцентируется на отдельных точках.

Люди имели недостаточно правдивую информацию, но сейчас её больше, и мы наблюдаем изменения в ментальности и мировосприятии. Особенно это заметно на примере молодежи. Люди Бессарабии – очень добрые, очень искренние, очень хлебосольные. Они постепенно начинают понимать, что их будущее, будущее детей – в единой независимой мирной Украине. Как и всем украинцам, я хочу пожелать южанам Одесской области, бессарабцам, прежде всего Победы.

Победа позволит нам достойно планировать свою жизнь. Потому что мы сегодня живём очень коротким промежутком времени, и это объективная ситуация. А когда закончится война, многие из нас будут задействованы, во-первых, в физическом восстановлении страны. Другая часть будет задействована в перестройке ментальности страны. Потому что друг без друга не может это произойти. И именно к этому следует приобщаться, особенно молодому поколению. Потому что молодежь, к сожалению, пока не активна и за эту неактивность общество будет платить проблемами. Молодое поколение всегда очень прогрессивно, оно на многие вещи смотрит совсем по-другому. Поэтому мы здесь, как и во всей Украине, должны давать ему возможность проявить себя, а оно, в свою очередь, – не ждать, а брать инициативу в свои руки.

Как священник я хочу пожелать людям ума. Пожелать терпения. Пожелать человеколюбия. Потому что у нас, к сожалению, этого мало. И даже если вы видите, что, на ваш взгляд, кто-то ошибается, будьте терпимы и толерантны. Потому что если все мы будем выбрасывать свои отрицательные эмоции, стойкой конструкции жизни нам не создать. Мы должны приходить с добром и миром.

***

Когда интервью уже было готово, стало известно, что судебное разбирательство по иску Каланжова В. В. о признании недействительным решения общего (приходского) собрания религиозной общины Свято-Покровского храма пгт Сарата от 26 января 2019 года закрыто.

Об этом сообщает информационный ресурс Духовный фронт Украины.

Лента

Воспитанники воскресной школы ставропигиального собора ПЦУ

28 апреля, в Вербное воскресенье, в воскресной школе Спасо-Преображенского ставропигиального собора ПЦУ в Киеве, настоятелем которого является Митрополит Александр...

Актуально